Русские дети. День второй

Александр Мишутин
     Целый день семья была «на даче». Пропалывала сорняки, поливала ягоды и помидоры. Это Таня поливала. А Серёжа полол тяпкой, как взрослый, помогал маме. Папа работал столярным инструментом: что-то пилил, строгал, сбивал.
   Затем мама приготовила обед. А когда семья пообедала, Таня сказала:
   - А теперь папа будет рассказывать
   - Нет, - возразил папа. – А книжку тебе почитает Серёжа.
   - Да?! Ей и клубнику, ей и книжку читай, и всё самое вкусненькое…
   - А я – маленькая, поэтому, - объяснила такое к ней отношение Таня. – Вот когда ты будешь…
   Таня запнулась, подумала…
   - Маленьким я никогда не буду, - обиделся Серёжа.
  - Не ссорьтесь, - сказала мама. – Таня поможет мне убрать со стола, а ты, Серёжа, приготовь книжку. Отец, ты не забыл её?
   Папа вытащил из сумки книжку в красивом твёрдом переплёте и подал Серёже.
   - Тебе уже десятый год, а некоторые князья на Руси в десять лет уже женились. Так что, жених, будь мужчиной и не хнычь!
   - А девочки когда женились? – живо поинтересовалась Таня. - Тоже в десять лет?
   - Ты, невеста без места, ещё из детского сада не вышла, - строго сказала мама. – Это во-первых. А во-вторых: девочки не женятся, а замуж выходят.
   - А в-третьих, - подхватил папа, - Серёга, - читай!
   - Пап, расскажи, как женились князья, - попросила Таня
   - Вечером, - ответил папа и вышел.
…Дома папа сдержал своё обещание и вечером продолжил свой рассказ о жизни княжеских и боярских детей.

   В далёкую седую старину, на Руси было много князей. Они жили в разных городах. А главный князь находился со своей боевой дружиной и боярами в главном городе Древней Руси – Киеве. Киев назывался стОльным городом, т. е. столицей, а главный князь – великим князем. Князей было много, а бояр ещё больше, потому что у каждого князя было около десяти, а то и больше, бояр-помощников.
   Любимым занятием князей и бояр была охота. Охотились на зверей и птиц.
Сына князя, княжича, всегда брали с собой на охоту под присмотром дядьки-воспитателя. Молодой князь должен был научиться всему, что умел его отец: воевать, охотиться, управлять государством, устраивать игры.
   Боярские дети, пока не стали воинами и были отроками, прислуживали старшим на пирах. Это считалось важным и почётным делом. Игры и состязания боярские дети устраивали разные: метание копья, попадание стрелой в цель, скачки на конях. В эти игры не допускались дети челяди, слуг. И сами боярские дети не играли с детьми слуг. Это запрещалось. Но были случаи и непослушания.
   В одной боярской семье умер отец, глава семьи. Старшей в семье осталась мать, так как сын был ещё мал, чтобы стать главой семьи. Мальчику нравилось ходить работать в поле вместе с рабами и слугами. Ему всё нравилось: горячее солнце, тёплая земля, запахи трав, цветы. Мать запретила ему ходить работать с рабами. «Это позор тебе и нашему боярскому роду» - сказала она.
   Сын не послушался мать и продолжал делать то, что ему нравилось. Мать его наказывала, била и тогда сын ушёл из дома со странствующими богомольцами. На третий день мать догнала его, схватила за волосы, бросила на землю и стала бить ногами. Затем приказала слугам связать сына, как злодея, и привезла его домой. Заковала ноги в кандалы и несколько дней не кормила. Сын потом всё равно сбежал от матери с караваном купцов.
   Другой боярин-отец наказал сына за то, что тот ушёл в монастырь. Отец разгневался, прибыл в монастырь, вЫволок его оттуда, содрал с него монастырскую одежду и вновь одел в светлую боярскую одежду. Сын снял боярскую одежду, его опять одели, сын снова скинул. И так много раз, пока отец не связал его и отвёз домой.
   Очень жестоко наказывали своих детей родители за непослушание. Отца или старших нужно было слушать беспрекословно.
   - Вот видишь, - сказала Таня Серёже, который тоже внимательно слушал рассказ отца. – Папа сказал тебе, чтобы ты читал мне книгу, а ты не хотел. Но папа тебя не наказал.
   - Младших обижать нельзя, - пояснил папа. – А дети для отца и матери – всегда младшие. Но младшие, то есть – дети, должны почитать родителей, то есть – уважать. А почему?
   - Потому что они – папа и мама. Потому что они родили нас, - сразу ответила Таня.
   - Та-то оно так, но не совсем так, - непонятно сказал папа. – Дело в том, что родители и вообще все старшие сильнее детей и могут защитить их от беды. А кроме того: взрослые больше, чем дети, знают о жизни и могут их научить чему-то важному и хорошему. Поэтому в древности уважали и почитали старших: родителей и стариков.
   - А почему же били детей, если их нельзя обижать, - спросил Серёжа.
   - Так наказывали за серьёзное, сильное непослушание родителей. Взрослые рассказывали детям, как надо жить, что делать, чтобы самим не погибнуть, не погубить родителей и не опозорить свой род. И вот если дети не делали так как им говорили старшие, то младших наказывали за непослушание. Считалось, что дети должны бояться  наказания отца и бога.
   - Значит, мама, которая била своего сына, не любила его, - решила Таня.
   - Я так не думаю, - сказал папа. - Вот подрастёшь, мы и поговорим об этом.
   Чтобы дети и родители знали и умели ладить друг с другом великий князь Киевский Владимир Мономах написал «Поучение детям». В этой книге он делится своим жизненным опытом и мыслями о воспитании о воспитании детей.
   Папа взял с полки книгу, открыл страницу, где была закладка и прочитал: «Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев… Что умеете хорошего, то не забывайте, а чего не умеете, тому учитесь: как отец мой, дома сидя, знал пять языков, от того и честь от других стран. Ленность ведь всему плохому мать: что кто умеет, то забудет, а что не умеет, тому не научится.
   Куда бы вы ни держали путь по своим землям, не давайте отрокам причинять вреда ни своим, ни чужим, ни сёлам, ни посевам, чтобы не стали проклинать вас. Куда же вы пойдёте и где остановитесь, напоите и накормите нищего, более же всего чтите гостя, откуда бы к вам ни пришёл, простолюдин ли или знатный посол…»
   -Я буду учиться, - сказала Таня.
   - Конечно, будешь, - сказал папа. – В сентябре пойдёшь в первый класс. Научишься хорошо читать и сама будешь читать книжки.
   - А Серёжа уже умеет читать, но тоже будет учиться, - добавила Таня.
   - Да, в третьем классе, - с гордостью подтвердил Серёжа.
   - И сколько нового узнаешь, новых книг прочтёшь. – Папа закрыл книгу. – А в книгах – вся мудрость и все знания людей. Пока люди не придумали книг, знания передавались устно, то есть в беседе, в разговоре.
   - Ты нам сей час передаёшь знания? – спросила Таня.
   - Да. Знания ещё передавались при обучении чему-нибудь: как ездить на коне? как стрелять из лука? Знания передавались детям и внукам от отцов и дедов. Старшие рассказывали, младшие запоминали. А когда появились книги, люди стали записывать знания, чтобы с этими знаниями познакомилось больше людей.
   Папа встал, подошёл к полке с книгами.
   - Я вам сейчас покажу книгу, к которой собраны многие знания наших предков о жизни.
   Он достал с полки большую красивую книгу.
   -Вот. Называется «Домострой».
   - Это – как строить дом? – спросил Серёжа.
   - Можно и так сказать. Как строить дом, как жить в этом доме, как вести домашнее хозяйство, готовить пищу, воспитывать детей. Вот послушайте: «А пошлёт бог кому детей, сыновей и дочерей, то заботиться отцу и матери о чАдах своих».
   Папа посмотрел на ребят:
   - Понятно?
   - Да…, - неуверенно ответил Серёжа.
   - ЧАдами называли детей и родители обязаны были, - папа заглянул в книгу,- «обеспечить их и воспитать в доброй науке: учить страху божию и вежливости, и всякому порядку.  А со временем, смотря по возрасту и по детям, учить их рукоделию: отец – сыновей, а мать – дочерей, кто чего достоин, какие бог кому способности даст».
   - А бить? – спросил Серёжа.
   - Что, бить? – не понял папа.
   - Не написано: можно или нет?
   - А, вот ты о чём. Написано. Слушайте. Отец и мать должны любить и хранить детей и – внимание! – «страхом спасать, наказывая и поучая, а не то, разобравшись и поколотить»
   Серёжа заглянул в книгу, зашевелил губами:
   - «…Поколотить… И не жалей младенца биЯ…
   - …не умрёт, но здоровее будет», - подхватил папа, - «ибо ты, казня тело, душу его избавляешь от смерти».
   - Вот это да! – выдохнул Серёжа.
   - «Наказывай детей в юности – в старости они упокоят тебя» Вот видите: наказание битьём считалось нормальным. Поэтому ни боярыню-мать, ни отца-боярина люди не осуждали за то, что они били своих сыновей. Здесь есть и наставление о том, «как воспитывать дочерей и как с придАным замуж выдать».
   - Папа, а что такое «придАное»? – поинтересовалась Таня.
   - Когда девушка выходила замуж, родители давали ей одежду, вещи, даже домашних животных. При ней давали, вместе с нею. Поэтому называлось «придАное».
   - Читай, пап, - сказала Таня.
   Папа нашёл нужную страницу:
   - «Если дочь у кого родится, благоразумный отец, который торговлей кормится, или в деревне пашет, такой от всякой прибыли откладывает на дочь: или животИнку растят ей с приплодом…» Про «животИнку» понятно?
   - Нет, - сказала Таня.
   - Это домашнее животное: свинка, коровка, овца. Так вот: «животИнку…, или из доли её, что там бог пошлёт, купят полотна и холстов, и куски ткани – и все эти годы ей в особый сундук кладут… И только замуж сговорят – отец и мать могут не печалиться: всего у них вволю, в веселии и в радости. Ежели же отец и мать незапасливы, то кинутся покупать всё и впадут в печаль от свадьбы такой: ведь купить всё сразу – дорого».
   Папа закрыл книгу. Дети молчали. Потом Таня встала с дивана, порылась в своих игрушках и принесла старую шкатулку.
   - Вот, сундук для меня.
   - Зачем – для тебя? – удивился папа.
   - Для приданого, - рассмеялся Серёжа.
   Папе тоже стало весело, только Таня даже не улыбнулась.
   _ Там, - она показала на книгу, - написано: как родится дочь, откладывать для неё, а то дорого будет.
   Теперь смеялись все и мама тоже, потому что слышала ответ Тани Только Таня не смеялась. Она заплакала.  И мама стала успокаивать её.
   - Папа обещал рассказать,- сказала Таня, успокоившись, - как женились князья. – И добавила: – И княгИни.
   - Вот хитрУля! – восхищённо воскликнул папа. – А может в другой раз: сегодня я и так много вам рассказал. И Серёжа читал.
   - Нет, - сказала Таня, - сегодня.
   Папа вздохнул. Мама улыбнулась.
   - Хорошо, - сказал папа. – Уговорили. Ещё минут десять. А то тебе пора готовиться ко сну, а Серёжа будет проситься погулять.
   - Да, - согласился Серёжа. – Буду.
   - Как звали кнЯжича, отрока из книги «Синеокая ТИверь»? – спросил папа.
   - БогдАнко, - ответил Серёжа.
   - А его наречёную?
   - ЗорИна.
   - А сколько лет было БогдАнку?
   - Двенадцать.
   - Ему двенадцать лет, а у него уже есть девочка, названная его невестой. Церковь не запрещала жениться и выходить замуж и в одиннадцать и в десять лет. И даже – в восемь. Князю Святославу Игоревичу было десять лет, когда он женился в 1181 году. Княгине Верхуславе было восемь лет, когда она в 1187 году вышла замуж за четырнадцатилетнего Ростислава. Верхуслава оставила о себе память, как выдающаяся женщина, имевшая важное влияние на государственные дела.
   Папа встал, потянулся:
   - Всё, княгиня Татьяна! На сегодня – всё. Завтра я буду занят и не смогу, наверное, вам ещё рассказать о княжеских детях. Поэтому ты, Серёжа, прочитай, пожалуйста, вслух для Тани, ну, и для себя, главу шестую второй части романа Дмитрия Мищенко «Синеокая ТИверь». Я закладку здесь оставил.
   - А о чём там? – спросил Серёжа.
   - Вы снова встретитесь с БогдАнком, узнаете, как дядька-воспитатель обучал его военному искусству. А если будет время и захочется, то прочтите отрывок из пятой главы повести русского писателя Даниила Мордовцева «За чьи грехи?». Смотри, Серёжа, вот эта книга. Договорились? Прекрасно. А теперь – кто куда: спать, гулять…

   Ребята! Из рассказа папы вы немного узнали о том, как жили наши предки в старину и как воспитывали своих детей. Ответьте, пожалуйста на вопросы:
   1. Как вы понимаете выражение «седая старина»?
   2. Почему дети должны были чтить и уважать родителей, стариков и
       старших?
   3. Понятно ли вам выражение:«ЛЕнность всему плохому мать»?
   4. Объясните слова Владимира Мономаха: «Куда бы вы ни держали путь
       по своим землям, не давайте отрокам причинять вреда ни своим, ни
       чужим, ни сёлам, ни посевам».
   5. В книге «Домострой» написано: «А пошлёт бог кому детей…».
       Объясните, как вы понимаете эти слова.
   6. Как вы понимаете слова:»Любить и хранить детей»? И – «Казня его
        тело, душу его избавляете от смерти»?  7.Назовите слова и выражения, смысл которых в тексте вам непонятен?