Поборник здоровья

Юрий Боченин
   Я с нетерпением дочитал последнюю страницу книги новозеландца Гарта Гилмора «Бег ради жизни» и взволнованно забегал по комнате.  Оказывается, в наш машинный век человеку не хватает двигательной активности. Гиподинамия!   И из всех видов физических упражнений наиболее доступен и полезен для нашего организма бег трусцой.  Итак –  как в той книге: «Бац!  И трусца родилась!»

   Где я только был раньше?  Почему до этого никто не подсказал мне, что нужно заниматься спасительным бегом везде, где есть возможность: «холодным утром, прохладной ночью или на пути к работе». Но я не буду эгоистом, думающим только о собственном здоровье и долголетии.  Я подскажу и другим, погрязшим в незнании людям, что всем им крайне необходима физкультура.  Кстати, мой сосед, сорокалетний толстяк Петруша, ни шагу не сделает без своей миниатюрной  «Оки».

  Я решил, ни минуты не откладывая, провести с ним разъяснительную работу.  Но Петруши, как назло, не было дома.

  – Уехал на рыбалку, –  махнула рукой его жена, своей полнотой под стать Петруше.

   Ждать возвращения Петруши на его дребезжащей машине у меня не хватило терпения.  Побежал трусцой к озеру.  Место, где удил Петруша, я знал.

   – Небось, обокрал кого-нибудь и теперь даёт дёру в лес! –  сердито прошамкала мне в след какая-то старушка с матерчатой сумкой.

   –  И-и, подружка! –  вторила ей другая бабка. –  Тунеядец это.  Наработался бы, не стал ногами взбрыкивать!

   Но вот и озеро.  Голубая «Ока» стоит у самой пока ещё голубоватой на солнце воды.  Петруша  с  тряпкой  в  руке   моет полированные наружности машины  и   поглядывает на поплавок.

   –  Слушай, Петруша! –  выпалил я, хватая ртом воздух, как окунёк, выброшенный на песок.  –  Срочно продавай машину!

   –  Нашел покупателя? Как я говорил, за мою цену? А может быть, обмен на «жигулёнка»?

   –  Да нет же!  Сейчас все объясню...  Ездить всегда на машине вредно для здоровья.  Схватишь коронарную болезнь, надо как можно больше бегать трусцой...

   –  Спятил ты, как я погляжу, –  сказал Петруша, Живот его заколыхался от сдерживаемого смеха.

   Вдобавок его небритое лицо сплющилось в снисходительной улыбке:

   –  А я-то уж уши развесил, собрался уже удочки сматывать...

   –  Гиподинамия –  это недостаток движения.  Болезнь нашего века... –  продолжал я наставлять располневшего Петрушу на истинный путь.
 
   –  Ты просто завидуешь, что у меня есть машина, а у тебя нет.  Не умеешь ты жить, вот что!

   Это было уже слишком.  Я почувствовал, как побледнел от обиды, но удержался от оскорбительных ответных выражений.

–  Стой, куда ты? –  ласково спросил меня Петруша, когда я потрусил в медленном, полном достоинства темпе, к своему дому. –  Я сейчас подброшу тебя.
Всю охоту рыбалить перебил ты мне.

   Я отмахнулся от соседского шофера-любителя, убивающего своё сердце автомобилем, и проследовал своим путем.

   На другой день, рано утром, я облачился в спортивный костюм, обул кеды и выбежал на улицу.  Ритм дыхания у меня был уже отработан — на четыре шага вдох, на четыре — выдох.  На автобусной остановке, мимо которой я пробегал, столпился народ.  Среди них я заметил знакомых пенсионерок из нашей панельной девятиэтажки.

  –  Не надо ждать автобуса! –  хрипло выдохнул я. –  Надо больше бегать, полезно для здоровья!

  –  Оно и видно по тебе, был бы здоров, не болтал глупостей! –  дружно прокричали мне в след бабки.

   Я невозмутимо продолжал бег.  Но вот в груди начало покалывать.  Мне была понятна причина этой боли: я дышал воздухом, насыщенным выхлопными газами.  Вон сколько автомобилей шлындает взад-вперед по  улице.   Добро  бы  уж  грузовики. Те иногда полезный груз возят, а эти вездесущие легковушки плодят только потенциальных сердечников.
 
   Я подумал, что хорошо бы нашей промышленности наладить выпуск педальных автомобилей, и не столько  для детей, сколько для взрослых. Двухместные, четырехместные, многоместные… Это сразу бы решило проблему загрязнения воздуха, а также гиподинамии человечества. Возможно, в будущем по нашим дорогам будут ходить автобусы с педальным приводом.   Перед каждым сиденьем будет располагаться пара педалей.  Желаешь потренировать мышцы ног, а заодно и сердце –  жми на педали.  Не хочешь – сиди обыкновенным пассажиром.
 
   Но как нахально ведут себя эти сегодняшние частные средства передвижения, особенно «Волги»,  «Вольво» и «Мерседесы»!  Всех бегунов вроде меня прижимают к кюветам, норовят обдать грязью из луж.

   Так вот же вам!  Я  схватил с обочины  кусок кирпича и демонстративно побежал по середине проезжей части.  Если меня заденет какая-нибудь железная тварь, я пущу в ход оружие!

   – Что шарики за ролики заехали? –  поинтересовался щекастый шофер с «Ауди», притормозив рядом со мной. –  Плачет по тебе скорая помощь!

   –  Это по тебе плачет скорая помощь! –  отпарировал я. –  Скоро схватишь в своей машине инфаркт миокарда.  Бегать надо!

   Водитель «Волги» попался добродушный.  Поглядел на кирпич в моей руке, расхохотался, помахал мне пухлой ладошкой и поддал газу в прямом и переносном смысле слова.

   На работе в институте я только и думал о своем увлечении физкультурой.  Выходило, что утром я пробежал не так уж много — всего четыре километра.  Куда мне до чехословацкого бегуна Эмиля Затопека, пробегавшего за тренировку больше шестидесяти километров!  Но где мне взять на это время?  И вот я нашел выход.

   Бегать можно во время любой работы.  Например, сегодня мне предстояло провести опыты с медным купоросом.  Нужно было взвесить девятнадцать с половиной граммов препарата. Я попросил мою слишком услужливую лаборантку не вмешиваться в ход моей подготовки к опыту.От стеклянного шкафа, где стояла банка с голубым порошком, до лабораторных весов было метров пять.  Так вот, я взял маленькую пластмассовую аптекарскую ложку, черпал из банки несколько крупинок препарата и бегал с  ложкой от шкафа до весов и обратно, пока не набрался требуемый вес.  Таким образом, занятия трусцой удачно сочетались с моей научной работой!

   К концу рабочего дня я начал внимательно оглядывать моих коллег.  Все они казались мне медлительными и тяжеловесными.  Вот инженер Извилин, убрав в стол чертежные инструменты, беззаботно посвистывая, спускался по лестнице в вестибюль, где у него стоял велосипед.

   –  Знаешь, Вильчик, догнал я его, –  ездить на работу на велосипеде не так полезно, как бежать трусцой.  Оставь велосипед, составь мне компанию.
 
   –  То, что ты ополчился против автомобилей, я ещё понимаю.  Но причём тут мой велосипед? Не чокнулся ли ты?

   Я вздохнул.  Что-то много людей недвусмысленно намекало на дефекты моих мозговых полушарий, хотя, по моему мнению, эти намеки следовало бы адресовать по их собственному адресу.

   Я бежал по улице и увидел, что миловидная женщина в белой кофточке катит по тротуару детскую коляску.

  –  Надо приучать детей бегать самостоятельно, не пользоваться коляской! –  сделал я выговор женщине.

   –  Так ему только семь месяцев!

   –  Все равно!  Не может бегать –  пусть ползает.  Да и с вами ничего бы не случилось, если бы вы донесли ребёнка на руках.  В наш век гиподинамии физические нагрузки ой как полезны!

   – Псих какой-то! –  поводила по сторонам головой мамаша и толкнула коляску.

   До моего дома, а я жил на окраине города, надо было ехать ещё на метро.  Когда я вышел из голубого вагона, мне пришла в голову идея: подняться бегом по ступеням эскалатора, идущим вниз.  Я разогнался и прыгнул на ребристую ленту.  Ноги мои потянуло назад, я чуть было не потерял равновесие.  Дежурная у эскалатора дала протяжный свисток.  Мимо меня с чудовищной быстротой уходил вниз встречный поток людей, а я, прижав руки к бокам, упрямо взбирался вверх.  Мне удалось подняться на треть высоты эскалатора, когда я почувствовал, что у меня вот-вот разорвётся сердце.  Было нечем дышать, и я  покорно позволил бесчувственной ленте довезти меня до низу.

  –  Вы что, перепутали эскалаторы?  Вызвать врача или милиционера? –  ядовито осведомилась пожилая дежурная.

   У меня уже не доставало сил доказывать ей, сидевшей неподвижно день-деньской в своей со всех сторон застеклённой будке, о пользе оздоровительного бега.

   Когда я подходил к своему дому, толчки моего сердца прекратились, настроение у меня улучшилось.   Назавтра я решил больше не ездить в метро, а всю дорогу на работу и с работы пробежать трусцой.

   –  Давай, Лиза, усилим нашу физическую активность! –  заявил я за ужином жене.

   Она вскинула голову, надув щёки в улыбке:

   –  В каком это смысле?

   –  В самом прямом!  Надо просто больше двигаться, бегать, прыгать...

   –  Согласна!  Пока я вымою пол, возьми бидончик, сбегай в магазин за молоком.

   За молоком надо было простоять в очереди минут пятнадцать.  Чтобы у меня не пропадало время на бесполезное стояние, я попросил стоящих возле меня женщин чуть раздвинуться и начал делать в очереди пружинистые приседания.  Сделаю десять приседаний, отдохну минуту и снова приседаю.

   –  Перестаньте паясничать! Вы действуйте мне на нервы! –  истерически воскликнула дама с заплывшими от ожирения глазками.

   Я принялся было втолковывать толстой истеричке сведения о достоинстве всевозможных физических упражнений, говорил ей и остальным женщинам, что в здоровом теле здоровый дух, но подошла моя очередь.

   На следующий день, когда я перебегал центральную улицу города под носом у повизгивающих тормозами машин, меня задержал наряд милиции. Парни в форме задавали мне какие-то вопросы, я их не слушал и призывал их последовать моему примеру –  занятию бегом.

  –  Две вещи я особенно не люблю в нашей жизни! –  заключил я, с ненавистью глядя на самодвижущиеся предметы, пыхающие вонючим газом. –  Это автомобили и всевозможные очереди.
 
   Милиционеры рассмеялись, но один из них  прижал ко рту коробочку рации. Пока меня осматривал, приехавший по вызову психиатр, я старался не говорить ничего, кроме односложных «да» и «нет». А сам думал: «Этот упитанный эскулап о трусце и не помышляет»
 
   Меня так и подмывало раскрыть этому страдающему одышкой доктору глаза на то, что угрожает его здоровью.  Но я промолчал.  Не хватало, чтобы он упёк меня, кандидата наук, в свой психдиспансер!
 
–  Нервная система у  вашего  мужа  в  порядке. –  сказал,  отдуваясь после каждого слова психиатр моей  жене.  –  У него незначительные шумы в области сердца нервозного характера, по-видимому, от занятий  бегом в неподходящей обстановке.
 
   Когда я провожал доктора на лестничную площадку, он с задорным огоньком в глазах проговорил:

   -Знаете, коллега, заниматься бегом в одиночку - это нонсенс! Давайте завтра махнём на пробежку в городской парк, этак часиков в шесть утра. Потренируете меня в трусце на первых порах!