Первая двойка

Галина Александровна Романова
Павлик не мог успокоиться от обиды и, как только прозвучал звонок с урока, позвонил по мобильному телефону маме. Он не обращал внимания на то, что вокруг одноклассники. Он забыл, что папа учил его никогда не плакать «на людях». Он не мог совладать с собой.
- М-м-мама, ма-а-а-а-мочка, - заикался он от рыданий. – Мне Алла Васильевна п-п-поста- а-вила двойку.
- За что? – сразу расстроилась Вероника Игоревна. Когда она поняла, что двойку получил Павлик по труду, то удивилась, как он умудрился. Павлик был уже второклассником, учился на пятёрки и четвёрки и двоек ни разу не получал. Это было впервые. По телефону ничего вразумительного понять было невозможно. Вероника ужасно разволновалась и решила, что главное сейчас – это успокоить сына. Она пообещала Павлику, что сегодня придёт забрать его с «продлёнки» пораньше, во всём разберётся.
Вероника Игоревна говорила сыну: «Не волнуйся, всякое бывает, исправишь», - а сама, со всей своей материнской ответственностью, вспоминала, как они два дня готовились к этому уроку труда. Надо было принести восемь пустых спичечных коробков и две открытки. Вероника сразу поняла, что будут делать пенал. Они в школе тоже делали. Вообще она заметила, что второй раз учиться, теперь вместе с сыном, - это очень интересно. Вроде бы всё знакомо, но делается по-другому. Вероника старалась во всё вникнуть, поддерживать контакт с учительницей Аллой Васильевной.
Когда возникали ситуации, в которых сын видел что-то расходившееся с представлениями, имевшимися в его детской голове, она всегда вставала на сторону учительницы и находила веские аргументы, чтобы объяснить Павлику. В основном это были житейские мелочи вроде повышенного тона. Однажды, правда, учительница в сердцах крикнула детям: «Такого тупого класса у меня ещё не было!» Вероника долго думала, что сказать по этому поводу Павлику, даже советовалась с мужем. Вместе они решили, что дадут своему сыну такую установку: «Вот и докажите, что вы не такие». Когда Павлик неправильно поступал или воспринимал что-то, они старались втолковать ему, почему так нельзя, как, по их мнению, надо было сделать, как они бы действовали в такой ситуации. Иногда у них получалось несколько вариантов. Даже смеялись: один мужской, другой женский.
В доме спичек не было. Они просто не требовались: плита электрическая, курильщиков нет. Вначале, возвращаясь с работы и зайдя в магазин по дороге, Вероника про спички совершенно забыла. Решили, что надо целенаправленно отцу с сыном сходить «За спичками». Так назвали эту спецоперацию, вспомнив фильм с таким названием. Вероника строго погрозила мужу пальчиком: «Смотрите, только не пропадите, как в фильме!» Из купленных спичечных коробков вытряхнули содержимое в полиэтиленовый пакет: «Отвезём бабушке на дачу».
Открытки тоже купил папа ещё накануне по дороге с работы. Он долго выбирал из того разнообразия, что было в книжном магазине, и всё-таки остановился на одном сюжете. На открытке, выполненной в стиле старинного рисунка, а, может, и сделанной со старинного рисунка, был изображен весенний пейзаж, играющие дети, а надпись Владимиру особенно понравилась: «Дорогому сыну от папы». Это было так трогательно, что он не смог удержаться и купил именно таких две открытки, чтобы Павлик наклеил их на уроке на верхнюю и нижнюю части пенала. Мамой и сыном выбор отца был единодушно одобрен. Павлик даже незаметно погладил эти открытки рукой. Примерка показала, что открытка чётко покрывала сложенный из коробков прямоугольник. Пенал был нужен для математики, чтобы разложить в ячейки сделанные из бумаги монеты и учиться считать деньги.
Перед уроком труда, на последней перемене, к Павлику, который выкладывал на парту спичечные коробки, открытки, клей, ножницы, подошла Наташа. Наташа Павлику очень нравилась. У неё была коса в отличие от всех девчонок, носивших в основном короткие стрижки. Наташа часто попадала с Павликом в одну пару, когда Алла Васильевна организованно вела класс куда-нибудь, и у Наташи была очень добрая мама, которая однажды, потрепав Павлика по волосам, сказала: «Какой же ты красивый!» Наташа тихо обратилась к Павлику: «У меня одной коробочки не хватает. Мама не нашла. Дай мне, пожалуйста». Павлик, улыбнулся своей доброжелательной и так подкупающей всех улыбкой и, счастливо посмотрев на Наташу, протянул ей спичечный коробок.
Друг Илья, ходивший между партами и о чём-то разговаривавший с мальчиками и девочками, подскочил к Павлику: «Слушай, Паш, забыл спичечные коробки, сейчас набрал у ребят, а трёх не хватает. Дай, друг!» Павлик тут же взял с парты и протянул Илье три коробка. Хотя они с Ильёй сидели на разных партах и жили не так близко друг от друга, но дружили. Особенно Павлику нравилось, что с Ильёй можно было побаловаться. Вместе они всё время что-нибудь придумывали, бегали по школьному коридору, любили посмеяться. Учился Илья неважно, но был очень коммуникабельным и заводным, как и сам Павлик. Наверное, это их и сближало больше всего.
На уроке Павел, слушая объяснение Аллы Васильевны, вдруг понял, что коробков-то у него не хватает, чтобы сделать пенал. Тогда он решил, что сделает его из четырёх оставшихся. Он ещё раз полюбовался открытками. «Класс! Дорогому сыну от папы», - прочитал он с теплом в сердце. Вспомнилось, что папа пообещал ему купить защитный шлем и перчатки, чтобы вместе поехать на велосипедах в дальний поход. Перевернул вниз рисунком одну открытку, разложил на ней коробки и приклеил. Потом приложил сверху вторую открытку и тоже приклеил. И тут до него дошло, что теперь открытки надо обрезать. Павлик стал примеряться и понял, что половину надписи надо будет отрезать. Он положил полуфабрикат пенала на край парты и стал думать, что же делать.
Алла Васильевна оказалась рядом неожиданно и прервала его размышления строгим голосом:
- Павел, ты что сидишь?
Взяла с парты недоделанное изделие и ещё строже спросила:
- А это что такое? Где твои коробки?
Павлик пролепетал неуверенно:
- Ребята попросили, я дал.
Когда учительница стала допытываться, кому он отдал коробки, Павлик, помолчал, потом на настойчивый вопрос выдавил из себя: «Илье… У него не было… Он попросил…»
- А почему не обрезаешь открытки?
- Там написано…
- Да ты просто лодырь! – сделала вывод учительница. - Дай дневник.
В дневник Алла Васильевна поставила Павлу двойку и добавила:
- Не будешь разбазаривать своё имущество! Это тебе урок на всю жизнь!
Затем подошла к Илье, посмотрела сделанный им пенал и взяла его дневник:
- А тебе – «пять» за то, что не растерялся и выкрутился из ситуации.
Когда Павлик звонил маме, Ильи не было рядом. Притихшие ребята чувствовали, что произошло что-то не то. С одной стороны, они уже были не такими уж и маленькими, чтобы ничего не понимать в жизни, но, с другой стороны, не хотелось бы оказаться в ситуации Пашки. А всё-таки, как было правильно поступить? Все как-то притихли.
Вероника Игоревна долго и терпеливо выслушивала сына и по дороге из школы, и дома. Они вдвоём разбирали ситуацию, судили – рядили, уточняли подробности. Как всегда, обсуждали возможные варианты поведения. Втайне от Павлика, пока он спал после потрясения, обменивались мнениями по телефону с папой и бабушкой.
Мама сказала проснувшемуся Павлику: «Павел, давай будем делать небольшой запас на тот случай, если придётся поделиться».
Папа вечером сказал: «Мужчины не плачут, они только сжимают зубы».
Бабушка сказала: «Хорошо, если в трудную минуту рядом окажется человек, который поможет, как ты».
Соседка, узнав историю, утешила Веронику Игоревну: «Не переживай. Молодец учительница, а то парню трудно будет в жизни».
Одноклассница Наташа на следующий день сказала: «Извини, Павлик, что я подвела тебя. Спасибо».
Прошла неделя. Павлик сидел за письменным столом, делал уроки. Вдруг замер, задумчиво посмотрел в окно и сказал: «Всё равно, если у меня ещё раз попросят, я дам».