Музыка для Дятла

Аркадий Марьин
Пьеса в одном действии.

Действующие лица:
Стас (Дятел) Кулик, возраст за сорок.
Михаил Пятачков, возраст к пятидесяти.
Серёгин Николай, перекупщик виниловых пластинок, возраст за пятьдесят.
Катерина Жгутина, возраст к сорока.
Дядя Боря, отец Михаила, возраст к семидесяти.
Тётя Тома, мать Стаса, возраст за шестьдесят.

I.
Квартира Пятачковых. Катерина и Миша заходят в комнату.
К а т е р и н а. Что он на неё поставил?
М и х а и л. Чайник.
К а т е р и н а. А нафига?
М и х а и л. Так он тут жрёт, когда с прогулки приходит. Тащит сюда всё, жрёт и телевизор смотрит.
К а т е р и н а. А, ну тогда понятно.
М и х а и л. Что понятно? Ты издеваешься, что ли? Жрать на кухне надо.
К а т е р и н а. Что ты орёшь? Я тебе виновата, что ли? Не нужно было пластинку разбрасывать где попало.
М и х а и л. На столе в зале – это, по-твоему, где попало?
К а т е р и н а. Ну, ты же знал, что он тут жрёт. Забыл, признайся честно, а, значит, сам виноват.
М и х а и л. А он что, не видел, куда чайник ставит?
К а т е р и н а. Твоему отцу сколько лет? Он привык сюда чайник ставить уже сто лет, вот и в этот раз сюда поставил. Уже как автомат. Моторика называется.
М и х а и л. Умная?
К а т е р и н а. А ты нервный.
М и х а и л. Пластинка-то не «Мелодия» из города Ташкента, а «Джифин» из Нидерландов.
К а т е р и н а. И что? Сильно попортилась?
М и х а и л. Попортилась…
К а т е р и н а. Не играет?
М и х а и л. Играет, но слышно, что пластинке кранты. Такие искажения идут. Звук плавает. Да ты послушай…
К а т е р и н а. Давай.
Михаил ставит пластинку. Слышно, что скорость, а с ней и звук заметно плавают.
К а т е р и н а. Прикольно… Но пластинку жалко. Фирменная?
М и х а и л. В том-то и дело. Не могу я это слушать, сердце кровью обливается.
К а т е р и н а. Ладно. У меня денег немного есть. Пиво будешь?
М и х а и л. О, отлично! Конечно, буду.
К а т е р и н а. Хорошо. Тогда прогуляемся.
М и х а и л. Тогда, может, и до Серёгина дойдём, до Коли?
К а т е р и н а. Денег тебе должен? Или ты ему?
М и х а и л. Я подумал, может, пластинку пристрою. Возьмёт, может, за сколько-нибудь. Будет мой взнос на пиво.
К а т е р и н а. Ещё лучше. Ты ему, главное, про чайник не говори.
М и х а и л. Так ведь на конверте, вон, круг остался.
К а т е р и н а. Мало ли от чего. Не спросит – не говори.
М и х а и л. Да он всё равно проверять будет. Он же не дебил, вроде моего отца.
К а т е р и н а. Ну, как знаешь.
Уходят.

II.
Из-за двери соседней комнаты появляется дядя Боря.
Д я д я  Б о р я. Бездельники. Разговоры только о музыке. Пластинку я ему испортил. В твои года не о пластинке думать надо. А эта ещё пивом его решила угостить. Сама щедрость. Уже и не молодые, вроде, а видно, что у обоих в одном месте пионерская зорька играет. (Включает телевизор, садится напротив за стол). Работать надо, жить надо… Везде придурки…

III.
Улица. Скамейка. Серёгин продаёт пластинки. Подходят Михаил и Катерина.
К а т е р и н а. Где друзья барахольщики?
М и х а и л. Ты чего один стоишь?
С е р ё г и н. Так, разбежались. Дождик был, по закоулкам все разбрелись.
К а т е р и н а. А ты долго ещё торчать здесь собираешься?
С е р ё г и н. В принципе, можно сваливать.
М и х а и л. Наторговал хоть чего?
С е р ё г и н. Немного. А что?
К а т е р и н а. Мы тебе пласт подогнали. Возьмёшь?
С е р ё г и н. Что за пласт? Дай глянуть?
М и х а и л. На. Я его не у тебя брал. Год назад на Горбушке у Лысого.
С е р ё г и н. Запилил уже?
М и х а и л. Да не, так, немного погонял. Я же понимаю. Там только это…
С е р ё г и н. Что, это? Мухи насрали? Или сопли размазал?
К а т е р и н а. Нормальная пластинка. Вот только слушали. Пивасика хотим попить, а денег чуть-чуть не хватает. Бери пласт и присоединяйся. Хватит на воздухе торчать, как подросток.
С е р ё г и н. А это-то тут при чём? Я тут почти каждый день. Кто как может, тот так и зарабатывает.
К а т е р и н а. Да я не про всегда, а про сейчас.
С е р ё г и н. А какая разница?
М и х а и л. Ну, ладно вам. Завязывайте. Разорались.
С е р ё г и н. Никто не орал.
М и х а и л. Пиво будешь?
С е р ё г и н. Буду.
К а т е р и н а. Ну, так смотри пластинку. Берёшь, не берёшь?
Серёгин проверяет пластинку.
С е р ё г и н. За двести рублей возьму.
М и х а и л. За сколько?
С е р ё г и н. Ну, за двести пятьдесят.
К а т е р и н а. Я ни фига не понимаю в ценах на пластинки, но и то догадываюсь, что мало.
С е р ё г и н. Если не понимаешь, чего тогда влезаешь?
М и х а и л. Да потому что! Даже у женщины логика проснулась.
С е р ё г и н. А мне наплевать, что там у женщины проснулось.
М и х а и л. Вот же ты делец. Её же потом за тысячу кому-нибудь сбагришь.
С е р ё г и н. Кому? На конверте круг от чего-то, уже минус. Сама пластинка кривая, как пропеллер самолёта, как будто на ней по правде яйца жарили. Звук, наверное, такой же. Я её максимум за триста пятьдесят, четыреста смогу кому-нибудь впарить. И у тебя беру только по-дружески, знаю тебя уже ого-го сколько.
М и х а и л. Пластов я у тебя взял ого-го сколько.
С е р ё г и н. И это тоже.
К а т е р и н а. Делец.
С е р ё г и н. Слушай, чего ты привязалась? Пластинка вообще не твоя. Что ты тут критику наводишь?
М и х а и л. За триста возьми?
К а т е р и н а. За триста пятьдесят!
С е р ё г и н. За двести пятьдесят возьму…
М и х а и л. Ладно. Забирай.
К а т е р и н а. Не умеешь ты, Мишаня, торговаться.
М и х а и л.  Ладно тебе, Катя. (Берёт деньги у Серёгина). Пойдёмте пиво пить. У меня теперь есть.
С е р ё г и н. И я добавлю, сколько смогу.
К а т е р и н а. Ты уж смоги, Николай.
М и х а и л. Катя, ну что ты, правда, на человека взъелась. Как может, так и зарабатывает.
К а т е р и н а. На ком зарабатывает…
С е р ё г и н. А к кому пойдём? Сами предлагали ведь. На улице и правда промозгло.
М и х а и л. А пошли к Стасу.
С е р ё г и н. К Дятлу?
М и х а и л. Ага, к Кулику.
К а т е р и н а. Это три человека или один?
М и х а и л. Один, Стас Кулик.
К а т е р и н а. А почему – Дятел?
С е р ё г и н. Ты её что ли ещё с Дятлом не знакомил?
М и х а и л. Ещё нет.
Серёгин начинает складывать пластинки в большую сумку.
С е р ё г и н. Дятел – потому что всегда стучит.
К а т е р и н а. Стучит? Доносит, что ли?
М и х а и л. Да не. Он на барабанах помешан. На ударных. Какую музыку не слушает и где не находится, всегда руками, пальцами или ладошками, тарабанить начинает. А так как фамилия у него птичья, то и Дятел за ним как-то привязалось.
К а т е р и н а. Странная какая-то логика.
С е р ё г и н. Мужская.
К а т е р и н а. А, ну тогда понятно.
М и х а и л. Ладно, пошли. Стас гостям всегда рад. (Катерине) Заодно и познакомишься.
Уходят.

IV.
Квартира семьи Кулик. В комнате Стас. Входит его мама, тётя Тома.
Т ё т я  Т о м а. Уже дома? Здравствуй. А я, вот, задержалась.
С т а с. Привет, мам. Опять Толик последний остался, а воспитательнице нужно было бежать?
Т ё т я  Т о м а. Так ведь я помощник воспитателя, я же тебе говорила.
С т а с. Нянька. У тебя совсем другие обязанности.
Т ё т я  Т о м а. Обязанности, не обязанности, а дети не виноваты, что родители тоже на работе задерживаются.
С т а с. А! С тобой всё равно спорить бесполезно.
Т ё т я  Т о м а. Вот и молодец.
С т а с. Кушать будешь?
Т ё т я  Т о м а. Господи, уже успел что-то приготовить.
С т а с. Макарошки с луком, яйцом. Там, в сковородке. Уже выключил, остывают.
Т ё т я  Т о м а. Всё успевает. Буду, конечно. Кушать хочется.
С т а с. Ну, пошли, кормить буду.
Т ё т я  Т о м а. С удовольствием покормлюсь.
Стас с мамой направляются на кухню. Раздаётся звонок в дверь.
Т ё т я  Т о м а. Я открою.
С т а с. Я открою. Иди, накладывай.
Т ё т я  Т о м а. Может, соседка Валя.
С т а с. Спрошу, что нужно и попрошу зайти попозже. Нужно же людям, их соседям, поесть.
Т ё т я  Т о м а. А то бы пригласил вместе поужинать?
С т а с. Мама…
Т ё т я  Т о м а. Ну, ладно, ладо… я поняла.
Уходит на кухню. Стас открывает входную дверь. На пороге Катерина, Михаил и Серёгин.
С т а с. Оп-па! Вот тебе и на!
М и х а и л. Привет, старик.
К а т е р и н а. Здрасьте.
С т а с. Привет-привет.
С е р ё г и н. Здорово, Стас.
С т а с. О, какие люди! Продавец винилового рая. Заходите, заходите. Супер, что пришли.
Гости входят в комнату.
С т а с. (Серёгину, показывая на сумку) Есть новенькое?
С е р ё г и н. В смысле, старенькое новенькое?
С т а с. Ну, да.
С е р ё г и н. Не-е, ничего не появилось
К а т е р и н а. А наша пластинка?
М и х а и л. Катя!
С е р ё г и н. Я же сказал, ваша пластинка – неликвид.
С т а с. Покажи! Я посмотрю.
С е р ё г и н. Да она кривая.
С т а с. Тебе что, жалко?
Серёгин достаёт из сумки пластинку.
С е р ё г и н. Вот, на конверте даже круг от чего-то.
С т а с. Н-да. Кто-то на ней горячим задом посидел.
С е р ё г и н. Или чёрт запеканку жарил. Миша отдал по дешёвке. (Михаилу) Что ты с неё делал, колись?
М и х а и л. Батя чайник поставил…
К а т е р и н а. Мог бы и не говорить.
С т а с. (возвращая пластинку) А что тут такого? Серёгин частенько таким барахлом приторговывает.
С е р ё г и н. Каждый зарабатывает, как может.
М и х а и л. Да никто не в претензии, старик. Всё пучком.
С т а с. (Катерине) Мы же его знаем. Вообще, он добрый.
К а т е р и н а. И пушистый.
М и х а и л. (Стасу) Она его сразу чего-то не взлюбила.
С т а с. Бывает.
Появляется тётя Тома.
Т ё т я  Т о м а. Ребята, здравствуйте! А мы как раз ужинать собирались. Будете? Есть голодные?
М и х а и л. Здравствуйте, тётя Тома. Не, мы все сытые. У нас планы немного другие. (Показывает пластиковые бутылки с пивом). Если вы не возражаете?
К а т е р и н а. Неудобно…
С т а с. Почему неудобно?
Т ё т я  Т о м а. Всё в порядке. Вы садитесь за стол, а я вам стаканы принесу. Закуска-то есть?
М и х а и л. Сыру полкило взяли. Ещё вам останется.
Т ё т я  Т о м а. Не нужно…
К а т е р и н а. Мы с пивом поклюём, а больше нам не нужно. Сыр от меня вам в подарок.
Т ё т я  Т о м а. Ну, спасибо. Садитесь, садитесь.
С т а с. Я помогу с посудой.
К а т е р и н а. Я тогда за столом посижу.
М и х а и л. Мы тогда пока покурим с Серёгиным. Будешь?
С е р ё г и н. Давай. Где тут?
Т ё т я  Т о м а. На балконе.
С т а с. Там баночка. Миша, ну ты же знаешь.
М и х а и л. Знаю, знаю. Пойдём, Коля.
Серёгин и Михаил выходят на балкон.

V.
Серёгин и Михаил на балконе. Закуривают.
С е р ё г и н. Ты её давно знаешь?
М и х а и л. Конечно, давно. Мы со Стасом в одну школу ходили, в параллельных классах учились. И музыкой увлеклись почти одновременно.  Записи друг у друга выпрашивали. Я частенько к ним заходил. И сейчас захожу.
С е р ё г и н. Да не Стасову мать, а Катю. Эту…
М и х а и л. Катюху? Недели две, наверное, может меньше. А что? Понравилась, что ли?
С е р ё г и н. Кого там! Так спрашиваю. Злая она какая-то. Глаза дикие. Может, у неё с головой не в порядке?
М и х а и л. Так сильно заметно?
С е р ё г и н. Что, угадал?
М и х а и л. И да, и нет. С Катюхой как-то странно всё. Не просто.
С е р ё г и н. А ты её уже того?
М и х а и л. Естественно.
С е р ё г и н. Уже две недели?
М и х а и л. Не-е, недавно совсем. Долго упиралась. Я ж тебе говорю, непросто с ней.
С е р ё г и н. А что такого? Принцесса, что ли?
М и х а и л. Ты, Коля, как-то плоско мыслишь.
С е р ё г и н. Ну, я же пластинки продаю. Как мне ещё мыслить?
М и х а и л. Злишься?
С е р ё г и н. А есть с чего?
М и х а и л. Вот и молодец. А Катька злится, потому что жизнь у неё не сложилась.
С е р ё г и н. Типа, как пазлы?
М и х а и л. Типа того.
С е р ё г и н. А подробнее?
М и х а и л. У неё две версии. Когда трезвая – одну рассказывает, когда пьяная – другую.
С е р ё г и н. Теперь понятно, почему не просто…
М и х а и л. В первой, трезвой истории у неё погиб муж, то ли военный, то ли полицейский. Когда буча на Украине началась, он туда добровольцем рванул.
С е р ё г и н. Не может быть. Кто бы его отпустил и туда пустил?
М и х а и л. Я тоже не верю. Но Катя говорит, что он даже уволился из своих славных рядов и самостоятельно ринулся помогать братьям славянам. Там и сгинул под миномётным обстрелом.
С е р ё г и н. Герой, значит?
М и х а и л. Ну, если верить.
С е р ё г и н. А пьяная версия?
М и х а и л. Как ни странно, намного прозаичнее. Никакого геройства.
С е р ё г и н. Сбежал, что ли? Тупо кинул?
М и х а и л. Чуть-чуть драматизма всё-таки есть. У них с мужем пропала дочь двенадцати лет. Никто ничего не видел и не слышал. Полиция с собаками ничего не нашла. Тёмная история, каких пруд пруди.
С е р ё г и н. Да, детей много пропадает.
М и х а и л. И вдруг через интернет они узнают, что их дочь, ну, или девочку похожую на их дочь, видели в Нижнем Новгороде, потом в Москве, потом в Питере. Вот муж и помчался на поиски. Чтобы самому всё лично проверить и поговорить с теми, кто видел. Уехал год назад и ни слуху от него, ни духу. Сам, в общем, как сквозь землю провалился.
С е р ё г и н. Мне как-то и в это не совсем верится. «Секретные материалы» какие-то.
М и х а и л. А мне по фигу. Даёт, и уже хорошо. Что там у неё в башке, какие тараканы – наплевать.
С е р ё г и н. Слушай! Вы же всё равно когда-нибудь разбежитесь.
М и х а и л. И что?
С е р ё г и н. Да так. Может, сотовым поделишься? Я как узнаю, что у вас всё, так сразу ей позвоню.
М и х а и л. Очередь занять хочешь, что ли?
С е р ё г и н. Какую очередь?!
М и х а и л. Понравилась, значит, всё-таки.
С е р ё г и н. Да пошёл ты…
М и х а и л. Ага, слюни пустил.
С е р ё г и н. Всё, я покурил.
М и х а и л. Давай-давай! Телефон ему. Тоже мне, влюблённый менестрель.
С е р ё г и н. Замолкни уже.

VI.
Комната. Пиво на столе. Катерина расставляет стаканы. Затем режет ломтиками сыр и раскладывает на тарелку.
Т ё т я  Т о м а. Ладно, я не буду мешать. Отдыхайте. Музыку слушайте. А я пойду всё-таки перекушу и потом в комнату к себе пойду. У меня там вязание. Да и вообще, есть чем заняться…
Уходит на кухню.
К а т е р и н а. Хорошая у тебя мама.
С т а с. Вообще золотая.
К а т е р и н а. А у тебя семьи не было?
С т а с. В смысле? Не понял. Вот моя семья.
К а т е р и н а. А жена? Дети?
С т а с. А на фига тебе? Не-а, не было. А чего спрашиваешь?
К а т е р и н а. Да так, интересно.
С т а с. Понятно. Старая, знакомая мне песня. Возраст, с матерью до сих пор, программа «дерево – дом – сын». И т.д., и т.п. Так интересно?
К а т е р и н а. Я просто спросила.
С т а с. А Миша тоже с отцом живёт, и всё – это вся его семья. Серёгин, кстати, вообще один в общежитии. Видела бы, сколько у него пластинок в комнате под кроватью. И это тоже вся его семья. Есть такие люди, понимаешь, у которых вся семья – это они сами и всё, что их вокруг окружает. И этого им достаточно, потому что и этого много.
К а т е р и н а. Я понимаю…
С т а с. Сама-то за мужем, дети есть?
К а т е р и н а. Нормально всё.
С т а с. Что? Я не понял.
К а т е р и н а. Нормально всё, я говорю.
С т а с. Что нормально? Да или нет?
К а т е р и н а. Вон, ребята с балкона заходят. Сейчас всё обсудим. Наливай пиво.
Заходят с балкона Михаил и Серёгин.
М и х а и л. Гляжу, уже познакомились. Стас, ты чего замер? Пиво-то разливай.
С е р ё г и н. У меня уже пересохло.
К а т е р и н а. Где у тебя пересохло?
С е р ё г и н. Везде пересохло.
К а т е р и н а. Заметно…
С е р ё г и н. Что с ней?
М и х а и л. Я же тебе всё рассказал. Успокойся. (Стасу) Ну, наливай уже, кого гипнотизируешь?
С т а с. Что-то задумался я.
М и х а и л. Много думаешь.
С т а с. Да не, нормально.
С е р ё г и н. А музыка будет?
С т а с. Вон вертак стоит, под ним на полке пластинки. Ставь любую. Эти можно.
С е р ё г и н. А можно, которые нельзя?
С т а с. Не, эти нельзя.
М и х а и л. Он тебе их даже не покажет.
С е р ё г и н. Ладно, посмотрим эти.
Начинает копаться в пластинках. Стас, наконец, разливает пиво.
С е р ё г и н. О, нашёл. Никто не против рок-н-ролла?
М и х а и л. Все – за.
С т а с. Нормально.
К а т е р и н а. Весело. Давайте.
М и х а и л. (Стасу) Пошли уже, пиво киснет.
Начинает звучать рок-н-ролл.
К а т е р и н а. Давайте за рок-н-ролл?
С т а с. Я – за.
М а х а и л. Давайте.
С е р ё г и н. Поехали.
Из кухни появляется тётя Тома.
Т ё т я  Т о м а. Я поужинала. Пойду к себе. Вы не переживайте, веселитесь, как будто меня в квартире нету. Всё в порядке. Мне тоже хорошо.
Скрывается за дверью другой комнаты.
С е р ё г и н. Может, ей пивко надо было предложить?
С т а с. Она не любит.
К а т е р и н а. Ну, ты вообще, Коля, того.
М и х а и л. Да нормально, Катюха, не передёргивай.
С т а с. Как батю похоронили, она ни капли в рот не берёт.
С е р ё г и н. Даже на поминках?
С т а с. Ага.
М и х а и л. Обет непития.
К а т е р и н а. Да чего бы ты понимал со своей мужской колокольни.
М и х а и л. На меня-то что шипишь?
С т а с. Может, и обет. Она никому не говорит. Мне не запрещает, а сама ни капли, ни-ни.
С е р ё г и н. Странно…
К а т е р и н а. Я же сказала, вам не понять.
М и х а и л. Давай ещё по стаканчику.
С т а с. Да, хорошо пиво пошло.
Катерина берёт в руку наполненный стакан и начинает танцевать. Стас, глядя на неё, начинает стучать ритм по столу, изображая ударника рок-группы.
М и х а и л. Вот, начинается.
С е р ё г и н. А всё-таки она даже очень ничего.
М и х а и л. Ничего, ничего…
С е р ё г и н. Дикая штучка.
М и х а и л. А тебе такие нравятся?
С е р ё г и н. Похоже, что нравятся.
М и х а и л. Короче, Коля, допивай стакан, пойдём покурим.
С е р ё г и н. Только курили.
М и х а и л. А ты за компанию, по-дружески.
С е р ё г и н. Ладно. Пошли.
Михаил и Серёгин уходят на балкон.

VII.
К а т е р и н а. (Пританцовывая вокруг Стаса) Весело у тебя получается.
С т а с. Что?
К а т е р и н а. Ну, вот это. Лихо.
С т а с. А, это. У меня ещё палочки есть.
К а т е р и н а. Какие палочки? Для суши?
С т а с. Для барабанов. Сейчас покажу.
Кидается доставать палочки.
К а т е р и н а. И барабаны есть?
С т а с. Нет, барабанов нету. (Возвращается за стол с палочками) Так я ведь не как настоящий музыкант, а для души.
К а т е р и н а. А музыканты не для души, что ли, играют?
С т а с. Думаю, чаще из-за денег.
К а т е р и н а. А эти? Рок-н-ролл которые сейчас играют?
С т а с. Эти, наверное, тоже. Но не факт. Бывают же музыканты от бога, которые просто без музыки не могут. Хоть плати им, хоть не плати.
К а т е р и н а. Это те, которые по переходам сидят?
С т а с. Наверное. Не знаю.
К а т е р и н а. А ты, значит, не можешь без музыки?
С т а с. Не-а, не могу.
К а т е р и н а. Интересный ты.
Стас начинает стучать палочками в такт музыке по столу, спинкам стульев, стаканам на столе, тарелке, выводя своеобразный ритмический рисунок.
К а т е р и н а. Ты мне одного человека напоминаешь.
С т а с. Что? Я не расслышал.
К а т е р и н а. Я говорю, ты мне одного человека напоминаешь.
С т а с. Какого человека?
К а т е р и н а. Знакомого моего.
С т а с. Хорошего?
К а т е р и н а. А какая разница?
С т а с. Не хочу напоминать плохого человека, тем более плохого знакомого.
К а т е р и н а. Хорошего, хорошего, не переживай.
Михаил и Серёгин заходят с балкона.
М и х а и л. А я тебе говорю, она не переходящее красное знамя.
С е р ё г и н. А я этого и не утверждал. Как друга попросил.
М и х а и л. Может, по дружбе тебе ещё месячное пособие начать выплачивать? Лишним не будет?
С е р ё г и н. Чего ты злишься? Нет, так нет. Не велика потеря.
К а т е р и н а. Мальчики, зачем ругаться? Рок-н-ролл форэва!
Катерина наливает всем пива по стаканам. Чокаются, пьют. Стас стучит палочками, остальные пускаются в танец.
М и х а и л. Ну, ты Стас разошёлся. Палочки не сломай!
С е р ё г и н. Дятел! Давай!
К а т е р и н а. Стас! Ты – чума!

VIII.
Поздний вечер. Возле той самой скамейки, на которой днём торговал Серёгин, стоят Михаил, Серёгин, Стас и Катерина.
С т а с. Короче, парни… И одна девушка!
М и х а и л. Смотри-ка, Стас ещё не совсем пьяный.
К а т е р и н а. Он джентльмен, он не пьяный.
С е р ё г и н. Сэр Дятел.
К а т е р и н а. (Серёгину) Помолчи ты. Что ты, Стас, хотел сказать?
С т а с. У меня завтра день рождения. Приходите.
К а т е р и н а. Ты чего, серьёзно?
С е р ё г и н. У меня на завтра денег нет. Я сегодня на пиво всё спустил.
С т а с. И не надо. У меня же день рождения, я и стол накрою. Можете без подарков прийти. Я буду просто рад гостям.
М и х а и л. Ну, неудобно как-то без подарков. Уж лучше тогда вообще не приходить.
С т а с. Нет, лучше прийти. И это и будет подарком. Вы мне приятно сделаете. Опять оторвёмся под рокешник.
К а т е р и н а. Оттянулись клёво. Я не против. Приглашение принимаю.
М и х а и л. Я подумаю. Как-то неожиданно.
С е р ё г и н. Если только перехватить у кого-нибудь.
М и х а и л. Чего ты сразу-то не сказал?
К а т е р и н а. А что, ты бы бутылки с пивом до завтра хранить стал, не стал бы открывать? Смешной ты.
М и х а и л. В общем, сейчас ничего не скажу.
С т а с. Да ладно вам. Просто приходите. Снова пива попьём, музыку послушаем.
М и х а и л. Мне надо подумать.
С е р ё г и н. Мне тоже.
К а т е р и н а. А я точно приду.
С т а с. Вот и молодец, Катя. Бери этих двоих и приходи ко мне на днюху.
К а т е р и н а. Я им денег займу.
М и х а и л. А мы не возьмём.
К а т е р и н а. Ладно, я один общий подарок от всех куплю. Так нормально?
С е р ё г и н. Мне надо подумать.
К а т е р и н а. Философ хренов.
М и х а и л. Катя, ну что ты всех за собой тянешь? Мы же не стадо.
К а т е р и н а. Вот именно.
С т а с. Как же вас уговорить…
К а т е р и н а. Ладно, Стас. Ты не переживай. Этих двоих я беру на себя. Вы чего, парни? Суббота, день рождения у друга, надо пользоваться.
С т а с. Вот именно.
К а т е р и н а. Мы пошли, но мы обещаем вернуться. (Обнимает Михаила и Серёгина за плечи и ведёт прочь). Вы ведь не откажите женщине в годах в завтрашнем развлечении? А, кавалеры?
М и х а и л. Ну, ладно, не откажем.
С е р ё г и н. Постараемся…
Уходят.
С т а с. Супер. Что происходит, сам не понимаю. А она так и сказала, что я похож на хорошего человека. Её знакомого хорошего человека. И вдруг – бац! – как салют в душе, как сто барабанов заиграли сразу. Прямо здесь, в грудной клетке. Не понимаю, что происходит. Буду ждать. Не придёт, сам разыщу. И обязательно узнаю, что это за хороший знакомый человек. Кто он, где он. Может быть, я тоже смогу стать для неё хорошим человеком. Знакомым уже стал. Осталось ещё немного. Надо подумать, что для этого нужно сделать. Чтобы наверняка. Чтобы стать…
Уходит.

IX.
Утро в квартире Пятачковых. Михаил и Катерина проснулись. Катерина прибирает диван, Михаил носит из кухни на стол хлеб, масло, сахарницу, чашки, ложки.
К а т е р и н а. Так, вы с отцом вообще никогда вместе не завтракаете?
М и х а и л. Не-а. Нет, ну, когда-то, конечно, завтракали, а сейчас – нет. Давно уже поняли оба, что ни к чему это.
К а т е р и н а. Как будто и не родственники вовсе.
М и х а и л. Да, какая разница. (Подходит к двери соседней комнаты, начинает стучать). Отец! Отдай чайник! Слышь, чайник отдай. Мы тоже чаю хотим. Завтракать собираемся. (Катерине) Опять упёр.
К а т е р и н а. Купи себе другой.
М и х а и л. Ага, ещё чего. Прямо сейчас в магазин побегу. Пусть отдаёт. Одного чайника вот так хватает.
К а т е р и н а. А если не даст, что нам тогда, из-под крана запивать?
М и х а и л. Можно в кастрюльке вскипятить…
К а т е р и н а. Так давай вскипятим. Чего старика беспокоить?
М и х а и л. Пусть чайник отдаст. (Стучит в дверь). Слышь, старик! Отдай чайник! Дверь сломаю!
Приоткрывается дверь. В щель высовывается рука с чайником.
Д я д я  Б о р я. Доброе утро, сынок.
М и х а и л. Проснулся, наконец-то. Давай. (Выдёргивает чайник). Пойду, чайник поставлю.
Михаил уходит на кухню.
Д я д я  Б о р я. (Выглядывая из-за двери) Ты ему не верь.
К а т е р и н а. О! Доброе утро.
Д я д я  Б о р я. Нельзя ему верить.
К а т е р и н а. Почему?
Д я д я  Б о р я. У него таких как ты, знаешь, сколько было?
К а т е р и н а. Да, ну? Трудно поверить.
Д я д я  Б о р я. Я тебе точно говорю. Я не вру. А некоторых он даже бил.
К а т е р и н а. И вы прямо видели?
Д я д я  Б о р я. Слышал. Дверь – не стена. Многое услышать можно.
К а т е р и н а. Ругались, что ли?
Д я д я  Б о р я. Орали. От боли. Всякое бывало. Мишка один раз даже кровь с пола затирал. У него бывает.
К а т е р и н а. Чего вы мне с утра такие страсти-то рассказываете? Хорошее настроение было.
Д я д я  Б о р я. Быстрее его бросишь – целее будешь. Я тебе говорю…
Возвращается Михаил. Голова дяди Бори снова исчезает за дверью.
М и х а и л. Что тебе старик начирикал?
К а т е р и н а. Интересовался, на долго ли я здесь задержусь.
М и х а и л. Он что, совсем оборзел? Эй, ты, тебе какая на хрен разница?
К а т е р и н а. А ты часто так злишься?
М и х а и л. В смысле?
К а т е р и н а. Бывает, что срываешься?
М и х а и л. Ты чего, психотерапевт? Зачем тебе?
К а т е р и н а. Интересно просто. На всякий случай. Мне, как женщине лучше знать. У мужчин всякое случается.
М и х а и л. А-а-а… Теперь понимаю, о чём вы тут без меня беседовали. И что, ты этому выжившему старику поверишь?
К а т е р и н а. А что, не стоит?
М и х а и л. Ты-то ещё в уме. Синей Бородой меня выставил?
К а т е р и н а. Я не знаю кому верить. Ты вчера с Серёгиным разговаривал.
М и х а и л. Чего?
К а т е р и н а. Я ведь не дура. Переходящее красное знамя – это ты обо мне?
М и х а и л. Катя, да ты что? Мы просто так трепались. О чём ты, какое знамя?
К а т е р и н а. Ты, Мишенька, забываешь, что я женщина уже в годах, не соплячка после техникума, вашего брата повидала всякого-разного.
М и х а и л. Я вообще такого не помню…
К а т е р и н а. И не глухая я тоже, кстати.
М и х а и л. Мне кажется, ты специально меня накручиваешь.
К а т е р и н а. Да уж, конечно. Моё любимое занятие.
М и х а и л. А чего тогда с самого утра начинаешь отношения выяснять? Мы ещё, между прочим, не расписаны.
К а т е р и н а. Боже упаси! Твои детские фантазии…
М и х а и л. Что, вообще без вариантов?
К а т е р и н а. Да пошёл ты!
М и х а и л. Это ты пошла! Собрала вещи и пошла отсюда! Шалава!
К а т е р и н а. Вот, это то что надо. Искренне, без позёрства. Маски сорваны, барашек оказался волком. Или наоборот, волчонок бараном?
М и х а и л. Поговори ещё у меня. Рот завалила и помчалась отсюда.
Катерина забирает со стула вещи и уходит.
М и х а и л. Правильно Серёгин сказал: странная. И нервная, и вообще, какая-то больно умная. На хрена она мне. Надо было Серёгину отдать. Чего я вчера пожалел…
Д я д я  Б о р я. (Высовываясь из-за приоткрытой двери) А эту бить не стал? Так отпустил?
М и х а и л. Вот же ты крыса с ушами!
Михаил кидает в сторону захлопывающейся двери тапок.

X.
На скамейке, рядом с разложенными на продажу пластинками, сидит Серёгин. К нему подходит Михаил.
М и х а и л. Привет, старик. Что, не идёт торговля?
С е р ё г и н. Здорово. Одну продал.
М и х а и л. За весь день?
С е р ё г и н. Обед только.
М и х а и л. Меняй работу.
С е р ё г и н. Мне эта нравится.
М и х а и л. Ясно. С твоим диагнозом не поспоришь.
С е р ё г и н. Слушай, я тебя трогал? Ты чего наезжаешь? Проблемы, что ли?
М и х а и л. О-о-о! Полегче, старичок. Я же по-дружески с тобой разговариваю. Никто на тебя бочку катить не собирался. Нормально всё. Остынь.
С е р ё г и н. Да ты сам остынь…
М и х а и л. Какую хоть продал? Мою-то не берёт никто, наверное?
С е р ё г и н. Твою как раз и продал.
М и х а и л. Да ты что! Не прошло и полгода. Не продешевил хоть? Нормально наварил?
С е р ё г и н. За те же деньги кое-как отдал.
М и х а и л. Странно. Если не лох, то почему такую пластинку взял? А если лох, то почему больше платить не хотел? Разбирается, значит. Кому продал-то?
С е р ё г и н. Да, школьнику какому-то. Ему для диджейских сетов что-нибудь из рока надо было. Учится, наверное, потому что-то недорогое и искал. Вот я ему и сбагрил твой неликвид. Удачно, можно сказать. Всего сотню накинул. Но хоть шерсти клок.
М и х а и л. Ты же сказал, что за те же деньги продал?
С е р ё г и н. Ну, подловил, подловил. Да, наварил сотню. Хоть что-то.
М и х а и л. Пройдоха ты, Серёгин.
С е р ё г и н. Как могу, так и работаю. Тоже кушать хочется…
М и х а и л. Работяга.
Невдалеке проходит Катерина. Серёгин её замечает.
С е р ё г и н. Кажись, Катя идёт. Она?
М и х а и л. Она. Куда, интересно, идёт? (Кричит) Катя, постой. Погоди.
К а т е р и н а. (Останавливаясь) Ну?
М и х а и л. Катя, ты меня прости. Погорячился я с утра. Надо было всё спокойно обсудить. А я вспылил.
К а т е р и н а. Всё ты правильно сделал. Чего нам друг другу голову морочить? Встретились, повеселились, побаловались и разбежались. Не бери в голову, чувак, бери ниже.
М и х а и л. Понятно. Удачный момент, чтобы разбежаться? Ну, хорошо. Я не возражаю. Кстати, Серёгин очень хотел познакомиться лично и поближе. Серёгин! Иди сюда!
К а т е р и н а. На фига он мне?
М и х а и л. Ты – женщина, он – мужчина. Со мной ты ведь тоже знала что делать.
Серёгин подходит к Катерине и Михаилу.
К а т е р и н а. Он мне не нравится.
С е р ё г и н. Я это знаю. Зачем я вам?
М и х а и л. Ты же хотел с Катей поближе познакомиться. У нас с ней с сегодняшнего дня всё. Можно, так сказать, перенимать эстафету.
С е р ё г и н. А она не против?
К а т е р и н а. Вы что, козлы, ошалели что ли?
М и х а и л. За козлов и получить можно.
К а т е р и н а. А ты попробуй.
С е р ё г и н. Миша, да ладно, ты чего, в самом деле? Женщина строгих нравов. Пусть идёт своей дорогой. Отпусти.
К а т е р и н а. Пятачков, ты позеленел от злобы. Сейчас в жабу превратишься.
М и х а и л. Беги отсюда, Катя…
К а т е р и н а. Ага, щас. Как шла, так и уйду. Бежать ещё от тебя… Будь здоров. Тебе, Серёгин, счастья в личной жизни. Крепкого мужского счастья. К Мишке присмотрись, он ничего даже. Горячий перчик.
Катерина смеясь, уходит. Михаил и Серёгин возвращаются к скамейке, садятся на неё.
М и х а и л. Не понимаю, как я её не прибил.
С е р ё г и н. Думаешь ей повезло?
М и х а и л. Очень. Сегодня её самый счастливый день. Просто она этого не знает.
С е р ё г и н. Может, догадывается?
М и х а и л. Вряд ли…

XI.
Квартира семьи Кулик. Празднично накрытый стол. Идут приготовления к приходу гостей.
Т ё т я  Т о м а. Точно придут твои друзья? Посмотри, какой вам стол накрыла.
С т а с. Спасибо, мама. Это правда, просто супер. Я не ожидал, честно.
Т ё т я  Т о м а. Так уж сколько твой день рождения не отмечали. То денег нету, то ещё какая хреновина приключится. А тебе уже давно за сорок. И я с каждым годом не молодею. Нужно праздники хоть иногда устраивать.
С т а с. Боюсь даже спросить, сколько ты денег на это всё потратила.
Т ё т я  Т о м а. Зачем спрашивать. Плюнь, да разотри. Деньги ещё жалеть. Они сегодня есть, завтра их нет, а жизнь вот она – не остановить. Летит себе, только дни успеваешь отсчитывать.
С т а с. Так, мам, стоп слёзы. В мой день рождения никакой сырости, кроме алкоголя.
Т ё т я  Т о м а. Так точно, сынок. Отставить. Не буду, обещаю. Сегодня веселимся.
С т а с. Вот и молодчина.
Т ё т я  Т о м а. А я ведь и подарок тебе приготовила. Там, в моей комнате лежит, дожидается.
С т а с. Ну, ты вообще. Приготовилась со всей ответственностью. Хороший?
Т ё т я  Т о м а. Думаю, тебе понравится. Мать ведь знает, что её сыну нравится.
С т а с. Ну, тогда вопросов больше не имею.
Раздаётся звук дверного звонка.
Т ё т я  Т о м а. Пойду, открою.
С т а с. А ты волновалась. Пришли.
Т ё т я  Т о м а. Глянь, я в порядке?
С т а с. Отлично выглядишь.
Т ё т я  Т о м а. Ну, всё, пошла.
Уходит. Стас ставит пластинку на проигрыватель, начинает звучать музыка. В комнату возвращается улыбающаяся тётя Тома, за ней следует Катерина.
Т ё т я  Т о м а. Встречай гостью.
С т а с. Ты одна, что ли?
К а т е р и н а. А по одному в этом доме гостей не принимают?
Т ё т я  Т о м а. Как так не принимают? Мы любым гостям рады. Катя? Я правильно запомнила?
К а т е р и н а. Да, здравствуйте.
Т ё т я  Т о м а. Здравствуй, Катенька. А мы уж со Стасом волноваться начали, что никто не придёт. Я стол накрыла. День рождения всё-таки. Хорошо, что пришла, правда, очень хорошо. А где ребята? Задержались?
К а т е р и н а. Точно, задержались.
С т а с. Но придут? Ты-то их видела?
К а т е р и н а. Видела, видела. Ничего определённого не сказали.
Т ё т я  Т о м а. Почему?
С т а с. Поссорились, что ли?
К а т е р и н а. Ну, типа того. Серёгин, по одному только взгляду понятно, чего хочет. Терпеть таких не могу. А Миша, Мишенька, Мишаня задолбал уже. Ведёт себя как председатель сельсовета. Самонадеянный и гордый, как кочка на болоте. Себя больше всего любит, чем кого-то. И чего ты в них, в этих двух нашёл, вообще не понимаю.
С т а с. Так я это… ничего и не находил в них. Просто общаемся. Мы же музыку слушаем. Лично меня это всегда устраивало. Главное – это музыка. Она для всех одна, как истина. А люди – это всего лишь раскрытые уши.
К а т е р и н а. Уши или души?
С т а с. Уши, уши. Знаешь, что Бетховен о музыке сказал? Это язык, которым бог говорит с человеком.
Т ё т я  Т о м а. Какой хороший человек, этот Бетховен. Умный композитор.
К а т е р и н а. Гениальный. Только говорил он не про нас с вами. И уж тем более не про Серёгина. У него звон монет, вот язык, которым с ним разговаривает… чёрт, наверное, с ним разговаривает.
Т ё т я  Т о м а. Зачем же так о человеке? Николай пластинки продаёт. И уже давно. Он так себе на хлеб зарабатывает.
К а т е р и н а. Вам виднее, вы его, наверное, уже давно знаете. Но мне он очень не нравится.
С т а с. Ух, как раскочегарилась. Сейчас пар пойдёт.
Снова раздаётся звонок в дверь.
Т ё т я  Т о м а. Так вот, наверное, Николай с Михаилом подошли. Только я вас, Катя, очень прошу, вы уж с ними не ругайтесь. День рождения, всё-таки. Праздник. Давайте, мы свои обиды на потом оставим. Договорились?
К а т е р и н а. Ладно… Договорились…
Т ё т я  Т о м а. Вот и замечательно.
Уходит открывать дверь.
С т а с. Не нужно, Катя. Ради моей мамы, я тебя очень прошу.
К а т е р и н а. Ладно, ладно. Сказала же, договорились.

XII.
В комнату входят тётя Тома, Михаил и Серёгин.
Т ё т я  Т о м а. А вот и мальчики.
М и х а и л. О, а Катюха уже здесь.
С т а с. Приве-е-ет. Только вас ждали. Где шлялись-то? Адрес забыли, что ли?
М и х а и л. Подарок думали какой купить… Искали…
С е р ё г и н. Миша нашёл. Я только денег добавил.
Т ё т я  Т о м а. Давайте уже, садитесь за стол. Всё подарки потом.
С т а с. Да, точно, давайте садиться. Время идёт, а во рту ни капли со вчерашнего дня.
Т ё т я  Т о м а. Скажешь тоже.
М и х а и л. Это он так шутит.
Т ё т я  Т о м а. Что Катя-то подумает.
К а т е р и н а. Да ничего я не подумаю. Нормально всё.
С е р ё г и н. Сесть за стол – я за! С утра ничего не ел, а тут такие вкусности разложены. Слюна так и попёрла.
М и х а и л. Настоящий праздник, похоже, устроили, а, Стас? Стол-то царский.
К а т е р и н а. Накрыли поляну для воронья.
С е р ё г и н. Ну, опять начинает.
Т ё т я  Т о м а. Садитесь уже, садитесь. Накладывайте, наливайте. У Стаса день рождения, кушайте на здоровье.
М и х а и л. Может, Дипов забубеним? Или Липпардов?
С е р ё г и н. Хипов не хотите?
К а т е р и н а. Пусть Стас сам что хочет, то и ставит. У него днюха.
С т а с. Ну почему? Гости что, не люди, что ли? Готов принимать заказы. Только по очереди. Можно одно, потом другое.
К а т е р и н а. Тогда Модерн Токинг.
М и х а и л. Чего-кого?
С е р ё г и н. Я не против. Тоже нормуль.
С т а с. У меня есть диск самого первого альбома. Сейчас притащю.
Уходит в соседнюю комнату.
Т ё т я  Т о м а. Он их в моей комнате хранит.
М и х а и л. У вас там сейф?
Т ё т я  Т о м а. Коробки
С е р ё г и н. Огнеупорные?
Т ё т я  Т о м а. Обычные.
К а т е р и н а. (Заглядывая в комнату) Неудобно, наверное? Много места занимают.
Т ё т я  Т о м а. Почему? Я на них и шью, и читаю, и пишу, если нужно. Они и стол, и тумбочка под телевизор. Стас-то не смотрит. Вот мне его и переставили.
К а т е р и н а. Похоже, Модерн Токинг как раз под телевизором. Стас, да не нужно. Тяжело ведь. (Михаилу и Серёгину) А вы что сидите? Помогли бы.
С т а с. (Из комнаты) Нет. Сюда нельзя! Не нужно помогать. Я уже.
М и х а и л. Хранитель пластинок всевластия…
С е р ё г и н. Диски судьбы…
С т а с. (Выходя из комнаты) Вот она.
Т ё т я  Т о м а. А, эта мне тоже нравится. Давно мы её не слушали.
Стас ставит пластинку, все рассаживаются за столом.
К а т е р и н а. В школе, помню, танцевали.
М и х а и л. Я в техникуме учился.
С е р ё г и н. А я работал уже…
С т а с. Ну, товарищи, кто работает краником?
С е р ё г и н. Давайте, я.
Начинает разливать.
К а т е р и н а. Краник, он и в Африке краник. Чего ты цедишь? Наливай нормально.
С е р ё г и н. Я нормально наливаю.
М и х а и л. Катя…
К а т е р и н а. (Поглядев на тётю Тому, потом на Стаса) Извините…
С е р ё г и н. Ну, давайте за здоровье виновника, и закусим. Не могу уже.
М и х а и л. За тебя, Стас.
Т ё т я  Т о м а. Будь здоров, сынок, счастья тебе.
К а т е р и н а. Присоединяюсь. Счастья и любви.
С т а с. Спасибо. Супер, что пришли.
С е р ё г и н. Поехали.
М и х а и л. Ху-у-у-у… (Пьёт).
Начинают закусывать.
Т ё т я  Т о м а. Ну, ладно, молодёжь. Мне бежать нужно. К Валентине обещала. А вы уж тут веселитесь.
М и х а и л. Тётя Тома, а как же за родителей.
С е р ё г и н. Да, за родителей – это святое.
Т ё т я  Т о м а. Вы уж тут без меня дальше. Сейчас подарок подарю Стасу и побегу. Не буду мешать.
К а т е р и н а. Что, ваша Валентина завтра не может вас принять? День рождения ведь.
Т ё т я  Т о м а. Обещала я. Да и надо сходить. Сама я понимаю. Ты, Катя, не переживай. Так надо.
К а т е р и н а. Ну, наверное…
М и х а и л. Пока вы не ушли: за родителей!
С е р ё г и н. За родителей.
К а т е р и н а. Дай вам бог здоровья.
С т а с. Здоровья тебе, мама.
Т ё т я  Т о м а. Спасибо, сынок. А это тебе от меня на день рождения. Сегодня утром купила. Вот. Погляди. С подарком угадала?
Тётя Тома достаёт из пакета пластинку и протягивает Стасу.
С т а с. Ну, конечно. Спасибо огромное. То, что надо. Отлично.
Т ё т я  Т о м а. Стас только пластинки слушает.
М и х а и л. Да мы знаем. Я сам такой. Все бобины выкинул давным-давно. Магнитофон продал. А цифровая запись – это уже не то.
С е р ё г и н. Подтверждаю – не то!
К а т е р и н а. Фанатики…
Т ё т я  Т о м а. У всех свои увлечения. Я это понимаю.
Стас вертит конверт, достаёт пластинку, разглядывает.
М и х а и л. (Серёгину шёпотом) Ты что, с ума сошёл?
С е р ё г и н. Почему?
М и х а и л. Это же та самая, моя пластинка.
С е р ё г и н. И что?
К а т е р и н а. (Тоже замечает какая пластинка в руках Стаса) Тётя Тома, вы эту пластинку утром у Серёгина покупали?
Т ё т я  Т о м а. Да, у него. Спасибо тебе, Николай, помог мне с выбором определится. Я понимаю, что эта пластинка редкость и не из дешёвых, но он мне и скидку сделал ради праздника сегодняшнего.
К а т е р и н а. Дорого взял?
Т ё т я  Т о м а. Не в деньгах счастье.
К а т е р и н а. В их количестве, все знают.
С е р ё г и н. Да вы чего? Хорошая ведь пластинка.
М и х а и л. Ну, Серёгин! Ну, ты жук.
Т ё т я  Т о м а. Что-то не так, Стас?
С т а с. Сейчас разберёмся. Ты иди, иди, мама. Не допоздна только. Тёте Вале привет от меня.
Т ё т я  Т о м а. Хорошо. С днём рождения тебя ещё раз. (Всем) До свидания.
К а т е р и н а. До свидания, Тётя Тома.
Тётя Тома уходит.

XIII.
К а т е р и н а. Ну, колись, Серёгин, дорого содрал?
С е р ё г и н. Совсем немного накинул.
М и х а и л. Она же беспонтовая. Ты же видел, кому продавал. У тебя совесть есть, Коля?
С т а с. Вы что, ребята? Нормальная пластинка. Ну, конверт завален. Ну, кривая. Это же подарок. Главное, от сердца, от души.
М и х а и л. Господи, Стас, ты ведь её ещё не слышал.
К а т е р и н а. А я слышала. И смех, и слёзы. Серёгин! Давай, колись – сколько наварил?
С е р ё г и н. Короче, понятно. Мне здесь не рады. Чего привязались: сколько, сколько? Коммерческая тайна!
М и х а и л. Значит, прилично наварил. Это же Серёгин. Нет, конечно, я тебя знал, но чтобы такое. Ну, ты жук. Пройдоха, проныра – это не про тебя. Слишком мелко.
К а т е р и н а. Я тебе намекала, что он сволочь.
С е р ё г и н. Да пошли вы! Устроили тут суд совести. Я вообще могу уйти.
К а т е р и н а. Правильно. Нажрался, выпил, теперь можно и отчаливать. Не жук – тарантул!
С т а с. Да вы чего? Всё нормально.
К а т е р и н а. Вот добрая душа. Ничего не нормально. Пусть уходит. Я его видеть не могу.
С е р ё г и н. Может, тогда сама уйдёшь?
К а т е р и н а. Посмотрю только, как твоя наглая рожа от стыда лопнет, и сразу уйду.
М и х а и л. Ну, Катя, тебе этого долго придётся ждать.
С е р ё г и н. А точнее – вечно.
К а т е р и н а. Пошёл отсюда вон!
М и х а и л. Катя, чего ты раскомандывалась? Вот, хозяин рядом.
С т а с. Я вообще не понимаю из-за чего весь сыр-бор.
К а т е р и н а. У Серёгина совести нет, а я этого терпеть не могу.
С е р ё г и н. Вот ведь разоралась. Ладно. Я пойду.
М и х а и л. Я с тобой. Не получился праздник…
К а т е р и н а. Правильное решение. Оба катитесь. Припёрлись похавать и даже подарка не принесли.
М и х а и л. Почему не принесли? (Достаёт из кармана галстук-шнурок). Вот, Стас, это тебе от нашей мужской компании скромный техасский подарок. В рокерском духе.
К а т е р и н а. Тоже мне, подарок.
М и х а и л. А сама-то что подарила? У самой-то из подарков ничего?
С е р ё г и н. Она сама ничего, сама и будет сегодня для Стаса подарком.
К а т е р и н а. Пошёл на хер! Выметайтесь! Пошли вон! Козлы! Ублюдки! Ненавижу! Оба уроды!
Михаил и Серёгин спешно уходят.

XIV.
С т а с. Катя, ну что ты так разошлась? На вот, выпей воды. Нормальная пластинка. Я бы её и слушать не стал. Просто бы смотрел и вспоминал день рождения. Теперь, правда, и вспоминать-то нечего. Только, как ты всех разогнала.
К а т е р и н а. Ну, не всех, а только этих. Слов для них не нахожу. Галстук-шнурок принёс…
С т а с. Хорошая вещь. Мне нравится. Сказали, что искал. Заботился, значит. Хотел приятное сделать…
К а т е р и н а. Этот галстук-шнурок у Миши на кухне висел. Полотенце на гвоздике держал. Я тебе потому и сказала про них обоих – слов нету. Достойная друг друга парочка. Просто удивляюсь, что ты называл их своими друзьями.
С т а с. Люди, как люди. Не лучше и не хуже других.
Пауза.
К а т е р и н а. (Задумчиво) Может, ты и прав.
С т а с. Слушай. Если уж ты всех разогнала, может, расскажешь немного о себе. Я ведь о тебе вообще ничего не знаю.
К а т е р и н а. Хочешь, чтобы я тебе рассказала о себе?
С т а с. Да, очень хочу.
К а т е р и н а. Зачем тебе это? Ты уверен?
С т а с. Да, уверен.
Пауза.
К а т е р и н а. Я ведь раньше не одна была. У меня семья была. Муж, дочь. А сейчас я и квартира. Там, на другом конце города, куда я возвращаюсь очень редко.
С т а с. Почему?
К а т е р и н а. Не хочу. Тяжёлые воспоминания. Тяжело мне там.
С т а с. Что случилось?
К а т е р и н а. Печальная история, что тут рассказывать. Разревусь, выть начну, на стены полезу.
С т а с. А ты попробуй. Расскажешь мне, и, может, легче на душе станет.
К а т е р и н а. Как же может на душе легче стать, если была у меня семья, а сейчас нету. Два года, как мужа не стало. Год, как дочери со мной больше нету.
С т а с. (Останавливает музыку) Господи. Наверное, какая-то трагедия произошла?
К а т е р и н а. Не наверное, Стас, не наверное.
С т а с. Дурак я… не подумал… не нужно было… прости, Катя…
К а т е р и н а. Раз уж начала, закончу. Нет-нет, ты не волнуйся. Я нормально. (Выпивает) Муж очень музыку любил. Но не рок, как ты, а симфоническую. Встанет в наушниках посреди комнаты и начинает дирижировать невидимым оркестром. Ты, когда по невидимым барабанам стучал, мне его как раз и напомнил. Есть в вас обоих вот это, что-то магическое, нереальное. Он тогда и ты сейчас словно не из этого мира. Как жители другой планеты. Вам тут ничего практически и не нужно. А вот музыка, она вас окрыляет, куда-то зовёт. Вы как будто в ней растворяетесь.
С т а с. Ну, да, есть такой момент. Я иногда так разойдусь, только мама и останавливает. Палочки сколько раз ломал. Вообще улёт.
К а т е р и н а. Вот на него ты и похож. Помнишь, я тебе говорила?
С т а с. Конечно, помню. Это твой муж хороший человек?
К а т е р и н а. Да, он. Только его нет. А ты есть. Теперь ты хороший человек.
С т а с. Это хорошо. Супер. Я не против.
К а т е р и н а. И вот я тебе принесла в подарок наушники. Почти такие же, как у того, моего хорошего человека. Тебе. Держи.
Достаёт из пакета наушники, протягивает Стасу.
С т а с. Вообще-то я не очень эти головные телефоны…
К а т е р и н а. А к наушникам маленький эм пэ три плеер. Я в него уже кучу симфоний загрузила.
С т а с. Зачем?
К а т е р и н а. Чтобы ты слушал.
С т а с. Погоди. Ты говорила, у тебя ещё дочка. А она где?
К а т е р и н а. Мать мужа, её бабушка, забрала год назад. Не отдаёт. Много причин находит: что я неряха, грязнуля, нигде не работаю, пью, шляюсь с кем попало. Как будто я крепостная и мне после смерти мужа ничего нельзя.
С т а с. А от чего он умер?
К а т е р и н а. Лейкоз. Рак крови. Как-то так раз неожиданно и всё! Фьють! Нету человека. Как будто ластиком – фьють – и стёрли.
С т а с. И ты запила?
К а т е р и н а. Я? Запила? Да, немножко…
С т а с. И ты хочешь, чтобы я так же слушал в наушниках симфонии и был твоим хорошим человеком? Ты серьёзно?
К а т е р и н а. А тебе это что, трудно? Ты даже не попробовал. Просто надеть наушники и включить плеер.
С т а с. Нет, мне не трудно. Просто странно немного всё это.
К а т е р и н а. Кому странно?
С т а с. Вообще.
К а т е р и н а. Я тебя очень, очень, очень прошу.
Стас надевает наушники. Катерина включает плеер. Заходит Стасу за спину, прислоняется ухом к одному из наушников, прислушиваясь к музыке. Затем снизу своими руками поднимает руки Стаса и начинает ими дирижировать.
К а т е р и н а. Не трудно?
С т а с. Что?
К а т е р и н а. Совсем не трудно? Правда?
С т а с. Нет. Хорошо.
К а т е р и н а. Я же говорила. Это музыка. Для тебя музыка, Стас.
С т а с. Да, я понял. Нравится. Я раньше как-то не очень.
К а т е р и н а. Да потому что ты был Дятел.
С т а с. Я и сейчас Дятел. Но и музыка красивая.
К а т е р и н а. Она не просто красивая. Эта музыка – вечная.

З  а  н  а  в  е  с.