Японцы в Иркутске

Геннадий Сарховский
В 1941 мать, бабушка, я (семи лет) и грудная сестра были эвакуированы в Иркутск, где прожили до 1946г. Отец был в армии.
Этот рассказик основан на моих детских наблюдениях и рассказе моей матери, которая в 1943-1946 гг. работала вольнонаемным инженером-плановиком в иркутской исправительно-трудовой колонии.

После окончания войны с Японией в Иркутске появились японские военнопленные из разгромленной Квантунской армии. Их всех поселили все в той же колонии, обустроив так, что смешение их с "нашими" было исключено. Они продолжали носить свою военную форму: у солдат - куртка из прочной и плотной материи (с изнанки - длинный натуральный мех, теплые шапки-ушанки, соответствующие брюки и белье, обувь. Офицерам оставили знаки различия, вменили командовать солдатской массой и представлять ее перед администрацией лагеря.
Разбили на отряды, которые каждый день выводили на работу.
Мы жили на довольно широкой улице Тимирязева, где силами пленных осуществлялась прокладка рельсового пути для первой в городе трамвайной линии. Мы, пацаны, вертелись вокруг работающих, охрана нас не отгоняла да и вообще была чисто номинальной, так что у нас среди пленных появились "лично знакомые", которые с большим удовольствием с нами общались и дарили различные безделушки. Так мне достался прекрасный компас, с которым я не расставался ни днем, ни ночью и которым "фасонил" в школе(ходил я тогда в третий класс).
Иркутяне в массе относились к пленным по-доброму или безразлично, понимая, что не Япония напала на СССР, а наоборот. Да, и вообще, не в нравах сибиряков бить "лежачего", несчастного!

Однажды мать пришла домой из лагеря и рассказала, что в лагере случилось ЧП : один пленный украл у другого какой-то (не очень ценный) предмет обихода. Потерпевший доложил об этом своему офицеру. Тот был скор на расправу : провинившемуся был отдан приказ САМОПОВЕСИТЬСЯ. Приказ был выполнен!
Офицер был взят под стражу, состоялось разбирательство, его судил наш военный суд, его убрали из колонии. Ни приговора, ни дальнейшей его судьбы я не знаю. Примерно в это же время мать уволилась, и мы начали готовиться к возвращению в Киев.