Благодать бреда

Тина Гай 2
АСМР – название давно известного эффекта удовольствия, которое получает человек, когда кто-то производит манипуляции с его волосами, например, в парикмахерской, или когда просто поглаживают по волосам и спинке ребенка, чтобы он поскорее уснул, и ребенок млеет.


Я так укладывала своих детей,  позднее внуков и вообще всех детишек: это был безотказный способ усыпить, днем или вечером, все равно. Наркотик, успокаивающее, вводящее человека в истому...


Не знаю, но и сейчас, уже будучи взрослой, испытываю это ощущение не только от стрижки в парикмахерской, но и от многих других действий: тихого пения, шуршания бумаги, поглаживания по спине, от голоса.


Встречала в жизни двух женщин, от голоса которых входила в транс и хотелось сидеть неподвижно долго-долго и слушать их бесконечно. Бархатно-томный негромкий голос завораживал и вводил в полудрему, истома разливалась по всему телу. Одна из них была коммерсантом и у нее всегда было много заказчиков. Правда, не знаю, знала ли она сама об особенностях своего голоса.


Вторая была сотрудницей, с которой постоянно  конфликтовали, но стоило ей заговорить, я буквально замирала на месте как кролик перед удавом. Мне хотелось только одного – чтобы она говорила и говорила.


Моя эмоциональная память детства удерживает это состояние. Достаточно намека, маленького действия – поглаживания по волосам другим человеком  - как тут же память восстанавливает приятное ощущение. В каком-то смысле это похоже на удовольствие, которое получают обезьяны, почесывая  себе подобных. Особой привилегией при этом пользуется самец.


АСМР как аббревиатура появилась лишь три года назад, в 2010 году, но как эффект известна давно. Артюр Рембо в «Искательницах вшей» очень поэтично, точно и убаюкивающе приятно описал это состояние на своем примере. Настолько точно, что читая его, каждый раз всплывает в памяти то, что когда-то в детстве испытывала и я тоже, потому очень люблю это стихотворение.


А жил поэт не в XXI веке, а  в середине девятнадцатого. Он и не знал, что описывал наслаждение, которое сегодня обозначается такими загадочными буквами, называя его «вином чудесной лени» и "благодатью бреда":


Пьянея, слышит он в безмолвии стоустом
Биенье их ресниц и тонких пальцев дрожь,
Едва испустит дух с чуть уловимым хрустом
Под ногтем царственным раздавленная вошь…

В нем пробуждается вино чудесной лени,
Как вздох гармоники, как бреда благодать,
И в сердце, млеющем от сладких вожделений,
То гаснет, то горит желанье зарыдать.
("Искательницы вшей", отрывок)


Сегодня это наслаждение описывается как мурашки по коже, приятное ощущение в спине, покалывание кожи головы и т.д., которые вызываются разными стимулами. Одно их роднит – успокаивающее воздействие на нервную систему, прежде всего на головной мозг, что породило еще один термин брейнгазм - оргазм для мозга.


На стимулы реагирует та часть мозга, которая внимательно и вдумчиво взаимодействует с нашей окружающей средой или с другими людьми. Это очень тонкое ощущение: тихое, успокаивающее, вводящее в сон незаметно и медленно, тихое дуновение ветра.


В связи с этим вспомнила не только Артюра Рембо, но и теорию французского физиолога Адриана Пеладана, на которую ссылается Павел Флоренский, проводя параллель между верхом и низом человеческого тела, которые зеркально отражают друг друга.


Флоренский  размещает в «Столпе и истине» семь таблиц с соответствиями нижних органов  верхним. Мочевому пузырю и мочевому каналу соответствует дыхательное горло; матке и предстательной железе – гортань; яичникам – щитовидная железа; лобку – подбородок; мочеполовому отверстию – рот; клиросу – язык; заднему проходу – носовое отверстие,  а слова соответствуют семенной жидкости.

 
Кроме симметрии верхней и нижней части, которую Павел Флоренский называет гомотИпией «верхнего» и «нижнего» полюсов, философ-богослов утверждает, что все тело человека делится на три составных части: голову, грудь и живот, из которых важнейшей является срединная – грудь, соединяющая верх и низ.


И в зависимости от того, жизнь какой части  человек больше развивает, он становится мистиком этой части. Развивая жизнь груди, становишься мистиком сердца; жизнь головы – мистиком мозга; жизнь живота - мистиком оргий и их культов.


Опасна при этом не только мистика живота, но и мистика мысли, которая в религиозной жизни называется «прелестью», поскольку мозг – способен всего лишь на имитацию духовной жизни, которая живет в самых сокровенных уголках сердца.

 
В древности мистики, зная это, часто прибегали к обману, чтобы скрыть настоящий смысл своих Мистерий: вместо сердца они подставляли мозг. Отсюда понятно и то, почему существует горе от ума и почему люди головы не могут по-настоящему жить сердцем, не могут преодолеть «головную» болезнь и  начать жить духовно по-настоящему.


Брейнгазм - для тех, кто держит сердце в голове. Мне это легко понять, потому что сама отношусь к их числу и потому легко вхожу в состояние транса не только от манипуляций с волосами в парикмахерской, но и от многого другого, что перечисляется в качестве триггеров. Это такая релаксация для людей ума с чувствительной нервной системой.


Авторский блог
http://sotvori-sebia-sam.ru/asmr/