Валаам 40

Елена Мултисилта
Июньским утром густой туман сливался с пушистыми, белыми облаками, неторопливо летящими вдаль. Вокруг безбрежная водная гладь Ладоги лишь изреда поблёскивала . Неожиданно в просвет между облаками выглянул осторожный, солнечный луч и в беспросветном тумане впереди вдруг рассыпались искры солнечных бликов от золотой луковки с крестом на бирюзовом куполе. Это церковь Святителя Николая Никольского скита. Вот он, Валаамский архипелаг. Высоченные, отвесные ржаво- охристые скалы острова Валаама, увенчанные зелёным, густым лесом, словно короной, в которой светятся драгоценными украшениями монастыри, скиты, церкви, часовни в окружении островов, островков, лабиринта проток. Незабываемое зрелище ! Строгая северная природа ...

Около двух тысяч лет назад по преданию на остров Валаам вступил высокий мужчина, бывший рыбак, прошедший тысячи километров из Галилеи. Апостол Андрей Первозванный. Он обратил язычников острова в христианскую веру, разрушил гигантские жертвенники, а его ученики высекли из камня крест и водрузили на горе. Оттуда, с Валаама, начался путь христианской веры в Русь. Спустя много столетий на Валаамский архипелаг прибыли два седобородых инока Сергий и Герман,
основавших там первое на Руси монашество. Перст божий, видимо, указал.

Теплоход, где я стояла у сходен, плавно и тихо подходил к пристани Никоновой бухты 28-го июня, в День Памяти Сергия и Германа. На причале  туристов ждали экскурсоводы и полосатый валаамский кот, который постояв, неодобрительно посмотрел на туристов , зевнул и поплёлся по своим, кошачьим делам. Рядом с причалом ладожские волны покачивали монастырский катер, ожидавший пассажиров .  Хотелось побыть тет-а-тет с  уникальной карельской природой, покоя, тишины, я путешествовала одна.
Но неисповедимы пути Господни ! Господин случай решил всё, он болтал рядом эмоционально и бойко по-испански. Небольшая группа туристов из Испании сидeла рядом, на палубе катера, который скользил мимо островов Валаама. Через минуту гид испанцев любезно разрешила мне присоединиться к их группе. Желание разговорной практики на испанском пересилило желание уединения. 

Из Монастырской бухты острова Валаам недолгая дорожка ведёт в старинный трёхъярусный сад. В саду живы древние, столетние, развесистые яблони,  их стволы почти падают, возраст  клонит вниз,  но листва свежая, молодая и яблони вовсю плодоносят. Красивая старость. Гид увлечённо рассказывала  историю основания сада : на Валааме нет земли, архипелаг состоит из габбро- диабаза, вулканической породы,  слой почвы очень тонкий. Сад был заложен почти два столетия назад, в течение длительного времени создавалась монахами с любовью и молитвами почва и спустя годы расцвёл дивный трёхъярусный сад, вернее три сада: "Западный", "Южный", "Восточный", защищённыe огромным валуном и аллеей Одинокого монаха от сердитых ветров. В царское время сад получал медали на сельскохозяйственных международных выставках и сейчас возрождается. И чего там только нет: спеют груши, сливы, вишни, смородина, крыжовник, малина, а в теплицах восхитительные южанки  дыни, арбузы и даже виноград . Поистине Райский сад.

Гранитная лестница с древними ступенями увела нас ближе к небу. Высокая колокольня Спасо-Преображенского собора с сияющей золотой главкой и крестом похожа на огромную зажжённую свечу. Пять главок-куполов символически означают Спасителя и четырёх евангелистов. На колокольне 13 колоколов и можно представить какой изумительный колокольный звон бывает по церковным праздниам. В соборе на нижнем этаже нет электрического освещения, горят свечи. Там несколько чудотворных икон, и на одной из них выразительно написанная Богородица во весь рост в ярко-красном плаще. Под бронзовой ракой хранятся мощи преподобных Сергия и Германа. На второй этаж собора мы поднимались вместе со святыми, нарисованными на стене, чинно шествующими вверх. Dios mio !-Боже мой ! воскликнули хором испанцы, увидев верний ярус. Изумительно ! Весь верхний этаж светился , пронизанный солнечными лучами. Свет лился из многочисленных окон и отражался от золотого, величественного,  иконостаса. Фон икон золотой, а иконы написаны нежными, светлыми красками. Писали их валаамские монахи. Потолок купола мерцает звёздами ночного неба,  живописно расписанные колонны, отовсюду глядят лики святых. Это храм Преображения Господня. Иисус Христос показал тот путь к совершенствованию, которого может достичь каждый из нас, возможность преобразиться, измениться духовно. Чудотворные иконы в храме полны смысла, доброты… Люди, приходящие сюда помолиться, несомненно чувствуют ощущение праздника, торжественности, умиления. Место молитвы может быть где-угодно: в парашютном прыжке над горами Гималая, в подводной лодке, курсирующей в Баренцевом море или под одеялом в кровати на сон грядущий, но молитва в храме-это обращение к святым, покровителям и такое праздничное убранство вокруг только усиливает чувство благоговения, торжества. В лютеранских храмах Эстонии, Финляндии интерьеры лаконичные, строгие и немного подавляют, навевают чувство грусти. Здесь же, в соборе, чудотворные иконы могут принести исцеление больным людям, у которых физические страдания. Также светлая вера, надежда может помочь людям, у которых дурные пороки, душевные страдания или скверный характер, от которого страдает не только сам человек, но и широкий круг людей, с которыми он общается. Обращение к чудотворным иконам, терпение, сострадание и доброта священнослужителей могут сотворить чудо ! Никто не может указать такую организацию где-либо в мире, кроме церкви , которая воспитывает в людях доброту, любовь, умение понять, простить. Даже атеист. Церковь пока такое единственное место. 

Наша милая экскурсовод повела нас в церковь во имя святых Петра и Павла послушать православное пение, концерт профессиональных певцов из Петербурга. Четверо мужчин певцов стояли у окна, откуда падал потоком лучезарный солнечный свет, золoтивший их волосы, отчего волосы светились как нимбы. Как они пели !!! Ангелы небесные не раз, видимо, заслушивались !! Мощный бас рокотал чистыми низкими октавами, пение потрясало чистотой, искренностью. Пламя свечей трепетало и гасло...

Монастырь расположен в виде каре. В 1989 году сюда приехали 6 иноков, а сейчас их около 200. Многие оступившиеся, отчаявшиеся, заблудшие ищут здесь приют спасения, убежище, они просят помощи у пастырей. На Валааме оплот христианской церкви, обитель людей, посвятивших себя христианству. Иерархия монашеской братии похожа на иерархию пчелиного улья. Они, монахи, священнослужители, несут каждый свою лепту и молятся о нас. Раньше на Валааме было около 30 производств: кирпичное, кожевенное, свечное....Сейчас восстановлены рыбозаводные садки, ферма животноводческая, хлебопекарня...Работы много, очень много.

Среди сосен, елей на высокой горе стоит Воскресенский скит на том месте, где Апостол Андрей поставил каменный крест. Скит и церковь  построены из ярко- красного кирпича, валаамского кирпича. А красного потому, что в православной вере красный цвет означает радость. Воскресение Христа радостное событие! Нижний храм  церкви Вознесения в миниатюре повторяет пещеру Храма Гроба Господня в Иерусалиме, Кувуклию. Мраморный, белый иконостас, плита помазания с истинным кусочком плиты из той плиты, где тело Христа помазали.  Притвор Ангела, где хранится кусочек камня, который Ангел отодвинул от  от Гроба Иисуса Христа.  Затем узкий проём и вот  она, пещера Св.Гроба,  где лежит в мраморной копии Гроба истинная  частица от Гроба Спасителя.

На втором этаже церкви, посвящённому Христову Воскресению милая, сердечная  атмосфера безмятежного тепла, доброты. Христос воскрес ! Светлый, воздушный, ликующий Фаянсовый изысканный иконостас, созданный уральскими мастерами "Фарфор Сысерти" . Белый цвет фаянса и нежный, лёгкий колорит икон в золотых окладах. Иконостас прямо светится, божественно красиво ! 

Тёплая дорога то вздымалась полого, то опускалась и совершенно неожиданно на развилке дорог в мягком свете солнца явился  скит, Гефсиманский скит с Успенской церковью. Стены выкрашены светло-жёлтым, янтарным цветом, а крыша и  купола в небесный цвет, отчего они как бы тают в небесах. Церковь была закрыта , там шла реставрационная работа. Напротив церкви стоит милая часовенка " Моление о чаше".  Господь молил об отвращении от него этой чаши . Имеется в виду чаша смерти... Славная белая лошадка, запряжённая в одноколку, стояла у церкви . В повозке сидел молчаливый инок. Лошадка двинулась в путь и мы тоже пошагали вслед за ней по дороге, коричнево-ржавой, покрытой ажурной светотенью, падающей сквозь листья деревьев .

Девушка экскурсовод оживлённо и интересно говорила o природе островов, о восстановлении подсобных хозяйств. Электрический свет вдоль дороги провели только в 2010 году, так как нет грунта и столбы для кабеля были установлены в кладках из камней, наподобие стаканов. Лес вокруг чистый, ухоженный, на острове не пилят деревья, а для дров используют только поваленные ветром, бурей. Cквозь завесу ветвей возник безмятежнo  терем среди изумрудной травы, хвойного леса, сложенный из тёмно-медового цвета брёвен.  Это Коневский скит, интимный скит, в естественном и гармоничном единении с окружающей природой. Воробьи скакали с ветку на ветку и спрашивали : Чьи вы? Чьи вы? Церковь скита небольшая, уютная, в деревенском духе, с прелестным, резным липовым иконостасом. Скит был построен неподалёку от того места, где жил в избушке инок в уединении, будущий игумен Дамаскин. Впоследствии, за 42 года игументства, сделавший очень много для монашеской обители Валаамского архипелага. 

Вот и озеро, где на берегу была избушка Дамаскина и там поставлен в память о нём деревянный крест. Озеро бездонное,  сказочноe, a таинственная  тёмно-коричневая вода покачивала  цветущие кувшинки , белые водяные лилии. Где же ты, Алёнушка? Не зря многие известные художники, писатели приезжали на Валаамские острова. Архипелаг Валаам "гений чистой красоты", с девственно чистым лесом. Рядом в  пышных зарослях папоротника лежит россыпь  валунов нарядных , покрытых бархатным, ярко-зелёным мхом. Испанцы успели прикорнуть на скамье, укромно стоящей поодаль. Время их сиесты !
Тропа привела на высокий берег, обрывающийся в синее, необъятное пространство. Внизу плеcкались шаловливые волны грандиозного озерa Ладоги , строго стояли скалы, обточенные ветром, волнами и навечно застывшие суровые валуны.  Молча стояли, любуясь величественным зрелищем. Вдалеке видны садки, где монахи разводят радужную форель, палию, сигов, выпуская их затем в озеро, взамен выловленной для пропитания. Гид говорила  о трагической, кровавой истории Валаамских островов. В течение многих столетий на острова нападали шведы, убивали монахов, грабили обитель, жгли иконы, церкви, рукописи, летописи. Поэтому сведения о событиях весьма скудные. Разруха, запустение были во время советской власти...  Гигантская сосна высилась на гранитном берегу, её  корявые корни отчаянно вцеплялись в каждую трещинку в скале, стараясь удержаться. У дерева однако сильная душа,  воля и стремление выжить. Так и  русская культура,  православная вера, христианские  святыни...они   также неискоренимы, как эти сплетения корнeй.

Между деревьев мелькнул светлый  луг, цветущий мириадами полевых цветов: тут и метёлки донникa, пушистые шарики отцветшего одуванчика, бубенчики клеверa, ромашки с золотыми глазами ...девушка подробно рассказывала о цветах, переводила названия на испанский : вот Иван-да-Марья, по-испански Хуан и Мария. Que? Que? Что ? Марихуана здесь ? Монахи выращивают марихуану ?Испанцы на коленях разглядывали скромный, северный цветочек и нюхали, нюхали...Пасущиеся на лугу коровы удивлённо смотрели на нас.

У причала в Никоновой бухте стояли шеренгой выстpоенные лотки, лавки,  полныe всевозможных сувениров, преимущественно поделок из дерева. Испанские туристы,  спутники в память о совместной экскурсии по острову подарили мне две выточенных из можжевельника ложки. С теплохода долго зеленели в дымке  Островa духовного подвига - Валаамский Архипелаг  таял вдали . С возрождения православных святынь начинается возрождение России.