Суждения Кшиштофа Занусси о разуме

Уладзимир Траццякоу
5 января 2004 г. Перевод с польского.

Это письмо Кшиштофа Занусси, отправленное из Варшавы 5 января 2004 г., как и вся 10-летняя (1996--2006) переписка с ним, оказались следствием моего пребывания у него в качестве гостя в мае 1996 г. А этому я обязан минскому, а теперь уже московскому кинорежиссеру-документалисту Сергею Головецкому, который до того тоже был гостем пана Кшиштофа, но уже в качестве участника его мастер-класса. Как этот гостеприимный хозяин, через мастер-класс которого проходили многие, выглядел в 1996 г., когда я его сфотографировал для своего интервью в минской газете "Звязда"\, можно посмотреть, открыв на страницу "Трибуна для Почетных гостей ИнтелТеха"
(http://tvinteltech.narod.ru/tribune.html).

"Мои постоянные поездки не позволили мне ответить на лестное приглашение  -- посетить Ваш сайт tvinteltech.narod.ru, посвященный использованию интеллекта. Ваша мысль мне близка, но мне кажется, что во времена, в которые мы живем, разум на плохом счету (ma zle notowania). В прошлом столетии на силе разума держалась вся марксистская система, оказавшаяся несостоятельной и оставившая чувство, что разумом мировых проблем не разрешить.

Я предпочитаю смотреть на вещи по-другому: утверждаю, что ни разумом, ни чувством, ни интуицией, ни верой все проблемы этого мира мы никогда не разрешим, и разуму нужно возвратить причитающуюся ему роль одного из инструментов познания, одного из многих, но очень важных.

Я искренне не переношу бездумных людей, бездумных чувств, бездумной веры.
 Как человек, выросший на романской культуре, вслед за Аристотелем и Фомой
 Аквинским верю в разум как в полезный инструмент, и вижу, как много проблем
 человечество разрешило, пользуясь разумом. Благодаря ему в развитые страны
 пришло благосостояние, благодаря ему, разуму, мы избавились от тирании и
 почти во всей Европе живем в системах, уважающих права личности и
 предоставляющих всем наилучшие шансы для реализации. Это уже немало. Так что если разумные поступки могут создать условия для счастливой жизни, то хоть одним разумом счастья мы себе не обеспечим, но наверняка можем к нему приблизиться.

В постоянной спешке, в какой я живу, больше этого Вам написать не могу.
 Готовлю в этом году новую книжку эссе*). Предыдущая, благодаря вашему
 Гуманитарному университету в Минске, вышла из печати по-русски. В Москве
 я встречал много людей, нашедших ее в продаже; может, то, что я готовлю
 сейчас, найдет читателей и у вас; о счастье там будет больше.

На этом закончу пожеланиями здоровья и прочих благ в новом, 2004 году.
 В первых днях этого года лечу в Индию с лекциями. Может, каким-нибудь ветром меня занесет когда-нибудь и в Минск."

____________________
*) Эту солидную книжку, под странным названием "Czas umierac" (Время умирать),  я вскоре получил  от пана Кшиштофа в подарок.