***

Нора Гайдукова
Нора Гайдукова

Остров в Европе

2014 год в Венгрии объявлен годом памяти Холокоста
Когда летишь к Будапешту, все время светит солнце. Поэтому ты точно знаешь, что тебя ждет праздник. Эти сияющие купола и готические стрелы соборов, пронзающие небо и твое сердце. Навсегда ты будешь плыть по голубому Дунаю (а он и вправду голубой) с белыми корабликами и собирать "венки дружбы".
Ну вот, и приземлились в небольшом провинциального вида аэропорту, пара обменников и несколько стоек поиска пропавшего багажа. Видно, он у них частенько теряется.
Тряский автобус времен поздней перестройки (в Германии таких уже нет) тащится по пыльному шоссе к городу. На придорожных щитах одно и то же красивое и значимое лицо довольно молодого человека, интеллигентного и волевого, со строгими голубыми глазами. Он не улыбаетсяся в отличие от знакомых нам европейских политиков, сверкающих хорошо сделанными зубами. В последующие дни я ни одного другого лица больше не видела. Только Виктор Орбан, министрпрезидент.
Пыльное шоссе вело нас вдоль унылых промзон, чахлой зелени, все какого-то серого цвета. Также бедно, и как-то жалко одеты люди. Двигаются скованно, разговаривают тихо. Какой-то мужчина в майке и шортах, с маленькой женой и уверенном в себе, как все любимые дети, трехлетнем сыне, уступил место женщине с мальчиком лет семи. К моему удивлению, она посадила мальчика, а сама жалась к двери в своем бедном длинном черном платьи и старых босоножках. Все это было совершенно не похоже на Берлин. Другая планета.
Трамваи пронизывают город со всех сторон и наверное это хорошо, лучше чем автобусы. Воздух сильно загазован, никаких катализаторов на машинах и в помине нет. Хотя ни одной бумажки на асфальте не  валялось. Все узнаваемо напоменало соцреалистическую Россию, просто Петербург 50 - 60-х годов. Люди молчаливые и сдержанные, одетые в соответствующую полу и возрасту одежду, мужчины в мужское, спокойные брюки, рубашки с закатанными рукавами, какие-то давно забытые юбочки, аккуратные старенькие кофточки, туфли-лодочки. Никакого унисекса, когда долго рассматриваешь субъекта и никак не можешь понять, кто перед тобой – мужчина или женщина, все та же бесформенная курточка, джинсы, кроссовки, рюкзак. Короткая стрижка, очки, одинаковые татуировки – это все Берлин. Ничего похожего в Будапеште нет.
На этом острове в бурном европейском море совершенно не видно иностранцев. Привыкнув к пестрой разноцветной и шумной толпе Берлина, мы в недоумении оглядывались по сторонам. Но нет, все, кроме множества туристов, преимущественно азиатов, явно венгры или во всяком случае очевидные европейцы.
Обветшалые красоты центра Будапешта напоминают о королевском прошлом этого необычного города.  Здание отеля действительно старинное, на тихой уютной улочке недалеко от набережной Дуная.
Буда и Пешт еще недавно были разными городами. Попасть из одного в другой иожно было только на лодке. Потом кто-то придумал много лодок соединить между собой – так получился первый понтонный мост.  С середины 19 века  построены первые астоящие  мосты, в 1849 году построен знаменитый Лвиный мост от центра Пешта к Буде, в 1873 году создан единый город Будапешт.
Правда, набережная со стороны Буды превращена в автобан, шум машин и гарь мешают любоваться волшебным пейзажем широкого Дуная и величественного здания парламента, вобравшего в себя все готические изыски, еще жившие в 19 веке. На самом деле это подделка под готику, но довольно удачная.
Мы живем в старом отеле, классичесий портик середины 19 века, достойная обветшалось, а под окном нескойко бассейнов, где уже в 6 утра активно плавает разная публика. От мамаш с грудными детьми до тихих сосредоточенных пенсионеров, держащихся правой дорожки. Молодые показывают размашестый кролль. Впечатление, что все тут любят плавать
Но лучший бассейн находится в 200 метрах от нас – это знаменитые термы с теплой минеральной водой.   Бассейн Святого Луки это целый город в старинных здвниях с лестницами и переходами, множеством пулей с водой холодной 20 гр, горячей до 40 или просто теплой. Плавать в пронизанном солнцем дворике в югендштиле, в теплой минералке среди массажных фонтанчиков -  ради одного этого стоит лететь в Будапешт.
Народ выглядит приветливым, хотя и несколько замкнутым. Все время вспоминается неоднократно повторяемое многими знакомыми утверждение: «Ты собираешься в Будапешт? Да ведь там фашисты!»
Может где-то они и есть, но никого в привычном антураже – бритые головы, черные рубашки, татуировки – как ни искали, так и не нашли.
В Берлине такие толпами по улицам бегают.
Неподалеку от отеля, на набережной Дуная стоит одна из 20 синагог Будапешта. Свежеотремонтированное кирпичное коричневое здание с остроконечной крышей, выглядит ухоженным и нарядным среди запущенных пыльных фасадов с пятнами запустения окружающих домов.
На стороне Пешта напротив парламента набережная чистая и ухоженная
Вдруг мы увидели странную картину – вдоль всей набережной стоят сотни железных башмаков, больших и маленьких, на коблуках и стоптанных,
Кокетливых и разношенных. В некоторые из них кто-то вложил робкие розовые цветы. Это памятник-мемориал Жертв Холокоста художника Гуло Пауера. 76 тысяч евреев, работавших как принудительная рабочая сила, на окраинах Будапешта, вместе с их семьями, были в октябре 1944 года согнаны на берег Дуная названным впоследствие «маршем смерти», там расстреляны и сброшены в реку. Возглавил операцию генерал Ференц Чалаши.
До этого в мае и июне 1944 годак 400 тысяч евреев венгерское правительство адмирала Миклоша Хорти хладнокровно отправило в Освенцим.  Причем произошло все это в то время, когда было уже ясно, что война проиграна и за несколько месяцев до внедрения в Венгрию Красной Армии. Миклош Хорти отрапортовал, что Венгрия, кроме Будапашта, «юденфраи».
Но одновременно простые венгры прятали и спасали. Около 200 тысяч евреев Венгрии пережили таким образом Холокост.
История венгерских евреев типична для европейского еврейства. Последние 150 лет евреи Венгрии были весьма успешны и вносили несоизмеримый вклад в культуру и экономику страны. В 1867 году они были уравнены в правах с венграми. Здесь родились «отцы сионизма» Теодор Герцль и Макс Нордау. Венгрия была центром развития еврейской культуры, но, как и везде, значительная часть евреев была ассимилирована. Не случайно Венгрия в то время называлась в других странах «островом евреев».
Потом наступили плохие времена. Во времена националсоциализма выходили антиеврейские законы, евреи преследовались и претеснялись
также при венгерских коммунистах. После политичесиких перемен 1989 года евреи Венгрии снова смотрят в будущее с оптимизмом. Еврейская религия процветает. В то же время человек в традиционной еврейской одежде рискует на улице подвергнуться нападению. Антисемитизм в Венгрии по-прежнему актуален. Согласно последним социологическим опросам большая часть населения поддерживает расистскую антисемитскую теорию,  значительно большая, чем в других европейских странах. Сейчас ненависть к евреям питается антикапиталистическими теориями управления миром с помощью крупных капиталов и внедрена очень глубоко в сознание венгров. Сам Виктор Орбан на заседании своей    партии — (Fidesz)  - Союз венгерских граждан, 28 сентября 2013 года, заявил: «Бвнкиры, жадные мульти, брюссельские бюрократы, живущие в довольстве....и другие представители Большого Капитала, должны убираться из страны». Его выступление подстегнуло антисемитские настроения.
Тем не менее в сравнении с другими странами бывшего «развитого социализма» евреи Венгрии переживают хорошие времена, являясь исключением на фоне антисемитских настроений не только в Польше, но и в Норвегии, откуда сбежали все их немногочисленные евреи, Франции и других европейских странах. Антисемитизм в политике правительства не играет никакой роли.
Интересно, что в коммунистические времена евреи доминировали среди политической элиты. Четверо лидеров коммунистической партии 1947 года
Матиас Ракоши, Ерно Геро, Милали Фаркас и Йозеф Реваи  - все были евреями. До 1956 года они фактичеки возглавляли правительство. Затем они были обвинены в «сионизме», названы «космополитами», были открыто судимы и обвинены. Теория еврейского главенства в мире внедрилась в сознание населения. Уже в 1951 году евреев стали называть «непродуктивными» элементами общества и выселять из Будапешта в деревни.
После еврейских общин Франции, Великобритании и Германии, еврейская
Община Венгрии – одна из самых больших в Европе. Евреи составляют 5% населения Будапешта, примерно 80 – 100 тысяч человек. Правительство Виктора Орбана, возглавляющего партию народного единства, впервые признало вину венгров перед евреями и просило прощения у еврейского народа.
В Венгрии появилась новая тенденция, заметная также в Германии, когда молодые люди узнают о своих еврейских корнях и переходят в еврейскую религию. Это могут быть и пожилые люди, вдруг открывающие для себя мир иудаизма.
Один из ярких примеров тому — история венгерского политика Ксанада Чешеди. Он был вторым человеком в правоэкстремистской Джоббиг-партай, ярым антисемитом, ненавидящим евреев и цыган, враждебных венгерскому народу. Он ратовал за возрождение фашизма в Венгрии. Все изменилось, когда он узнал, что он сам — еврей, по материнской линии. Его дед и бабка пережили Холокост, половина семьи погибла в Освенциме.
Теперь он стал настоящим евреем, соблюдает Шаббад, учит иврит и талмуд, молится в синагоге, не ест свинину, готовит кошерную еду. Он сетует, что не все 613 запретов ему удается выдерживать. Он призывает в парламенте давать вегнерское гражданство израильтянам и приглашвть в Венгрию интеллектуалов и людей, занимающихся икусством, еврейского происхождения.
Чешеди был как политик на вершине успеха. То, что он говорил, хотели слушать многие венгры. Теперь ему интереснее общаться с рабби Шломо Кевисом. Он покинул партию Джоббик и ненес заметный вред ее антисемитской направленности.
В Будапеште сейчас наряду с мясными лавками, пекарнями, ресторанами, 20  синагог. Это в первую очередь Табактемпель – самая большая синагога Европы. Правительство субсидировало не только ремонт синагог, но и обновление еврейских кладбищ.  К  15 апреля 2004, к 60-летию начала геттоизирования и депортации венгерских евреев, был открыт Музей Памяти жертв Холокоста. Вокруг этого музея звучало много критики — и построен он не там, запрятан в тесных переулках, и на машине к нему не подъехать. Отсутствует полная документированная выставка о преследовании евреев в Венгрии.
В 2013 году было объявлено, что 2014 год будет  Годом Памяти Жертв Холокоста в Венгрии. Виктор Орбан выступил на еврейском Конгрессе в мае 2014 года и обещал оказывать противостояние антисемитским и правоэкстремистским настроениям. Тем не менее год Памяти начался со скандалов. «Мы очень огорчены» - сказал председатель еврейских общин Венгрии Андрас Хайслер. Ведь было запланировано множество мероприятий: праздники Памяти по всей стране, обновление синагог, поддержка открытых социальных проектов, строительство нового Образовательного Центра на Йозефштедтер Банхоф в Будапеште.
Все эти добрые начинания оказались под вопросом, когда руководитель вновь организаванного государственного интстута истории «Правда» подверг сомнению роль венгерских властей в уничтожении полумиллиона венгерских евреев. Руководитель инстута Шандор Чакали в своей статье написал, что большая часть погибших евреев не были венгерскими гражданами, что уже является искажением реальных событий. Следующая контроверсия произошла, когда правительство запоанировало новый памятник погибшим во время войны, объединив в нем жертвы и палачей. Тем самым искажается исторический факт самостоятельных действий венгерских властей и исполнителей, целенаправленно депортировавших и убивших евреев. Памятник оккупации становится большим и тенденциозным искажением истории.
Немецкие евреи выдвинули ультиматум против строительства памятника, на что правиотельство обвинило их «раздувании истерии». Вместо образовательного центра решили построить «Дом Судеб», который историк Мария Шмидт назвала попыткой венгерских властей искажения и релативирования истории и памяти Холокоста.
Председатель еврейских общин Венгрии написал венгерскому правительству, что все полученные деньги на правзднование Памяти Жертв Холокоста возвращаются, так как с деньгами «такого правительства мы не хотим почтить память замученных».
Мы выходим из нашей ностальгической гостиницы на залитую солнцем улицу. Обветшалые фасады украшены чудными скульптурами и барельефами, всюду ощущение подлинности зданий. Отсутствие реконструкции часто спасает город от потери лица. Уютно, а иногда пампезно из-за барочных скульптур, изобилующих в Будапеште.
Сейчас мы поднимемся по чистым улицам Верхней Буды в туристский парадиз к Матиаскирхе и Рыбным Бвшням. Отсюда открывается незабыввемый вид на весь Будапешт, прозрачно-голубой широкий Дунай с белыми параходами, Львиный мост, готические пики парламента, цветущий парк, множнство башенок и шпилей разной высоты.  А ведь есть еще Исторический музей в Королевском Дворце, Национальный музей.
Не хочется прощаьться с этим сказочным городом, где случилсь такая страшная трагедия с нашими собратьями. Но хочется верить, что это больше не повториться.
13.06.2014
Берлин
Литература