На деревню Матушке

Андрей Маслов
Странно, но только сравнительно недавно я начал понимать сакральное значение словосочетания «святая Матушка-Русь». Более того, меня вдруг стала переполнять гордость за сопричастность к великому народу великой страны. Воистину: чтобы в полной мере что-то оценить, надо потерять. Хотя бы на время…


Так получилось, что этот главный для любой нации праздник мы по разным причинам широко не отмечали двадцать два года..! Нет, мы шумно и радостно отмечали его дома с друзьями, однако, все эти годы он не был нашим государственным и главным празднеством. Вероятно потому, что по известным причинам мы, как чеховский Ванька Жуков, были отданы на услужение в «семью сапожников», где «…хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать»! И когда терпеть стало невмоготу, мы, как и герой рассказа, набрались смелости и 23 февраля «послали» свое «письмо на деревню дедушке». Но вместо дедушки за нами вернулась… Мамка! И вовсе она не умерла, как все говорили, а осталась все такой же красивой, гордой и сильной, какой мы ее помнили. Да, еще и молодой – всего-то двадцать два года! Теперь мы живем вместе. Жаль, что у Ваньки все сложилось трагически…


Знаете, в школе и в институте предметом роскоши считались американские джинсы со звездно-полосатым флагом на… Ну, вы поняли! А обладать футболкой с надписью «US Air Force» было до неприличия вызывающе. Еще бы, ведь это были своего рода символы личной свободы и независимости, в некотором роде, даже молчаливым  протестом с налетом диссидентства. К тому же, по вечерам мы слушали на VEF-ах сквозь «глушилки» модную музыку и самыми популярными радиостанциями были BBC и «Голос Америки». И нам за это ничего не было! Нет, конечно, периодически нас вызывали на собеседование «вежливые люди» и, грустно улыбаясь, взывали к патриотизму… Но только сейчас я понимаю, что родился и вырос не в самой плохой стране. Может быть, в лучшей. Наверняка.
Все познается в сравнении. И однажды утром вместе со всеми я оказался в «доме сапожников», но менталитет постсоветского диссидентства остался: мой мозг отказывался учить и воспринимать не «мамкин» язык, не ее культуру, не ее нравы и обычаи. Да, мне повезло гораздо больше, чем Ване, который написал дедушке: «…А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают». Ничего не напоминает из нашего недавнего прошлого?


Но вот все вернулось на круги своя. Матушка за эти годы стала на ноги, осмотрелась по сторонам, выбрала свою дорогу и уверенно пошла по ней,не оборачиваясь. Вместе с нами. Правда, окружающим это сильно не понравилось: «Как так?! Как ты посмела без разрешения? Тебе что было велено делать? Не сметь! Ну-ка, на место!». А Мамка презрительно улыбнулась, скорчила смешную рожицу и, по-девичьи, озорно показала всем обидчикам фигу. (Почему большинству людей нравится по церковным праздникам подавать медяки беднякам на паперти, и почему они недобро косятся на тех, кто сумел остановиться на краю пропасти и воспрять? Ведь даже в Писании сказано: правильнее научить бедняка ловить рыбу, чем накормить его! Но никто не хочет учить; все норовят дать объедки со своего стола, чувствуя себя при этом благодетелем).
Кстати, если кто-то думает, что такое отношение к России возникло в этом столетии, тот… не читал даже Пушкина: «…Ваш бурный шум и хриплый крик смутили ль русского владыку? Скажите, кто главой поник? Кому венец: мечу иль крику? Сильна ли Русь? Война, и мор, и бунт, и внешних бурь напор ее, беснуясь, потрясали — смотрите ж: все стоит она! А вкруг ее волненья пали — и Польши участь решена...». Трудно поверить, но это – фрагмент стихотворения «Бородинская годовщина», написанное Александром Сергеевичем в далеком 1831 году! Что-то поменялось?


Сейчас в обиходе самые употребимые слова «демократия» и «европейские ценности». Если к первому термину претензий нет («власть народа», провозглашенная еще эллинами. К тому же, Севастополь стоит на месте одного из самых древних демократических городов-государств – Херсонесе), то к «евроценностям» лично у меня теперь очень много и претензий и вопросов. Уверен, что не только у меня. И не стоит забывать, что Россия – не совсем уж европейская страна, если приглядеться повнимательнее. Она – евроазиатская, а это кардинально меняет дело. Россия – своего рода буфер между двумя цивилизациями, культурами и своим видением будущего. Не зря же на гербе орел о двух головах: одна смотрит на Запад, другая – на Восток.

Но, вернемся к демократии… Вспомните символичный фильм Рязанова «Гараж» - там участникам кооператива предстояло демократическим путем решить простейший вопрос: кто из пайщиков на общем собрании останется без гаража? Идем дальше. Колхозное собрание должно открыто проголосовать либо за развитие животноводства, либо строить птицефабрику, либо засевать угодья озимыми, картофелем, овощами, кукурузой… Пошумит народ, поспорит и в конце концов решит и разойдется по домам. Еще более наглядный пример: предположим, что севастопольцы собираются на мирное Вече, чтобы решить вопрос о целесообразности одностороннего движения по городскому кольцу. Рано или поздно, но придут к общему знаменателю. А теперь посмотрите на глобус! Вы воочию убедитесь, что под категорию «гараж» может подойти Швейцария, под «колхоз» – Польша, например, под «Севастополь» – Франция с Германией вместе взятые. Становится понятным, что в масштабах огромной страны не может быть «колхозной» модели демократии. Она – иная, но от этого не перестает быть демократией, а приобретает «русский акцент». Вот почему российская демократия всегда держалась на трех столпах: Вера, Государь, Отечество. И еще как держалась! Сама держалась, да еще и поддерживала Европу с ее меняющимися каждое столетие ценностями и постоянными междуусобицами на почве: чья демократия демократичнее? Примеры нужны?..


Поэтому, как не крути, но «Умом Россию не понять, аршином общим не измерить: у ней особенная стать - в Россию можно только верить». Эту гениальную формулу написал Федор Тютчев в 1866 году. Ничего не меняется..! А зачем что-то менять лишь потому, что это кому-то не нравится? Ведь в «колхозе» прямым тайным голосованием все же можно договориться, где будет стоять свинарник, а если на «общем собрании» спросить всю бескрайнюю Россию: что нам делать с незаконными частными владениями на ЮБК, то, простите, может и смута начаться. Ведь у каждого - свое особое мнение. Мы это уже проходили, и нам это не понравилось. Оптимальная модель демократии по-русски – принцип единоначалия и сплачивающая общество национальная идея. Как мне кажется, спустя двадцать два года, идея наконец-то появилась и имя ей – Русский мир! Это когда очень хочется вывесить с балкона триколор, выучить гимн, перечитать Карамзина и носить футболку с символикой своей страны. Вроде бы – простая атрибутика, но… Лично мне никогда больше не захочется носить на себе полосатый флаг, слушать «Голос Америки» и надеть футболку с символикой рода войск, бомбивших Югославию, Ирак и Сирию. Потому что, наконец-таки, я горжусь своей страной, а вовсе не потому, что меня заставляют это делать или не делать «вежливые люди» из разных ведомств. И какое это счастье: на вопрос «Откуда ты?» ответить «Из России-матушки»!


Когда-то очень давно я вдруг представил себе Россию в виде волчицы, которая осталась в снегу рядом со своим маленьким щенком, зная наверняка, что шансов выжить без пищи  и стаи у них нет. Просто она не смогла его бросить, ведь он еще такой маленький и беззащитный… Стая немного подождала ее и ушла в ночь. Но случилось чудо: они выстояли эту лютую зиму и побежали бок о бок своей дорогой. Очень хочется думать, что щенка звали Севастополь. «Спасибо тебе, Мама, что не бросила! И с Днем Возрождения тебя»! «И тебя с Днем рождения, сынок! Побежали! Нам надо многое успеть».

И они уже никогда не расстанутся, ведь оба они - Близнецы. Очень символично, даже мистично, не правда ли? С Днем Независимости тебя, Матушка! С Днем рождения, Севастополь! Все будет хорошо, ведь самое время жить!