Непопулярный Рахманинов...

Юлийа
Фиговый я меломан…
В кои-то веки добралась до Консерватории - билет на пианиста, мировую звезду, купила загодя. Не просто купила, но и умудрилась заныкать до срока, не потерять и вовремя вспомнить о нем!
И вот он - день приобщения к музыкальной культуре!..
То, что я бежала с работы на концерт, как скаковая лошадь и вломилась в зал последняя, вся «в мыле», это отдельный разговор… Одно скажу, повезло с соседками, как потом выяснилось музыкальными работниками, одна в радостном предвкушении, обмахивалась настоящим веером, другая помогала дышать всему амфитеатру внушительных размеров программкой. На моё счастье сквозняк они создали такой, что я быстро остыла и превратившись из лошади обратно в человека, приготовилась внимать искусству.
Осознание того, что хреново у меня с музыкальным вкусом и воспитанием, началось уже в первом отделении. Не то, чтобы я не оценила мастерство исполнителя, витиеватые музыкальные узоры были сплетены безупречно! Но для того, чтобы потом, рассказывая о посещении Консерватории, сказать: «Ну… Прелюдия №7… вот эта вот: Ля-ля-ляляля…» и нагло «насвистеть», рассчитывая на бурные аплодисменты слушателей, узнавших произведение, чего-то не хватало...
Я честно пыталась уловить мелодию, но кроме ассоциаций с морской стихией, ничего на ум не приходило.
Волна, волна, большая волна! Накатила-откатила…накатила-откатила…
В самых задушевных местах исполнитель задумчиво поднимал глаза в потолок, ерзал, поскрипывая, на стуле и через некоторое время обрушивался на рояль. Прямо скажу несколько раз экспрессия была такой, что я ждала коды с поломкой инструмента, но пианист был не то, чтобы некрупный, а даже, я бы сказала интеллигентный во всех местах, поэтому рояль экспрессивный натиск выдержал.
Все первое отделение, слушая недолюбленного мною с детства Прокофьева с его Сочинением №29, вожделенно ждала обозначенного в программе Рахманинова с его прелюдиями…
И знаете что?..
Прелюдии были! Но из всех двадцати шести штук, пианист выбрал тринадцать самых непопулярных!
Ну, вы помните «Ля-ля-ляляля»?..
Вот этих не было!!..
Были «тара-дара-дам-пурурурурум», ну или «пилим-пилиииим-пим-пим»!
Волна накатывает-откатывает, накатывает-откатывает…штиль… накатывает –откатывает-накатывает-накккккатывает-НАКАТЫВАЕТ!!! Штиль….
Я как человек «со стадиона» несколько раз за время исполнения особо сложного пассажа, порывалась зааплодировать (дань технике, а чО?)… Но сидевшие рядом настоящие ценители искусства, Консерваторские завсегдатаи, успевали схватить меня за руки и сдержать мою восхищенную нервозность. Все тринадцать прелюдий публика слушала томно замерев, и только в пятисекундный перерыв между ними начинала дышать, шуршать какими-то бумажками, что-то трескать, пить воду, сморкаться, кашлять, чихать и… Ни-ни! Ни в коем случае не хлопать, что вы! Можно сбить настрой музыканта!
Как они все это держат в себе во время исполнения??
Попробуйте заставить меня не кашлять, если очень хочется, да я лопну! Взорвусь на весь зал, не из вредности, а только потому, что нельзя, а организму сильно хочется! А они – интеллигенты, ждут пятисекундного перерыва между произведениями, держат в себе…
Так как я не могла уловить мелодию, пришлось наслаждаться только техникой, и это мне не мешало разглядывать публику...
Публика занятная… С неярким запахом нафталина и духов «Красная Москва»…
Слева от меня сидели две работницы музыкальной школы, периодически повторявшие с придыханием: «Это чудо! Это чудо!.. Какой вкус!..», чем вводили меня в смятение и в думы по поводу отсутствия оного у меня.
Сидевшая справа старушка «Божийодуванчик», несколько раз, впечатлившись искусством, пыталась прилечь мне на плечо, но счастливо вздохнув в конце музыкального фрагмента, радостно улыбалась и, настраивая бинокль, с интересом разглядывала партер.
Мужчина неподалеку слушал музыку, погрузившись в нирвану, упершись лбом во впереди стоящее кресло. Он мерно раскачивался и иногда попадал в такт.
Спать не хотелось, я сидела вся в напряжении, хотелось запомнить что-нибудь из сыгранного, чтобы потом, может быть "как Карузо" спеть, комментируя собственное голосовое исполнение фразами «Как? Ты не знаешь вот этой прелюдии?... Вот этой: Ля-ля-ляляля…». Но, как я не напрягалась, запомнить, чтобы потом мелодично воспроизвести, кроме автора и названия, типа «Прелюдия №7» ничего не удалось…
Все-таки мозг у музыкантов устроен особым образом… Вот как?...КАК??...каким образом они запоминают этот набор звуков на 1,5 часа исполнения?? И ведь ещё с экспрессией в невероятном темпе!...
Волны накатывают-откатывают… Накатывают-откатывают… Штиль…
Я бы эту музыку использовала в немом кино про море… ну, или про революцию…
Матросы набегают на ворота «Зимнего», набегают, набегают… сломааааали…Побежали, побежали дальше, налегли, налегли на двери!... распахнууууууууууули…
Мужчина «в нирване» нервно всхрапнул, боднув впереди стоящее кресло, жена отреагировала молниеностно!... Видимо воткнула ему в попу гвоздь, остаток концерта сидел прямо, таращился на рояль честно, не моргая.
Обойма из тринадцати непопулярных прелюдий Рахманинова закончилась и зал взревел!
Я радостно отбивала ладоши, искренне восхищаясь техникой исполнения, но ни одной мелодии, чтобы потом сказать «ну вот это: «ля-ля-ляляля» было бесподобно!», запомнить так и не смогла…
Может это был концерт для ценителей фортепианной техники?
Зал так истерично аплодировал и так вопил «Браво!», что мировое светило выходило на бис раз семь и каждый раз играло что-то вне программы…
И знаете что?... Оказывается вот ради этого «на Бис!» я и пришла на концерт!
Все семь произведений были прекрасны, популярны и любимы!... Вот эти вот: «Ля-ля-ляляля»…
Каждый раз виртуоз доверительно общался в первым рядом партера, обозначая исполняемое "на Бис!" произведение, чем вызывал некоторую зависть и нервозность глуховатых зрителей амфитеатра и балконов, которые тоже хотели пообщаться и узнать, что же за сюрприз будет исполнен. Но когда звучали первые аккорды и пианист начинал вязать пальцами замысловатые, ажурные пассажи Шопена, сидящие рядом меломаны расслаблялись и забывали о желании потрогать мировую величину. Они воодушевленно барабанили пальцами по своим коленям, подыгрывая вот это вот «ля-ля-ляляля» и закатывали глаза от удовольствия.
После последней ноты зал взрывался новыми восторженными воплями «Браво!», «Бис!!»…
Вот!... Мысль мне пришла в процессе…
Я же могла прийти чинно-благородно к девяти вечера и послушать только внепрограммные произведения, оставив «мыло и коня» около метро…
В общем, хреновый я меломан… безусловно неприятно, но не смертельно, Шопена же опознала!..