Китай. Безвыходный друг. Часть 2

Василий Демичев
Продолжение.
Начало см. здесь: http://www.proza.ru/2014/06/04/980

Известная истина – проблем и ошибок не допускает тот, кто ничего не делает.
Китай делает.
Причём, делает так, что по объёму ВВП уже в этом году может обогнать США, хотя совсем недавно большинство экономистов предсказывало, что Америка сохранит своё лидерство, которое она удерживает с 1872 года, ещё лет так на пять.

Успехи Поднебесной поражают воображение: экономика, прямо как тот паровоз из песни - «вперёд летит», почётное первое место в мире по объёму внешней торговли, темпам повышения доходов китайских граждан прямо обзавидуешься, золотовалютные резервы растут как на дрожжах, а инфраструктура крепнет и укрепляется.
Конкретные цифры приводить не буду, во-первых, просто лень писать всю эту нудную статистику, а потом, они доступны в Сети для всех интересующихся.
Это если, конечно, вездесущий фашыцко-мовный Правый сектор не скрыл/исказил/переиначил (нужное подчеркнуть) эти цифры в целях разрушения традиционных вековых связей между вновь и навеки братскими китайским и русским народами.
Короче говоря, имеем серьёзные успехи.
Именно поэтому имеем и серьёзные проблемы.
О проблемах и поговорим.

Что бы они не делали, но, как признаются сами жители Поднебесной, лучше всего у них получается делать… самих китайцев.
Такое высказывание можно было бы на полном серьёзе принять за шутку, если бы не одна цифра.
Миллиард 340 миллионов.
Именно столько граждан насчитывает сейчас Китай.
Кстати, к вопросу у кого что лучше получается – это в десять раз больше, чем в России.
Но проблема не в том, что китайцев много. Проблема в том, что в Китае скоро… некому будет работать!
Удивительно, но факт.
Последние годы в рабочий возраст входит всё меньше людей, чем из него выходит.
И это большая проблема, потому как рассчитывать на дополнительные рабочие ресурсы с каждым годом становится всё сложнее.
Согласно прогнозам, к 2050 году более четверти жителей Китая будут старше 65 лет, что представляет серьёзную угрозу рынку труда.
Иными словами, Китай теряет свою молодость.
Хотя, ещё каких-то лет 7-8 назад открытым текстом писали об «актуальности проблемы занятости».
В том смысле, что «на рынок труда ежегодно вступают 15-20 млн. человек, а прирост числа новых рабочих мест не превышает 10 млн». И что «единственный путь решения этой проблемы – развитие западных районов путём создания новых городов и посёлков…» и такое подобное, рабочие места создающее.
Теперь, получается, неутомимый китайский муравейник насоздавал столько рабочих мест, что трудолюбивых азиатских муравьёв для них уже не хватает.
Конечно, Китай ещё не достиг состояния ушедшей на пенсию Европы, но старательно топает в том же направлении.

Впрочем, как раз на пенсию государству тратиться особо и не придётся, потому как в Китае система «поголовного» пенсионного обеспечения просто отсутствует.
И здесь мудрая Поднебесная устроилась весьма неплохо: экономические достижения есть, а пенсии для всех нет. На государственные пенсии могут рассчитывать только государственные же служащие и лица, занятые в  промышленности.
Сельские жители не получают пенсию вообще. Не положено им и всё тут.
То есть, пенсионное обеспечение в Китае никак не соответствует уровню экономических достижений страны, особенно в последние несколько десятилетий.
Это вам не страдающая непосильно-человеколюбивым бюджетом Россия, которая зачем-то вынуждена содержать кучу пенсионеров, содержать которую с каждым годом всё сложнее.
Но китайцы подают хороший пример.
Наверное, и поэтому тоже, в минувшем году правительство РФ изъяло взносы граждан на накопительную часть за 2014 год – всего около 244 миллиардов рублей.
И эти деньги пошли на текущие выплаты пенсионерам.
То есть, то, что у вас в теории забирают для обеспечения вашей же пенсии в будущем, уходит для выплат не вам и сейчас.
Таким не особо хитрым способом чиновники решили облегчить нагрузку на бюджет, заверяя, что это единовременная мера.
Однако в марте, после присоединения Крыма, источники «Ведомостей» сообщили, что в кабинете министров не исключают повторения подобного  шага и в этом году. Неофициально это подтверждали сотрудники аппарата правительства, Минфина и Минэкономразвития.
Как отмечают эксперты, очередная потеря пенсионных накоплений приведет к стагнации фондового рынка.
Подумаешь, эка невидаль.

И что имеем в результате столкновения демографии и пенсии по азиатской методике?
А получается, что нарушена самая главная традиция Китая, сохранявшаяся на протяжении тысячелетий,  – «содержание родителей – главная обязанность детей».
У китайцев есть такое выражение: «Ян цзы фан лао», что означает -  «вырастить сыновей и обеспечить свою старость».
Сначала растут дети, опираясь на родителей, а потом родители в старости опираются на детей.
Такая вот, своего рода, семейная «круговая порука».
Да только вот нынешняя демографическая система не даёт возможности часто единственному ребёнку содержать и себя с семьёй, и престарелых родителей.
Вот почему, от вопроса, какой будет пенсия в Китае, и есть ли пенсия в Китае вообще, для большинства населения страны означает выживание нации. 
Понятно, что отсутствие системы пенсионного обеспечения и курс по ограничению рождаемости создавали социальную напряженность в китайском обществе.
И этого не могло не понимать руководство страны.
Поэтому вопрос о пенсиях постоянно выносится на самый высокий уровень.
На заседании Госсовета в августе 2011 г. было заявлено, что к 2015 г. Китай завершит формирование государственной пенсионной системы.
Охотно верю.
А пока реалии таковы, что в действующем на сегодняшний день Законе КНР о защите прав пожилых людей прямо указано, что именно семья должна заботиться о материальном положении пожилых людей и брать на себя заботу об их повседневном уходе и лечении.
То есть, выкручивайтесь, как хотите. Достижения – государству, а старики, с помощью которых эти достижения, собственно говоря, и достигнуты – вам, их детям.

Но мы сейчас не о пенсиях, а о нехватке рабочей силы.
Привела к такому положению вещей политика однодетной семьи, которая начала проводиться с 1979 года.
Хотя… за начало, собственно, государственной политики ограничения рождаемости можно принять 1956 год, когда была проведена 1-я кампания по планированию рождаемости, нацеленная на трудовую мобилизацию и индустриализацию в попытке обеспечить возрастающую численность населения.
Провальная, кстати говоря, кампания.

Замечу, что лозунг «одна семья – один ребёнок» не следует воспринимать буквально. Китайцы не дураки и не причёсывают всех под одну гребёнку.
Например, ограничения по рождаемости не распространялись на малые народы, которых в Китае более 50, а их общая численность превышает 85 млн человек.
А ещё была введена система штрафов.
Хочешь иметь много детишек? Не проблема. Заплати и имей.
И никого не смущало, если у госчиновника вдруг обнаруживалось 3-4 ребёнка.
Это в городах. А крестьяне, так те часто-густо даже штрафов не платили, а просто прятали своё «незаконнорожденное» потомство.
Не афишировали, так сказать.

Шли годы, менялись подходы, прилагались усилия, проявлялась гибкость и, в конце концов, был достигнут какой-то результат.
С одной стороны, темпы прироста населения  удалось снизить. Сейчас коэффициент рождаемости в Китае – 1,6: столько в среднем рождается детей на одну женщину. Это ниже, чем в большинстве других стран.
С другой – обозначилась проблема нехватки рабочей силы.
Кстати, западные эксперты считают, что если бы «политика одного ребенка» даже не проводилась, уровень рождаемости в Поднебесной все равно сокращался бы теми же темпами.
Резкое сокращение рождаемости в Китае отмечалось еще до того, как власти стали активно бороться против лишних детишек: если в 1970 году коэффициент рождаемости составлял 5,8, то в 1978 году он снизился до 2,7.

Но китайцы не были бы китайцами, если бы срочно не попытались сложившуюся с нехваткой рабочих мест ситуацию исправить с помощью своего «хитрого плана».
А именно - переселить 250 миллионов жителей деревень в города.
Чтобы вместо деревенских домиков – небоскрёбы, а вместо полей – асфальт.
Конечная цель правительства Китая – сосредоточить 70 процентов населения страны, или приблизительно 900 миллионов человек, в городах к 2025 году.
Масштаб переселения таков, что население свежепостроенных городов может сравниться с полностью урбанизированным населением США, уже переполненным мегаполисами по самое нехочу.
Какой в этом смысл?
Основная причина урбанизации - изменение структуры экономики Китая.
В том смысле, чтобы сместить акцент с внешнего экспорта на внутреннее потребление.
Ведь городской житель – это совершенно иной рынок потребления, и качественно, и количественно.
То есть, правительство рассуждает так: если население Китая станет больше потреблять, рост экономики просто неминуем.
Классика экономической науки. Китайская новая экономическая политика, она же НЭП.
Я даже лозунг специально для этого дела придумал: «С помощью Новой восточной политики к Обществу западного потребления!»
А что, классный лозунг получился.

Насчёт повышения рождаемости тоже не забыли.
В конце 2013 года, резолюцией комитета Всекитайского собрания народных представителей было дружно решено, что иметь второго ребенка не запрещается всем китайским семьям, в которых хотя бы один из родителей был единственным ребенком в своей семье изначально.
Сейчас принят новый закон, в котором это нужное, полезное, важное и такое приятное дело опять решили поддержать большинством голосов. В смысле, снова сняли какие-то ограничения.

Подводя итог, скажу, что в китайцев я верю.
И если неожиданно окажется как-то так, что население переедет в города и его, вдруг, некому будет кормить, то с той же неумолимой целеустремлённостью, единогласно и без лишних разговоров их перевезут обратно.
Небоскрёбы разберут на деревенские домики, а асфальт засыплют чернозёмом.
И всё будет нормально.

Но рождаемость и рабочие места - это только одна проблема, пусть и важная.
Об остальных – дальше.

Продолжение следует.
Это, конечно, если автору не надоест умничать.