Гений и злодейство

Александр Ивашкевич
       Даже плесень и ржавчина могут быть талантливыми или бездарными.

       Пушкин не прав сопоставляя гениальность и злодейство. Это всё равно, что сопоставлять тепло и жёсткость.

       Злодейство может быть гениальным. А добропорядочное действие - совершенно бездарным.

       Не следует смешивать проблемы "хорошо" и "нужно"...

       Талант даётся человеку от Бога (для не принимающих Веру можно сказать от Природы). Способности выполнять основные человеческие функции даны всем. Но в разной степени. Как в любом газе имеется распределение молекул по скоростям (кривая проходит через максимум: молекул с малыми скоростями мало; молекул с большими скоростями (способностями) также мало; большинство имеют некоторую среднюю скорость для данной температуры), так и в любом обществе мало талантов и дебилов... Кто-то может что-то делать гораздо лучше чем другие, а кто-то гораздо хуже, чем другие. Про таких говорят: у него "талант" или он полностью лишён "талантов".  Талант - это совокупность способностей делать что-то нужное  хорошо и отлично.
       Способности - это ещё не деяния. Способности - это всего лишь  потенции, это возможности что-то сделать определённым образом. Способности "даются" людям в разной степени - как в количественном, так и в качественном отношении: кому больше, кому меньше, какие-то для того, а какие-то для этого, какие-то легко реализуются, а какие-то с большим трудом. Разговоры о равных возможностях и талантах - это разговоры для успокоения. Посмотрите на небо - там что, все звёзды одинаковые? Нет двух одинаковых людей.
       Способности могут реализоваться в той или иной степени, а могут и не реализоваться вовсе.  Если человек не работает над  развитием данных ему способностей до "седьмого пота", не актуализирует их в реальной жизни,  если он не обучается делать что-то  всё лучше и лучше, то ни о каком "таланте" не может быть и речи. Но если у человека мало предпосылок для реализации таланта, то старайся изо всех сил, работай хоть до "девятого пота" - ничего не получится.  В смысле талантливого и значимого для всего человечества. Что-то, несомненно, получится и вполне приемлемое для текущих бытовых нужд. Но не талантливого и выдающегося на все времена... Конечно же, это не опровергает истины: люди всякие нужны, люди всякие важны.
     "Все говорят: нет правды на земле.
     Но правды нет и - выше. Для меня
     Так это ясно, как простая гамма.
     Родился я с любовию к искусству;
     Ребенком будучи, когда высоко
     Звучал орган в старинной церкви нашей,
     Я слушал и заслушивался - слезы
     Невольные и сладкие текли.
     Отверг я рано праздные забавы;
     Науки, чуждые музыке, были
     Постылы мне; упрямо и надменно
     От них отрекся я и предался
     Одной музыке. Труден первый шаг
     И скучен первый путь. Преодолел
     Я ранние невзгоды. Ремесло
     Поставил я подножием искусству;
     Я сделался ремесленник: перстам
     Придал послушную, сухую беглость
     И верность уху. Звуки умертвив,
     Музыку я разъял, как труп. Поверил
     Я алгеброй гармонию. Тогда
     Уже дерзнул, в науке искушенный,
     Предаться неге творческой мечты.
     Я стал творить; но в тишине, но в тайне,
     Не смея помышлять еще о славе.
     Нередко, просидев в безмолвной келье
     Два, три дня, позабыв и сон и пищу,
     Вкусив восторг и слез вдохновенья,
     Я жег мой труд и холодно смотрел,
     Как мысль моя и звуки, мной рожденны,
     Пылая, с легким дымом исчезали.
     Что говорю? Когда великий Глюк
     Явился и открыл нам новы тайны
     (Глубокие, пленительные тайны),
     Не бросил ли я все, что прежде знал,
     Что так любил, чему так жарко верил,
     И не пошел ли бодро вслед за ним
     Безропотно, как тот, кто заблуждался
     И встречным послан в сторону иную?
     Усильным, напряженным постоянством
     Я наконец в искусстве безграничном
     Достигнул степени высокой. Слава
     Мне улыбнулась; я в сердцах людей
     Нашел созвучия своим созданьям.
     Я счастлив был: я наслаждался мирно
     Своим трудом, успехом, славой; также
     Трудами и успехами друзей,
     Товарищей моих в искусстве дивном.
     Нет! никогда я зависти не знал,
     О, никогда! - ниже, когда Пиччини
     Пленить умел слух диких парижан,
     Ниже, когда услышал в первый раз
     Я Ифигении начальны звуки.
     Кто скажет, чтоб Сальери гордый был
     Когда-нибудь завистником презренным,
     Змеей, людьми растоптанною, вживе
     Песок и пыль грызущею бессильно?
     Никто!.. А ныне -- сам скажу -- я ныне
     Завистник. Я завидую; глубоко,
     Мучительно завидую. -- О небо!
     Где ж правота, когда священный дар,
     Когда бессмертный гений -- не в награду
     Любви горящей, самоотверженья,
     Трудов, усердия, молений послан -
     А озаряет голову безумца,
     Гуляки праздного? О Моцарт, Моцарт!"
 Сальери ("Моцарт и Сальери" А.Пушкин).   
     Идея о необходимости наличия (имения) талантов для достижения реальных результатов в жизни  отражена и в библейской притче, хотя   довольно туманно и по разному трактуемо различными "комментаторами" (как и все истины в Библии) : «Всякому имеющему дастся и приумножится, а у неимеющего отнимется и то, что имеет» (Мф. 25, 29). И у Марка также:  "Ибо кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что имеет" (Мк. 4 25).От Луки: "Итак, наблюдайте, как вы слушаете: ибо, кто имеет, тому дано будет, а кто не имеет, у того отнимется и то, что он думает иметь" (Лк. 8, 18).
Под "имеет", я думаю, подразумевается наличие таланта и его реализация: иметь, значит делать,  использовать и получать то, что должно получить при соответствующих действиях.
        Талант, если он имеется в достаточных количествах, качествах и в реализуемой форме, проявится в полной мере только в результате работы, работы и работы, в результате  действий, свершений, ошибок и преодолений.
        Вопрос на что направлен будет этот талант - это отдельный вопрос. Если навыки, умения, способности и таланты направлены на неправедное дело - это плохо. Это злодейство. Сам по себе "талант" здесь не причём. Ну не понимает талантливый человек, что так делать нельзя. Или считает, что так делать можно. Проблема упирается в принятие человеком, что такое "хорошо", а что такое "плохо", что "льзя", а что "нельзя" в данном обществе.
        Модельная ситуация. У человека в результате его существования в данном обществе  развились все доступные ему таланты. Общество ему "объяснило", что вот так поступать "хорошо", а так - "плохо". Человек это принял (поверил) или нет. Человек будет поступать так, как он считает правильным (!!!). "Если факты против меня, то тем хуже для этих фактов". Так что степень талантливости не имеет прямого отношения к оценке действий по шкале добра и зла.
        А что такое гениальность? В современной обычной и научной литературе по этому поводу нет однозначного мнения.
        Википедия: "Гениальность (от лат. genius — дух) — необычайно высокие интеллектуальные способности. Например, к совершению изобретений и открытий, оригинальному мышлению, продуктивной деятельности." То есть гениальность определяется через количество и величину способностей. Это ерунда. Гениальность - это новое качественное состояние человека. А, как мне хорошо известно, количество никогда не "переходит" в качество. Это всё сказки для начинающих учащихся. Соберите хоть миллион бездарей, они никогда не придумают колеса, не изобретут пороха и велосипеда...
       Гениальность  определяется, также, как "практическое воплощение врождённого высокого уровня творческого потенциала личности относительно других личностей, признанное обществом". Степень "гениальности" оценивается в количестве  новых и уникальных творений,изобретений, теорий, признаваемых всем человечеством.  В отличие от просто талантливых индивидуумов, гений создаёт качественно новые творения, достигает глобальных интеллектуальных результатов.
       Думаю, что "гений" и "гениальность" - это скорее социальное явление, а не личностное. Гении "появляются" там и тогда, где и когда созрели обстоятельства для радикального, революционного изменения реальности как в теории так и в практике. Гением не становятся, в гении выбираются. Вот в этих обстоятельствах работает случай: человек с выдающимися талантами (а таковых всегда несколько в любое время) оказывается здесь и сейчас. Происходит резонанс талантов и обстоятельств.
       Зло ли творит "гений", добро ли, обуславливается конкретными обстоятельствами и личностными качествами "гения". Следует понимать, что не человек "гений", а обстоятельства таковы, что одарённому человеку пришлось исполнять обязанности "гения".