Парус

Нина Гаврикова
        К 200-летию со Дня Рождения М.Ю. Лермонтова 1814 г. 15 октября
 
                Парус (эссе)

               
      Белым одиноким парусом ворвался в мою жизнь Михаил Юрьевич Лермонтов со своим знаменитым стихотворением «Парус». Дело было так: зимний вечер, за окном надрывно воет вьюга, а в печи весело потрескивают поленья. Я сижу в центре комнаты за большим столом, рисую домики, солнышко, цветочки. Мой младший брат – это я его называла младшим, потому что братьев у меня трое и сестра, все старшие, а он младший из них. Так вот, брат в срочном порядке заучивает стихотворение. Он мерно отсчитывает шаги вокруг стола, держа в руках учебник литературы:

       – Белеет парус одинокий, белеет парус одинокий. В тумане моря голубом, в тумане моря голубом...

       Не помню, какую оценку принёс брат из школы, но свой дебют я не забуду никогда. За завтраком в детском саду, вместо того чтобы наслаждаться вкусом манной каши, я начала читать стихотворение Михаила Юрьевича. Громко и выразительно, как вчера это делал брат. Хорошо, что в саду работали понимающие детские потребности воспитатели. Поэтому меня поставили на стул, и вся группа, затаив дыхание, но ничего не понимая, меня внимательно выслушала. После чего трапеза – поглощения каши – продолжилась.

       Следующее стихотворение «Бородино» мне тоже пришлось заучить, ещё не сев за школьную парту. Моя мама, девочкой-подростком познавшая все тяготы военного времени, часто цитировала строки из стихотворения «Бородино»: «недаром помнит вся Россия про день Бородина», «да, были люди в наше время, не то, что нынешнее племя», «богатыри – не вы», «уж постоим мы головою за Родину свою». Иногда, когда случалось хорошее настроение, мама наизусть читала этот стих. Это и понятно, ей, как и поэту, была близка тема героического сопротивления народа России – ей Отечественной войны 1941–45 годов, а ему – Отечественной войны 1812 года. Она так же, как и Михаил Юрьевич, много размышляла о судьбе народа в истории, о прошлом и настоящем России, о роли этих прошедших событий в своей жизни.

      Михаил Юрьевич Лермонтов родился в Москве в ночь со 2 на 3 октября 1814 года. В обязательный минимум школьной программы входят стихотворения М. Ю. Лермонтова: «Парус», «Утёс», «Пророк», «Нищий», «Родина», «Тучи» и некоторые другие. Преподаватель обычно старается передать ученикам постоянно меняющееся настроение автора. В стихах остро чувствуется грусть осени об уходящем лете. Печальные нотки сквозят между строчек, и вот уже мы – ученики – можем увидеть «мрачную зелень елей», «тусклый месяц», который проглядывает сквозь туман. Но не всё так печально, стоит только взять следующее стихотворение, и вот уже совсем другое дело – «свежий лес шумит при звуке ветерка», «студёный ключ играет по оврагу».

       Да разве этого достаточно для изучения творчества Лермонтова? Что делать? Иду в школьную библиотеку, благо я там была почти прописана. Мне даже как-то грамоту дали – как много читающему ученику. Но сейчас речь не об этом.
     Так вот, приношу я домой томик стихов Лермонтова, а мама, когда только она успевала – пятеро детей, корова, овцы, работа, да ещё успевала шить, вязать, вышивать крестиком, но всегда первой прочитывала принесённые мною книги.

      А потом начинались обсуждения. Вот, например, в стихотворении «И скучно и грустно» маме нравилась первая строка: «И скучно и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды». А потом ещё заканчивала: «Любить... но кого же?.. на время – не стоит труда, а вечно любить невозможно». Мне было понятно, почему маме нравились именно эти строки. Она в сорок три года овдовела. Ей, как никому в этом мире, была близка тема одиночества. Ей нравились философские рассуждения о смысле жизни.

      Лично я углубилась в творчество Михаила Юрьевича в период юношеского максимализма. Когда белая лилия любви буйно расцвела в моей душе, а горьковатый привкус её нектара больно обжигал сердце. Сразу вспоминаются строки из стихотворения, посвящённого «К*»: «Я не унижусь пред тобою, ни твой привет, ни твой укор не властны над моей душою. Знай: мы чужие с этих пор». Искренний голос поэта меня очаровывал. Его волнение передавалось мне, я начинала сопереживать его чувствам и мыслям. Любовная лирика Михаила Юрьевича объединяла нас. В его стихотворениях я находила мужество и грусть, по строчкам скользила жажда свободы и одновременно ощущение её недостижимости. Невозможно сейчас передать нахлынувшие тогда чувства, которые испытывала, когда читала стихотворения М. Ю. Лермонтова. Великий поэт – он на самом деле мог передать минутное настроение и глубокие размышления, а также своим творчеством он учил меня как читателя справедливости и доброте. Думаю, что в эпоху экономического кризиса он стал более актуален, как гражданин, глубоко любящий свою Родину.