телеграфируй, я встречу

Маргарита Школьниксон-Смишко
Роза с Костей так давно не виделись, оба соскучились, вот уже и лето прошло, но партийная работа почти не оставляет шансов для встречи:

"Фриденау, 5.09.1910

Дорогой Ниуниус, вчера вечером я вернулась домой с конгресса, усталая и печальная. Дом был пуст, только Мими могла меня утешить. Сегодня утром пришло твоё письмецо. Если ты приедешь, конечно, ты можешь у меня остановиться. Мими тоже будет очень рада. Ида (дом. Работница) говорит, что Мими только тебе симпатизирует, на других она шипит. Очень жаль, что как раз в этом месяце мне нужно много ездить. Может быть мне удастся остаться в Бадене недолго. Если приедешь, пошли мне телеграмму, чтобы я могла тебя встретить. Во всяком случае, я написала Геку, что только с 9-го по 11-ое хочу в Бадене агитировать, поэтому до 8-го я, наверное, останусь ещё здесь...
У вас, ты пишешь, уже поздняя осень. Я сегодня первый раз ощутила её дуновение, когда с только что с Мими вышла на балкон. Солнечно, листья клёнов, ты их знаешь, ещё зелёные, но в воздухе уже чувствуется мягкое, кроткое, печальное дуновение , так что с их запахом  я сердцем внезапно почувствовала: это осень. Я не грущу о прошедшем лете, оно не принесло мне ничего хорошего, и всё же осень всегда настраивает на меланхолию.
Вчера на обратном пути, посреди, битком набитого делегатами конгресса, поезда, среди неразберихи всех языков, я концентрированно читала "Пентезилию" Клейста (впервые); она меня заинтересовала с того времени, когда я послушала Вольфовскую симфоническую поэму, произвёдшую на меня большое впечатление. Это было так хорошо, унестись в заоблачный мир поэзии...
С философией у меня по-другому, чем у тебя. Я всё больше считаю, что во все времена она имела большое влияние на действительность , что её отстутствие в образовании создаёт варварский пробел, если её не знают и не понимают. Я только не знаю механизма, как это получается. Было бы очень важно и хорошо, если бы ты однажды ей серьёзно и систематически занялся; чем больше я погружаюсь в борьбу и ею поглащаюсь, тем больше я заключаю, что тебя от неё нужно оградить. Партийная борьба не для таких натур как ты; это жизнь с постоянными оскорблениями всего того, что в человеке изящно и благородно. Тебе обязательно нужно остаться на спокойной духовной работе, будь то национальная экономика, история, философия, или моделирование. Ты видишь, я и от этого не отказалась. До сегодня ты накопил много  знаний в различных областях и м.б дальше будешь этим заниматься, пока найдёшь свою область. Что твоя судьба и твоё будущее не лежат в «Равенстве», мне совершенно ясно. Я только радуюсь этому твоему времени учёбы, потому что ты приэтом учишься дисциплинированно работать. Если ты выдержишь пол-года или год, тогда ты при другой работе сможешь на себя рассчитывать. Естественно, тебе нужно так распределить время, чтобы осталось и для чтения и для мыслей. Мы, может быть, обо всём этом сможем поговорить, если ты приедешь.
Мими хорошая и умница, как и была. Она передаёт тебе привет и присоединяется к моему мнению.
                Ниуниа"

До Розиного отъезда Косте не удалось приехать :

Фриденау между 5. и 10. сентябрём 1910

"Через час я уезжаю в Баден на собрания, а тебе бы посоветовала отправиться в Шварцвальд. Между прочим ты должен знать, что тебе приятнее: может быть тебя посетят, что было бы самым хорошим. Я только что узнала, что недавно тебя опять посетила Маня, и это уже третий раз за лето. Я рада, что ты по крайней мере не один.
Многие приветы!            Р.Л."

картина на тему мифа о Пентезилии