Родословная Т. Н. Лаппа

Евгений Пажитнов
… Краеведческо-генеалогический сектор библиотеки №18 им. Н.А.Островского.
Уважаемые читатели! Просим внести поправки и дополнения. Приглашаем принять участие в краеведческо-генеалогических семинарах!
Контакты: 89262371485@mail.ru  Пажитнов Евгений.
====================
ПО МАТЕРИАЛАМ БОРИСА СЕРГЕЕВИЧА МЯГКОВА!!!!!!!!!!!!
================
ОГЛАВЛЕНИЕ,
1. Родословная роспись.
2. Воспоминания.


Родословная роспись:

___ Поколение 1 ___


1. Лаппа ...
Пол: мужской.
• Женился
• 1834: Родился Николай  (2-1)
Жена: Лаппа ....


___ Поколение 2 ___


2-1. Лаппа Николай Иванович (1834-1907)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 73.
• Женился
• Родился Николай  (3-2)
• Родилась Екатерина (4-2)
• 1834: Родился. Отец: Лаппа ..., мать: Лаппа ....
• 15.04.1879: Родилась Софья (5-2)
• 1907: Умер
Жена: Лаппа Елизавета Николаевна.


___ Поколение 3 ___


3-2. Лаппа Николай Николаевич
Пол: мужской.
• Родился. Отец: Лаппа Николай Иванович, мать: Лаппа Елизавета Николаевна.
• Женился
• 1892: Родилась Татьяна (6-3)
• 1893: Родился Евгений (7-3)
• 1895: Родилась Софья (8-3)
• 1900: Родился Константин (9-3)
• 1902: Родился Николай  (10-3)
• 1904: Родился Владимир (11-3)
Жена: Пахотинская Евгения Викторовна.

4-2. Лаппа Екатерина Николаевна
Пол: женский.
• Родилась. Отец: Лаппа Николай Иванович, мать: Лаппа Елизавета Николаевна.
• Вышла замуж
• 1907: Родилась Ирина (12-4)
Муж: Язев Сергей Яковлевич.

5-2. Лаппа Софья Николаевна (15.04.1879-17.04.1972)
Пол: женский, продолжительность жизни: 93.
• Вышла замуж
• 15.04.1879: Родилась. Отец: Лаппа Николай Иванович, мать: Лаппа Елизавета Николаевна.
• 17.04.1972: Умерла
Муж: Давидович Виктор Иванович.
• 1914: Умер


___ Поколение 4 ___


6-3. Лаппа Татьяна Николаевна (1892-1982)
Пол: женский, продолжительность жизни: 90.
• Вышла замуж. Муж 1.
• Вышла замуж. Муж 2.
• Вышла замуж. Муж 3.
• 1892: Родилась. Отец: Лаппа Николай Николаевич, мать: Пахотинская Евгения Викторовна.
• 1982: Умерла
Муж 1: Булгаков Михаил Афанасьевич, продолжительность жизни: 49.
• 1891: Родился
• 1940: Умер
Муж 2: Крешков Александр Павлович.
• Умер
• 1900: Родился
Муж 3: Кисельгоф Давид Александрович, продолжительность жизни: 91.
• 1883: Родился
• 1974: Умер

7-3. Лаппа Евгений Николаевич (1893-1917)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 24.
• 1893: Родился. Отец: Лаппа Николай Николаевич, мать: Пахотинская Евгения Викторовна.
• 1917: Умер

8-3. Лаппа Софья Николаевна (1895-1965)
Пол: женский, продолжительность жизни: 70.
• Вышла замуж
• Вышла замуж
• Вышла замуж. Муж 1.
• Вышла замуж. Муж 2.
• 1895: Родилась. Отец: Лаппа Николай Николаевич, мать: Пахотинская Евгения Викторовна.
• 10.08.1922: Родилась Тамара (13-8(2))
• 1965: Умерла
Муж 1: ....
• Родился
• Умер
Муж 2: Вертышев Константин Николаевич, продолжительность жизни: 62.
• 1880: Родился
• 1942: Умер

9-3. Лаппа Константин Николаевич (1900-1913)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 13. Застрелился в 1913 году.
• 1900: Родился. Отец: Лаппа Николай Николаевич, мать: Пахотинская Евгения Викторовна.
• 1913: Умер

10-3. Лаппа Николай Николаевич (1902-1918)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 16.
• 1902: Родился. Отец: Лаппа Николай Николаевич, мать: Пахотинская Евгения Викторовна.
• 1918: Умер

11-3. Лаппа Владимир Николаевич (1904-1918)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 14.
• 1904: Родился. Отец: Лаппа Николай Николаевич, мать: Пахотинская Евгения Викторовна.
• 1918: Умер

12-4. Язева Ирина Сергеевна (1907-1943)
Пол: женский, продолжительность жизни: 36.
• Вышла замуж. Муж 1.
• Вышла замуж. Муж 2.
• 1907: Родилась. Отец: Язев Сергей Яковлевич, мать: Лаппа Екатерина Николаевна.
• 1932: Родился Юрий (14-12(1))
• 1941: Родилась Наталья (15-12(2))
• 1943: Умерла
Муж 1: Валицкий Николай Вячеславович, продолжительность жизни: 26.
• 1907: Родился
• 1933: Умер
Муж 2: Домбровский Владимир Владимирович, продолжительность жизни: 40.
• 1904: Родился
• 1944: Умер


___ Поколение 5 ___


13-8(2). Вертышева Тамара Константиновна (10.08.1922)
Пол: женский, возраст: 91.
• Вышла замуж. Муж 1.
• Вышла замуж. Муж 2.
• 10.08.1922: Родилась. Отец: Вертышев Константин Николаевич, мать: Лаппа Софья Николаевна.
• 1946: Родился Владимир (17-13(2))
• 09.08.1956: Родился Виктор (16-13(1))
Муж 1: Юхт Владимир Лазаревич, продолжительность жизни: 58.
• 1924: Родился
• 1982: Умер
Муж 2: Черниговский Александр Фёдорович, продолжительность жизни: 70.
• 1912: Родился
• 1982: Умер

14-12(1). Валицкий Юрий Николаевич (1932-2008)
Пол: мужской, продолжительность жизни: 76.
• Женился
• 1932: Родился. Отец: Валицкий Николай Вячеславович, мать: Язева Ирина Сергеевна.
• 1965: Родился Алексей (18-14)
• 2008: Умер
Жена: ... Ратиса Ивановна.

15-12(2). Домбровская Наталья Владимировна (1941)
Пол: женский, возраст: 73.
• Вышла замуж
• 1941: Родилась. Отец: Домбровский Владимир Владимирович, мать: Язева Ирина Сергеевна.
• 1968: Родился Лев (19-15)
• 1973: Родилась Анна (20-15)
Муж: Курлаев Александр Львович, продолжительность жизни: 63.
• 1941: Родился
• 2004: Умер


___ Поколение 6 ___


16-13(1). Юхт Виктор Владимирович (09.08.1956)
Пол: мужской, возраст: 57.
• 09.08.1956: Родился. Отец: Юхт Владимир Лазаревич, мать: Вертышева Тамара Константиновна.

17-13(2). Черниговский Владимир Александрович (1946)
Пол: мужской, возраст: 68.
• Рождение, Отец
• Женился
• 1946: Родился. Отец: Черниговский Александр Фёдорович, мать: Вертышева Тамара Константиновна.
• 1979: Рождение, Отец
• 1979: Родился Константин (21-17)
• 1983: Родилась Оксана (22-17)
Жена: Америкова Валентина Александровна, возраст: 64.
• 1950: Родилась

18-14. Валицкий Алексей Юрьевич (1965)
Пол: мужской, возраст: 49.
• Женился
• 1965: Родился. Мать: ... Ратиса Ивановна, отец: Валицкий Юрий Николаевич.
• 1992: Родилась Анна (23-18)
• 1998: Родилась Мария (24-18)
Жена: Беляева Ольга Ивановна.

19-15. Курлаев Лев Александрович (1968)
Пол: мужской, возраст: 46.
• 1968: Родился. Отец: Курлаев Александр Львович, мать: Домбровская Наталья Владимировна.

20-15. Курлаева Анна Александровна (1973)
Пол: женский, возраст: 41.
• Вышла замуж
• 1973: Родилась. Отец: Курлаев Александр Львович, мать: Домбровская Наталья Владимировна.
• 1998: Родилась Марьям ... (25-20)
• 2002: Родилась Софья ... (26-20)
• 21.01.2008: Родился Юсефф ... (27-20)
Муж: Маанину Халид.


___ Поколение 7 ___


21-17. Черниговский Константин Владимирович (1979)
Пол: мужской, возраст: 35.
• 1979: Родился. Мать: Америкова Валентина Александровна, отец: Черниговский Владимир
Александрович.

22-17. Черниговская  Оксана Владимировна (1983)
Пол: женский, возраст: 31.
• 1983: Родилась. Мать: Америкова Валентина Александровна, отец: Черниговский Владимир
Александрович.

23-18. Валицкая Анна Алексеевна (1992)
Пол: женский, возраст: 22.
• 1992: Родилась. Отец: Валицкий Алексей Юрьевич, мать: Беляева Ольга Ивановна.

24-18. Валицкая Мария Алексеевна (1998)
Пол: женский, возраст: 16.
• 1998: Родилась. Мать: Беляева Ольга Ивановна, отец: Валицкий Алексей Юрьевич.

25-20. Маанину Марьям ... (1998)
Пол: женский, возраст: 16.
• 1998: Родилась. Отец: Маанину Халид, мать: Курлаева Анна Александровна.

26-20. Маанину Софья ... (2002)
Пол: женский, возраст: 12.
• 2002: Родилась. Отец: Маанину Халид, мать: Курлаева Анна Александровна.

27-20. Маанину Юсефф ... (21.01.2008)
Пол: мужской, возраст: 6.
• 21.01.2008: Родился. Отец: Маанину Халид, мать: Курлаева Анна Александровна.

2. ВОСПОМИНАНИЯ.

Т.К.  Не дай Боже! Я собак боюсь страшно.
Л.П.  Да?
Т.К.  Своих я люблю, не боюсь. А чужих страшно боюсь. Вот, в Сибири у меня были охотничьи собаки. Эти самые… пойнтера.
Л.П.  Две? Три?
Т.К.  Было прежде одна, потом вторая была. Вторая была Лера. Очень красивая собака. Даже мальчишки говорили: «Нарядная собака».
Л.П.  Белая с черными пятнами?
Т.К.  Белая с черными… Вот тут была, как корона у нее. Замечательная собака. Если ко мне кто-нибудь приходил – она бросалась. Но я никогда ее… не обнимала, ничего. Она лежала у нас в передней, я ее кормила, конечно, приносила, из столовой брала. Мне говорят: «Ну, что ты собаку кормишь? Ты заведи поросенка». А зачем мне?
Л.П.  Это, в каком городе?
Т.К.  В Черемхово.
Л.П.  Ну, раз условия позволяли… Там квартира или комната была?
Т.К.  Там… такой, понимаете… две комнатки было.
Л.П.  С питанием было – ничего?
Т.К.  С питанием там было – ничего. Вот, я в Иркутск все таскала… И колбасу привозила, и мясо привозила, и масло. Все я доставала там, в Черемхово. Рынок там был. Жулья много было там.
Л.П.  В то время всюду было много жулья. Но собака, конечно, это какая-то защита.
Т.К.  И кто-то у меня попросил на охоту – я дала. А туда был такой большой зал какой-то был. Потом еще был, а потом там была аптека. Так когда я собаку отдала на охоту, в аптеку влезли и… обокрали. А сторож, сторож был рядом со мной там комната была. Он вдруг стучится: «Вы не слышали, никто не ходит там?» Я говорю, что собаки у меня нет, потому что если только кто подходил, она поднимала такой лай, что дальше никто не шел.
Л.П.  Так она Вам спать не давала.
Т.К.  Нет, почему?
Л.П.  Ночью-то…
Т.К.  Ночью, когда залает – очень хорошо. Я просыпалась, конечно. Прислушивалась. Думаю, тогда я ее пущу. Пришлось подарить собаку, чтоб он мне подписал обходную. Никак… Сказал, что «нет, я тебя… - говорит, - нет». Ну, я говорю: «Я собаку Вам дам».
Л.П.  Разве он имел право отказывать?
Т.К.  Ну, конечно, не имел. «Ну, понимаешь, у меня сейчас никого нет». Я говорю: «Найдите кого-нибудь. Что, мало?..» «Не можешь больше оставаться?» А маму я не могу одну отправить. Я должна с мамой ехать. Ну, я говорю: «Собаку дам. Она хорошая». «Ну, ладно, давай собаку».
Л.П.  Как его звали?
Т.К.  Это… как вот его… знаю, что Васильковский или как-то… В общем, такое какой-то.
Л.П.  Василевский, может быть?
Т.К.  Нет, не Василевский.
Л.П.  Васильков?
Т.К.  Не знаю. Какой-то… Раз, как получилось. Я выдавала карточки. Подошла женщина одна. И парторг стоял сзади этой женщины. Ну, женщина в точности такая, какая вообще работала на углеподаче. Все они ходили в ватных куртках, замазанные сажей, черные все… Ну, конечно, я виновата в том, что я не спросила пропуск. Подходит и говорит… по фамилии как, расписалась все в точности, как вот самая настоящая. У нее четверо детей, значит четыре рабочие карты… четыре детские и одну рабочую. Я ей и отдала. А сзади парторг стоял. Он видел все это, как она расписалась, просила. Он посмотрел, а… значит, он тоже всех знал. А через некоторое время приходит такая же и говорит: «Дайте мне карточки». Я говорю: «Слушайте, вы же получили. Вот, расписались». Начинает орать: «Я не получала! Это не я!» Крестится, это все… «А кто же?» «Это совсем не я!» «Ну, как же… Вот, такая же…» Я зову этого. Он говорит: «Слушайте, да такая же, как вы приходила. Я видел, как она подошла, но, правда, она не спросила пропуска». Ну, всех же знают, каждый день же приходят, то карточки, то деньги, то еще что. И, значит: «Тебя теперь посадят». Это там… дружки. Я говорю: «Ну, что же…» Пошла к этому… к директору и говорю: «Вот, такая история. Что мне теперь делать?» У меня только одна карточка – моя рабочая и мамина иждивенческая, вот. Но все равно это не устраивает вот этого человека. Он вызвал парторга. «Вы знаете что… конечно, вот только, что она не спросила пропуска, но вы тоже видели!» И он видал. «Она, - говорит, - ну, в точности!» Стали искать по всему цеху вторую такую женщину, как… Нигде не нашли ее. Он сказал: «Пиши заявление. Я тебе подпишу». Я написала, что прошу дать еще дополнительно, значит, это… Даю бухгалтеру, он не подписывает. Я говорю, что… как его… бурят, Ертагай Ертагаевич… не подписывает. Он позвонил: «Подпиши сейчас же заявление, которое тебе дала Лаппа.» Подписал. Я получила и отдала. Вот, все говорят: «Ну, ты же это… как вот тебе дал еще раз подписать… директор…» Раз, я еще передала сто рублей. Никто не вернул.
Л.П.  Ну, на те деньги сто рублей было не много, наверное.
Т.К.  Ну, конечно, все-таки… Я отдала, конечно, свои деньги и все.
Л.П.  Да, уж. Такая работа.
Т.К.  А потом один бухгалтер там… Этот ушел, был другой бухгалтер. И еще какого-то бухгалтера прислали, помощника бухгалтера. Пьянчуга жуткий! Во время… что-то такое… что-то было… Мне он пишет записку: «Дай карточку этому бухгалтеру». А только что выдала карточки. Он, конечно, ее пропил. Я говорю: «У меня карточек лишних нет». Тогда он вызывает: «Как у тебя нет лишних карточек?» «Откуда у меня лишние карточки? Я выписываю столько, а если лишние есть, я обязана их сдать в карточное бюро. У меня расписка есть на это. Поэтому я давать карточки не с чего. Свою карточку я не дам. У меня есть мать, которая хочет есть. Я тоже не могу без карточки жить, без хлеба. Поэтому… а что куда он дел, я не знаю. Пускай пойдет и купит на базаре. Там продают карточки». Он меня, конечно, «по матушке» пропустил…
Л.П.  По морде надо было.
Т.К.  Ну, «по морде»… Я там драться-то не могла. Этот пустил, который пропил.
Л.П.  Почему же не могли? Никто бы Вас не осудил.
Т.К.  А все я карточки сдавала. Обратно. А бухгалтера этого не любили. Они хотели, чтобы я им давала карточки, а я сказала: «Вы за это не отвечаете, а я отвечаю».
Л.П.  Они хотели излишки накапливать и торговать на базаре ими.
Т.К.  А я говорю, что я не могу, я не имею права.
Л.П.  Правильно, правильно.
Т.К.  «Я их себе не беру, вы прекрасно знаете. Вот они лежат. Я их завтра же сдам. А если вы хотите, пишите заявление. Я могу по заявлению дать. А так – я сдам». Так вот, они меня терпеть не могли, эти бухгалтера.
Л.П.  Честных людей вообще мало где терпят. Честный человек это опасное явление.
Т.К.  Конечно. А мне все время там: «Ты дура, ты дура. Ты б могла жить вот так!» Я говорю: «Я живу, как хочу. Зачем мне нужно на себя какое-то брать… что я у кого-то что-то возьму. Мне не надо этого совершенно». А все воровали, все там брали, подделывали. А я этого… я боялась этого до смерти. Так была рада, когда ушла оттуда – ой!
Л.П.  И куда Вы потом?
Т.К.  В Харьков поехала.
Л.П.  Ну, что ж… Сколько у нас там время-то набежало?
Т.К.  Одиннадцать?
Л.П.  Как вчера: без двадцати двенадцать.
Л.П.  Так. Значит, Евгения Викторовна познакомилась с Николаем… А кто вот был… значит, Николай Николаевич с… Екатерина Николаевна и Софья Николаевна?
Т.К.  Это сестры его были.
Л.П.  Да. А кто старший был в семье?
Т.К.  Софья Николаевна была старше. А старший был Николай этот самый… Николай был, мой отец.
Л.П.  Он был самым старшим?
Т.К.  Самым старшим. Потом была Софья, а потом, значит, Катя. … Сейчас я приду…
Л.П.  Вас это забавляет, то, что я магнитофонную запись веду, да? Дерево рисую…
Т.К.  Ничего, каждый по-своему с ума сходит.
Л.П.  М-гм. Значит, Николай Николаевич учился в Москве в университете…а по какой специальности?
Т.К.  Кажется, естественник.
Л.П.  Естественные… А у Евгении Викторовны было образование?
Т.К.  Было среднее. Она была учительницей.
Л.П.  А вот у Софьи Николаевны… значит, она вышла замуж за…?
Т.К.  Давидовича.
Л.П.  За Давидовича… Имя-отчество его?
Т.К.  Знаю, что его звали дядя Витя.
Л.П.  У них была только одна дочь – Тамара, да? Нет?
Т.К.  У них детей не было. Тамара – это была у моей сестры.
Л.П.  А-а, Тамара – это была у Софьи, у другой Софьи…
Т.К.  … Николаевны Лаппа. Хотя она тоже… нет, она Давидович. Давидович.
Л.П.  Эта была Давидович, а это была Лаппа. А какая фамилия была у Софьи Николаевны и у Екатерины – тоже Лаппа?
Т.К.  Тоже Лаппа.
Л.П.  А Екатерина Николаевна замуж вышла, нет?
Т.К.  Вышла, за Язева. Она была Язева. Был адвокат. Она от него ушла. И ос…И у нее была дочь Ирина.
Л.П.  Язев. Как его звали?
Т.К.  Кажется, Сергей, а по отчеству не помню.
Л.П.  Так.
Т.К.  Вот, теперь вам будет яснее все.
Л.П.  Да, теперь уже по схеме.
Т.К.  По всем правилам.
Л.П.  И у Ирины, значит… Она была дважды замужем. Один раз за Валицким, за Николаем, кажется, да?
Т.К.  Да.
Л.П.  А отчество не помните? Нет?
Т.К.  Не помню.
Л.П.  И второй был муж у нее…?
Т.К.  Тоже геолог, но фамилию я его не помню.
Л.П.  Ни имени, ни фамилии?
Т.К.  Нет, не помню. Знаю, что у них была…вот…она, Ирина в 1941 году родила дочку…
Л.П.  Сергей сначала был. Сергей Николаевич, да?
Т.К.  Кто Сергей Николаевич?
Л.П.  Ну, с Валицким у них…
……………………………………………………………………………………………………...
Л.П.  …А я тут уже исправил: Юрий Николаевич.
Т.К.  А там не исправлено (показывает на магнитофон. – Л.П.)
Л.П.  Да, там, не исправлено, но вот я сейчас говорю – это записывается и исправляется, что "Юрий Николаевич", но мы сейчас проверим. (Проверка магнитофонной записи. –Л.П.) … Ну может быть просто потому, что я ближе (об уровне записи –Л.П.). А так вы будете ближе. …Я отнесу не беспокойтесь. … И еще вот, Татьяна Николаевна, что я хотел спросить… Мы вот сейчас занимаемся вопросами такими формальными: кто? когда? куда? где? и так далее. А вот характер этих людей пока вот для меня не ясен. Кто чем отличался? Вот, например, взять характер Евгении Викторовны. Какой он был – мягкий или…
Т.К.  Она была очень добрая женщина, мать. Очень любила своих детей. Вообще была…с утра она хлопотала всегда, когда нас провожала в гимназию, вставала с нами, любила она очень нас, очень любила, баловала. Но и, конечно, иногда сердилась. Мы ее, конечно, не боялись, а боялись отца очень.
Л.П.  А у него был характер покруче, наверное, да?
Т.К.  Отец тоже был хороший.
Л.П.  Он был как вообще – выдержанный или вспыльчивый?
Т.К.  Он был выдержанный, но любил порядок, а мама была более беспорядочная, но она была очень добрая. Отец тоже был добрый, хороший, конечно,…но у него…он любил порядок. Любил так – раз он сказал "нет", значит "нет". А мы, конечно, против.
Л.П.  А какой, интересно, эпизод Вам так ярко в память врезался? Такой, характерный вот для Николая Николаевича эпизод какой-нибудь. Какая-то критическая ситуация может быть, где проявились его качества. Что на Вас наибольшее впечатление произвело?
Т.К.  Вы знаете что, я об этом даже не задумывалась никогда.
Л.П.  Ну, вот так, когда Вы, например, вспоминаете отца, то, прежде всего, что у Вас в памяти возникает?
Т.К.  Я только знаю, что я приезжала – родители от меня не отходили.
Л.П.  М-гм. Но вот видите его… Вы его… В памяти он у Вас как чаще – например, за письменным столом или в домашней обстановке, или когда он играет с Вами? Вот, как он чаще… как Вы его чаще вспоминаете?
Т.К.  Ну, только, конечно… играть он с нами никогда не играл, потому что ему некогда было. Он с утра уходил на службу, как это тогда считалось – служба, а не работа. И потом вот… за обедом, конечно. Заставлял есть, я часто вообще не ела ничего.
Л.П.  Вы за столом разговаривали или…?
Т.К.  Разговаривали, разговаривали. Шутили так иногда.
Л.П.  А какого характера эти разговоры чаще были? О чем? О жизни или может быть отвлеченные темы какие-то?
Л.П.  …Это в уголовном розыске?
Т.К.  Значит, там, в конторе. И вот, я никогда в жизни в конторе не работала, он мне и говорит: «Вот, запишите…» Придет: «Вот бумаги, записывайте, ставьте номер: 1, 2, 3, 4…» Потом, наконец, сделала сколько, все бумаги записала. Еще бумаги принесли. Я другой номер поставила. И так все время путала.  «Ну, когда же Вы это научитесь?» Я говорю: «Не знаю, когда». А тут уже, когда большевики уже подошли, Слезкин уже появился, и Булгаков уже стал в Подотделе искусства выступать перед…
Л.П.  Так это было при белых – уголовный розыск?
Т.К.  При красных, при красных. А при белых там некогда было даже ни работать, ничего… потому что я приехала не то это… Ну, в общем, зима была уже, были белые еще. Помню, что мы Новый год как-то встречали… Встречали, не встречали – у меня в памяти не осталось. Потом, что-то еще было время… Потом вот я поехала в Пятигорск, я вернулась тут же, и Булгаков поехал, заболел. И тут уже стали говорить, что вот уже  должны красные войти. А раз красные должны войти – белые уже боялись, как… как огня. И они уже смотались, белые. Вот, перед этим я, когда были красные уже, надо было обязательно работать. Ну, деньги, конечно, тоже не платили там, я там ничего тоже не получала…
Л.П.  А чем же они с Вами расплачивались?
Т.К.  А я даже не помню. Не помню сейчас. Может быть и платили какие-то гроши. Но знаю то, что Слезкин спрашивал Булгакова: «Твоя жена работает?» «Да, где-то работает, - говорит. – В этом…» Потом мы, кажется, были… или они у нас были, или мы к ним ходили… «Где Вы работаете?» «В уголовном розыске, в конторе.» «Слушайте, я Вас устрою у себя в театре. Вы статисткой будете у меня». Я говорю: «Хорошо». И я ушла оттуда и стала статисткой. А статисткой тоже, знаете, работа была! Надо было приходить на репетиции с утра и торчать там, пока не кончится репетиция. Потом спектакль. На спектакль тоже надо было там торчать. Знаете, как статистки… все такие были пьесы, где надо все время массовые… массовый народ… Раз он меня устроил, я должна…
Л.П.  Да, утомительно.
Т.К.  Ну, я работала. Ходила все время. И так привыкла, что потом уже даже без театра не могла жить. А когда все разъехались, то тогда уже (Два слова неразборчиво) и что делать мне здесь больше нечего. Но вообще вот этот период был довольно интересный, потому что очень много людей ехали за границу, в Константинополь. И они ехали по Военно-грузинской дороге: в Тифлис, а в Тифлисе – там Батуми. До Тифлиса, до Батуми поезда шли и, пожалуйста, там теплоходы стояли и отправлялись. Были концерты. Промежуточные доезжали до Владикавказа – концерт такой-то. Пианисты какие-то были, не какие-то, а по-моему… И даже был Рахманинов, кто-то еще был. Мы ходили с Булгаковым на все концерты. А вот театр сатиры – Поль приехал. Потому что в Москве есть было нечего. А тут был рынок во Владикавказе. Вообще рынок не прекращался. Все время был. И можно было покупать и дрова, и эти самые… и мясо… все, что хотите.
Л.П.  А чьи были пароходы в Батуми, не знаете?
Т.К.  Не знаю. Это я уже ничего не могу сказать. Вот, Булгаков хотел уехать с таким пароходом с каким-то. Но ему никак не удавалось. Мы ходили вместе, сидели там на море. Потом говорит: «Знаешь, я, может быть, уеду». Я говорю… Я ему говорю: «Как ты уедешь?» «Уеду, но я тебя выпишу. Ты не беспокойся». Я говорю: «Как ты меня выпишешь, интересно знать? Значит, мы уже больше с тобой не встретимся». «Нет, - говорит, - встретимся. Выпишу тебя…» (Звонок в дверь. – Л.П. ) Кто же это может быть?