Декабрь 1959 года

Николай Алексеев 2
    Канун Нового года, самого семейного и самого любимого праздника. На 30 декабря 1959 года экипаж Н. Турова получает срочное задание вылететь на базу падения головок (ОИС № 4,ст. Кзылджар) с посадкой на ОИС №3 г. Аральска. Нам было понятно, что ракета стоит на старте, подготовленная для испытательного пуска на заданную дальность. В то время при плановом ведении хозяйства все предприятия и структуры стремились выполнить план и доложить о его выполнении. Тем более о выполнении плана испытаний новейшей техники. Это не первый случай, когда пуск производился в последние дни  года. Успокаивало немного то, испытателям нужны срочно результаты измерений, ради которых мы летим. Главный штаб полигона в этих случаях контролирует полёт и способствует успешному перелёту. Да и до наступления праздника еще есть два дня. Самолёт Ил-12, экипаж подготовлен к полётам и днём, и ночью при минимуме погоды. Поэтому не теряется надежда до наступления Нового года вернуться. Уходя из дома, семейство предупредил, что вероятность возвращения есть. Подготовку к Новому году продолжать.
    Вылетели с восходом Солнца прямым маршрутом на Актюбинск. Налетав 6 часов 22 минуты, посадку произвели  в Джусалах в ночное время. Далее трассы нет, полёт возможен только днём и на следующий день вылетаем с восходом Солнца.  Заявку на обратный перелёт дали двумя маршрутами и через Гурьев, и через Уральск. На базе произвели посадку через 3 ч. 41 мин. Для обратного вылета времени достаточно, но, как часто в таких случаях бывает, не готовы материалы измерений, ради которых мы срочно вылетали. Их из квадрата падения должен доставить самолёт Ан-2 Николая Сапая, который находится в готовности №1 в квадрате падения головки, находимся в готовности №1 и мы, но день уходит, а ночь приближается. Как будто бы кто усиленно гонит солнечный диск к земле. С каждой минутой тает надежда встретить праздник дома.
   Исполняющим обязанности командира части в это время был полковник Горбунов Александр Дмитриевич, который был командирован туда для наведения порядка после того, как там случилось ЧП. Он переживал вместе с нами и прикладывал максимум усилий  по обеспечению вылета. чтоб своевременно доставить результаты измерений. Мы с ним стояли у радиостанции в ожидании доклада о вылете Ан-2. Радист не мог расшифровать радиограмму. Он даёт команду радисту: “Запроси открытом текстом о времени вылета самолёта”. Удивлёнными глазами радист посмотрел на него, не меньше был удивлён и я. Он повторил команду. И радист тут же доложил, что самолёт взлетает. В то время за нарушение режима секретности можно было сильно пострадать. Но таков был Александр Дмитриевич всегда, решительный и смелый. Не даром начальник полигона генерал Вознюк направлял его на ликвидацию всяких прорывов.
    И наступает уже критический момент - диск Солнца упирается в линию горизонта. Ан-2 произвёл посадку.Забрав у него плёнки, производим взлёт, получив разрешение на пролёт Джезказгана, берём курс на Актюбинск и просим у него пролёт северной трассой до Саратова и Волгограда. Такой маршрут заявкой предусматривался. Но через некоторое время получаем информацию весь район Волги в тумане. Связались с Саратовым и Волгоградом, убедились, что оба закрыты по погоде.  В этот момент и была потеряна окончательно надежда встретить Новый год в семейном кругу. В Актюбинске наш прилёт ожидал заместитель командира части по лётной подготовке  капитан Авдеев, который вышел на связь и с юмором задал вопрос, будем ли мы ужинать в Актюбинске. Пришлось заказать праздничный ужин. Вместе с двумя Тульскими экипажами самолётов Ан-8, которые также из-за погоды оказались здесь, и дежурной сменой авиакомендатуры  встретили Новый  1960 год в уютной столовой, располагавшейся в хорошей землянке. Было и шампанское, и прекрасная ёлка, и музыка, и замечательный  ужин. Но это был Актюбинск, а не родной дом, где ждали нас родные, чтобы встретить Новый год.
   1-го января все полёты военных самолётов были запрещены. А 2-го января мы возвратились на свой аэродром. Встречали нас  представители секретной службы, чтобы забрать плёнки. Едва ли они в этот день кому-то были нужны. К сожалению, это был не первый случай за прошедшие пять лет нашей службы  на полигоне. Наш экипаж встретив 1958 Новый Год на базе Макат, утром 2-го числа вылетел на свой аэродром прямым маршрутом через наши полигонные объекты. Диспетчер Гурьева посчитал, что наш аэродром принимает, пролёт разрешил. При подлёте оказалось весь авиаузел в зоне нашего аэродрома в тумане. КП Ростова,узнав о вылете самолёта, поднял скандал. Посадку благополучно произвели на аэродроме Владимировка. Экипаж от наказания спасла объективность и гуманность генерала Финогенова, начальника полигона ВВС. Ему было поручено разобраться, почему самолёт оказался в такой ситуации. Он пригласил экипаж к себе, выслушал доклад командира. заставил написать объяснительные записки. Доложил: "Это экипаж из хозяйства генерала Вознюка. У них с обеспечением полётов пока нет надлежащего порядка". Этим докладом он спас командира корабля, как минимум, от взыскания.
Во второй половине дня погода хоть и улучшилась, но был запрет на полёты военной авиации. Перелетели на свой аэродром Конституция только 3-го числ наступившего нового 1958 года.Вот такими усилиями обеспечивались испытания ракетной техники, создавался ракетный щит страны под названием СССР.