Ещё раз о войне

Анжелика Миллер
  Я никогда не интересовалась политикой. Но из школьной программы знала, что во Второй мировой войне погибло более 20 миллионов человек. Об этом заявил Брежнев в 1965 году на 20-летие Победы. Достаточно известная свободная энциклопедия интернета Википедия сообщает, что «Точное количество потерь военнослужащих в Первой мировой войне определить затруднительно, поскольку в ходе войны стороны нередко использовали коллективные захоронения (в виде братских могил), в том числе массовые. А часть захоронений была уничтожена в ходе боевых действий». По данным Союза комитетов солдатских матерей, в 1994—1996 годах в Чечне погибло около 14 тыс. военнослужащих. Из справки Министерства обороны СССР: «По официальным данным, потери советской армии в Афганской войне составили около 14 тысяч человек».
Сегодня мне даёт интервью один из воинов-интернационалистов Владимир Вайнбендер.

МШ: Володя, нам известно из истории, что с 25 декабря 1979 г. по 15 февраля 1989 г. в Афганистане шла гражданская война. Это был военный конфликт между правительственными силами (а так же ограниченным контингентом советских войск) и вооружёнными формированиями афганских моджахедов («душманов»), пользующихся политической, финансовой, материальной и военной поддержкой ведущих государств НАТО и ислама. Всего прошло через Афганистан 546 255 человек. И только в 1989 году советские войска наконец-то покинули территорию демократической республики (ДРА). В этой войне погибло от ран и болезней 13 833 человека, получили ранения 49 985 человек, стали инвалидами 6669 человек. Находятся в розыске 330 человек (в том числе и в плену). Расскажите, пожалуйста, о СВОЕЙ войне в Афганистане.

ВВ: Если вы не против, сначала я расскажу немного о себе. Родился в 1968 году в городе Караганде, окончил среднюю школу №35 в посёлке Берлин (это немецкий посёлок, а я российский немец, родился в многодетной семье, нас 11 человек). Учился в машиностроительном техникуме 2,5 года и, получив диплом, ушёл в армию. Меня направили в г. Житомир в учебку, и я должен был стать механиком-водителем бронетехники. За нехорошее поведение (пил, курил, дрался – шучу!), после 6-ти месяцев обучения, в конце концов, отправили служить туда, где вечный мороз. Это было как бы в назидание, в воспитательных целях, то есть – в Пермскую область, г. Кунгур. А уже в 1987 году перевели в г.Чирчик (Узбекистан). Когда я попал по распределению в Афган, у меня была очень хорошая физическая подготовка: рукопашка, прыжки с парашютом. Задача ставилась такая: не воевать, а подготовить всю военную технику на вывод. Ремонтно-эвакуационная группа (РЭГ), в которой я служил, – это нештатное формирование, предназначенное для эвакуации повреждённых машин с поля боя или ремонта их на местах выхода из строя и в ближайших укрытиях. Группа создаётся за счёт отделений технического обслуживания батальонов и ремонтных подразделений полков. 2 февраля у Кабула (пос. Джелалабад), а там стояли в основном части сороковой армии, ремонтировал бронетехнику. У реки Кабул меня ранили в руку (пальцы не двигаются), и получил осколочное ранение от мины в ногу. В госпитале Ташкента пролежал 2,5 месяца и дослужил уже на полигоне «Эмба», в 10 км. от города Эмба, южнее Актюбинска. Совершенно секретный государственный полигон в то время даже на карте не был обозначен.
 
МШ: Володя, у вас есть награды?

ВВ: Есть четыре медали: медаль «Воину-интернационалисту», медаль «За отвагу», медаль «Гвардия» (сороковая армия – это гвардейская армия), медаль «За отличную службу».

МШ:  Как человеку, прошедшему войну, задаю такой вопрос: ваше отношение к событиям в Украина? Сегодня, кстати, 12 июня 2014 года, День России.

ВВ: Моё мнение таково: если отдельное государство решило войти в Евросоюз, то прежде чем применять эскалацию, я бы на месте Кличко, сначала провёл бы переговоры с Януковичем, спросил бы у народа (по всей Украине) – а хотят ли они? И чего хотят? Хотелось бы, чтобы именно народ решал свою судьбу, а не миллионеры и миллиардеры. Нужно вспомнить историю: куда раньше относилась Украина, и что было для неё сделано со стороны Советского союза? Я считаю, что Путин, во время пуча на Майдане, никакого участия в этом не принимал, и ответственности не несёт. Хотя СМИ и интернетролики дают нам другую информацию. Пускай спросят у Америки. За какую цену люди ехали на Майдан, чтобы поддержать оппозицию? Я бы спросил у самого Кличко: господин боксёр, вы же патриот своей страны. Как же вы в такой напряжённой ситуации оставляете Украину и едите на бой к своему брату. Кто вам  важнее и что вам важнее: Украина или бой брата за чемпионский титул?

МШ: Вы сейчас затронули политическую ситуацию в мире, а лично ваши чувства и эмоции, каковы? Когда говорят о возможности войны…

ВВ: Войны развязывают всегда правительства, не народ… Я очень огорчён, что наши собратья, не понимая друг друга, берутся за оружие… Вспомнилась одна ситуация, которая впоследствии изменила почти всю мою жизнь… Приказ был дан выехать на эвакуацию техники погибших солдат. По прибытию на назначенное место, мы (семь бойцов) при подходе к сгоревшим машинам (БТР), при осмотре их, понесли небольшие потери.  Недалеко от нас взорвалась мина, после чего погибли двое наших солдат. Нам пришлось ввязаться в бой. Несмотря на то, что бой был недолгим, из-за моих неточных движений (а во время боя надо было реагировать и на духов, которые находились на скалах в ущелье), пострадали мои товарищи. Я бросил гранату туда, где было наибольшее скопление боевиков, но граната не долетела до цели. По какой-то роковой случайности один мой друг погиб… а второй…  второй друг был ранен в ногу. Такое ощущение, что я сам виноват в этой трагедии. До сих пор снятся кошмары, и я просыпаюсь в холодном поту. Ухожу в зал, сижу там полночи, думаю… Амирант живёт сейчас в Кутаиси, у него протез левой ноги. Он открыл свои сапожные точки (мастерские). Я с ним до сих пор поддерживаю связь, мы переписываемся и он меня никогда ни в чём не винит. У Амиранта есть жена, четверо детей, мы пару раз встречались в 1998 году и один раз здесь в Германии. У него всё хорошо, но чувство вины не покидает меня никогда.
  В общем, мне бы хотелось, чтобы люди бросили оружие и мирным путём решили свои проблемы, чтобы жёны не плакали и матери не плакали, чтобы женщины не оставались вдовами, а дети без отцов…

П.С. У Владимира Вайнбендера 18 июня день Рождения! Хотелось бы Владимира и всех его 96 человек родственников-Вайнбендеров поздравить от всей души! 
               
                Мари Шансон, 12. 06. 2014