Имя ее - МАТЬ! Часть 8

Незабудка 2
  Каждый день Мария писала сыну письма, а ответа не получала. Молчал ее Ваня. Как-то встретила Мария на улице Дашу, та возвращалась с работы. Даша поздоровалась и спросила :
  "Как вы, тетя Маша? Может давайте зайду к вам, давление померим..." "Пойдем." - Согласилась Мария и они пошли к дому.

  "Дашенька, - заговорила Мария после того, как померила Даша ей давление, - тебе Ваня пишет? Вы ведь дружили с детства." "Давление у вас высокое." - Уклончиво ответила Даша слегка покраснев. "Дашенька, ну его это давление, - Мария стала нервничать, - Ваня тебе пишет?" "Пишет. - Даша опустила голову. - А вам ведь тоже пишет?" "Мне - нет." - Горько ответила Мария и заплакала. "Тетя Маша, тетя Маша, - заволновалась Даша, - не надо плакать, давление..." "Да что давление" - Вскричала Мария. - Меня сын знать не хочет!!! Отрекся..."
  "А если он не может писать? - Осторожно сказала Даша. - Может ему стыдно?" "С чего ему стыдно? - Опешила Мария. - Что-то не то ты говоришь..." "Он жалеет о том, что последнее время вел себя безобразно. Обижал вас." "А потому и писать матери не надо? - Вскричала Мария. - А если я умру? А если уже он не увидит меня?" "Не надо так. - Мягко сказала Даша. - Вам тяжело, я знаю, но надо держать себя в руках. Ему ведь там тоже нелегко..."
  "Даша, - Марию вдруг как озарило, - его там... бьют?" "Не знаю. - Даша вздохнула. - Наверное всякое бывает." Мария вновь заплакала, Даша прижала ее к груди и стала нежно гладить по голове как маленькую девочку.

  "Здравствуй, сыночек! Пишет тебе твоя мама. Вот уже пол-года прошло, а от тебя нет ни строчечки... Напиши мне, сыночек, напиши. Как ты там поживаешь? Наверное там голодно.
  Я тебе собираю посылочку. Немного беднее чем в прошлый раз, но все же хоть немного полакомишься. Не дождусь тебя! Уж так тоскую без тебя, радость моя! Ну ничего, я потерплю, а время, оно незаметно пролетит.
  Целую тебя, сыночек мой! Прости меня, маму свою неразумную. До свидания, сыночек мой родимый!"
  Марии так хотелось написать сыну о том, что она и днем и ночью молит Богородицу о сыне невинно осужденном, да вот не решилась... Побоялась услышать упрек в ответ. Перед глазами всплывала записка : "Не вымолила?" И Мария, запечатав письмо, молча утирала слезы.

  Ночью Мария спала тяжело, то и дело просыпалась от собственного стона. К утру, измучившись, она провалилась в тяжелый сон...
  Сквозь дымку тумана, тяжелого серого, к ней приближалась женщина в белом : "Пойдем со мной." Мария стала от нее отмахиваться : "Уйди! Уйди! Не пойду с тобой, ты - смерть моя!"
  "Глупая! - Нежно улыбнулась женщина. - Я не смерть. Тебе до нее еще очень далеко. Других похоронишь, а все будешь жива. Трудный путь у тебя впереди... Все выдержишь - награду получишь. Терпи, мать!" И женщина раздвинула завесу густого тумана, Мария увидела вдалеке теплый свет!
  Она побежала к нему, быстрее и быстрее!.. Остановилась и оглянулась - никого рядом не было. А перед нею тонкий одинокий подсвечник, а на нем горела свеча и так тепло Марии было от этого одинокого огонька!

  Мария проснулась и машинально протянула руку к огоньку... Коснувшись рукою тумбочки она поняла что это был сон... "Сон. Всего лишь сон. - Подумала скорбно Мария. - А как тепло было!... А тут - явь... Пепелище." Она тяжко вздохнула и поднялась с кровати.
  "Надо работать. Надо двигаться. - Говорила вслух Мария. - Надо жить. Вот словно одна на разбитом корабле! Разбился мой кораблик о суровую жизнь..." И Мария стала собираться на работу.

  Возвращалась Мария домой уставшая и равнодушная ко всему. На душе было пусто. Словно что-то потеряла, потеряла то, что не ценила... Вспоминая о сыне, чувствовала обиду своему материнскому сердцу, но... В глубине души был осадок другого чувства, чувства СВОЕЙ вины перед сыном! И собственная противность желала это чувство подавить! Но душа ныла и болела осознанием этой вины.

  Кто-то окликнул Марию, она оглянулась и увидела Катю. "Катюша! - Слабо обрадовалась Мария. - Как давно я тебя не видела! Как ты поживаешь? Все ли у тебя хорошо?"
  Мария, словно больной ребенок, увидевший светлый теплый лучик солнца, обрадовалась встрече с Катей! На сердце немного отлегло.
  "Да все хорошо у нас! - Весело ответила Катя. - Вот вас хотела увидеть... Поговорить." "Ох, да что же это я! - Спохватилась Мария. - Пойдем ко мне! Там и поговорим."
  Катя и Мария подошли к дому, Мария молча и торопливо отперла дверь и пропустила Катю вперед : "Входи, входи, гостья дорогая!"

  Они выпили уже не одну чашку чая, а все не могли наговориться. "Катюша, - заговорила Мария, - как ты с мужем-то живешь? Не обижает?"
  Катя несколько лет назад вышла замуж за парня моложе себя года на три. Тот запросто взял красавицу с ребенком и увез в город. Мария слышала что у Кати друг за другом родились дочь и сын.
  "Нет, - ответила Катя, - не обижает. Любит! Я словно для него и родилась на свет Божий! И что сына родила, вроде как и для него... Он ведь его очень ценит, словно это и его сын. Вот такие у нас дела!"

  "Катя, - Смущенно заговорила Мария, - не обижайся, а спросить хочу... Вот замуж ты пошла, а Сережа не противился?" Катя рассмеялась : "Попробовал бы! Я ведь слышала о вашем разговоре с Ваней, когда дядька Петр хотел на вас жениться.
  Ох, Ванька! Дурачина! Так я на вашем опыте решительно поступила. Я ему сказала что замуж выхожу, а он попытался мне как Ванька ответить, мол, он на порог- я за порог... А я ему кукиш!
  Давай, говорю, не выйду замуж. Буду жить только для тебя. Согласна! Так и ты. живи только для меня! Будем отныне иметь такой уговор. Ни тебе друзей, ни тебе жены, когда вырастишь. Согласен на такое?
  Сынок мой и опешил... А друзья тут при чем? Меня спрашивает. А при том, отвечаю, что ты меня ограничиваешь и себя строго ото всего ограничь. И весь сказ."
  Мария изумленно смотрела на Катю : "И что?" "И то! - Воинственно ответила Катя. - Три дня только подумал, а пришел и только одно сказал : выходи. Против не буду. А я ему : ты не просто не будь против, а почитай его как отца! Смирился! И не просто смирился, а привык к нему и лучше всякого друга считает! А там ребетня друг за другом народилась и еще крепче нас всех связала!"
 
  Мария молчала обдумывая рассказанное Катей, вспоминала свое неудавшееся замужество и не справившись с нахлынувшими воспоминаниями. зарыдала.
  "Теть Маша! - Встревожилась Катя. - Да ты что? Что ты так убиваешься?"
  "Ох, я ду-у-у-ра! И чего Ваньку послушала? На поводу у мальчонки пошла... А так бы и отчим ему хороший был бы и в тюрьму бы сына не посадили! Ох и дура же я!!!"
  "Ну полно... - Пыталась успокоить ее Катя. - Один Бог знает как было бы лучше, нам то неведомо."