Арктик-лайн

Феликс Цыганенко
На снимке: мурманский дизель-электроход "Куйбышевгэс» в Арктике.
Фото из архива автора.

   Закончилась арктическая навигация 1972 года и судну предстояла работа на канадской линии. Груз на Монреаль и Три-Риверс брали в Гамбурге, Антверпене и Гавре. Моряки надеялись, что в заграничных рейсах будет  интереснее и легче, нежели во льдах  высоких широт. Увы, власть человека над природой эфемерна и в Атлантике, особенно в осенне-зимний период.  Небо и вода сошлись в одном яростном порыве, однако не так просто  сломать северных моряков, 

   Не утихающий неделю ураганный ветер, а вместе с ним изматывающая бортовая качка, стали очередным испытанием для экипажа  дизель-электрохода «Куйбышевгэс». Подчиниться власти разгневанной природы, означало потерять контроль и погубить себя и судно. В центральном посту управления на ходовой вахте электромеханик, автор этих строк и третий механик Валя Худынцев. Только управляемый корабль способен бороться за жизнь! Тяжёлое в эксплуатации судно,  для нас, молодых механиков, воистину было школой профессионального мастерства и морского братства. 

   После вахты пытался уснуть, но куда там! Закрыв глаза, ползал по кровати согласно крена судна. За бортом – ужасный рёв ветра, а судовые конструкции скрипели и жалобно стонали. Периодически по надстройке била волна, испытывая железо на прочность, а заодно – и психику людей. Когда дизель-электроход с большой амплитудой валился на борт, я чувствовал…   что  лечу в пропасть. Недельный шторм настолько измотал, что посещала шальная мисль: не вернётся кораблик в исходное положение, так тому и быть! Значит, отмучились…   Прости  Господи за минутную слабость!  Слава Богу, всё обошлось. Разгневанный Нептун, словно спохватившись, что испытаний на нашу долю ныне предостаточно, наконец,  успокаивался…

   Канадскую линию «Арктик-лайн» мурманские моряки начали осваивать ещё в 1964 году. Река Святого Лаврентия – это кратчайший путь от Атлантического побережья  вглубь континента. Но с конца ноября по первые числа апреля эта водная артерия скована льдом и транспортная система заблокирована. На помощь и пришли наши арктические моряки. Три первых мурманских дизель-электрохода «Волховгэс», «Индигирка» и «Лена» начали совершать регулярные рейсы из портов Европы на порты реки Святого Лаврентия (Монреаль, Квебек). Канадские газеты писали о предстоящем появлении наших судов в восторженных тонах: «Мечта претворяется в жизнь! Монреаль – зимний порт. Советские суда будут курсировать по реке Святого Лаврентия этой зимой!» - под таким заголовком большую статью опубликовала «Монреальская газета».

   Почему именно мурманских моряков пригласили на эту линию? Да потому, что они имели большой опыт работы во льдах, и это доказано самой историей. Ещё в конце ХIХ века по проекту и под наблюдением адмирала Степана Осиповича Макарова был построен легендарный ледокол «Ермак». Свой первый рейс в высокие арктические широты, к архипелагу Земля Франца-Иосифа, судно совершило в 1901 году. Так начиналось освоение Арктики.  И второе: только в Мурманске в составе флота находились арктические суда-электроходы, которые благодаря своей маневренности и усиленному корпусу, в отличие от обычных теплоходов,  приспособлены для работы во льдах. И мурманские моряки вполне оправдали доверие.

   В порту Монреаль была замечательная традиция, начало которой положено в 1840 году. Капитаны судов, первые в новом году приводящие суда в этот скованный льдом порт, становились обладателями почётного приза. В 1966 году, впервые за 75 лет, русскому капитану Пинежанинову (дизель-электроход «Индигирка») вручена «Золотая трость»! Этот трофей судно завоевало в состязании на реке "Святого Лаврентия" с датским судном "Тора Дан". У мыса Св. Михаила "Индигирка" опередила датчан на две мили и первой пересекла внутренние границы гавани Монреаля. Ветераны судна где-то слышали, что в этом случае положена и валютная премия морякам, но... её никто и никогда не видел! А вообще, нам бы не помешала пара сотен долларов к мизерной инвалютной части зарплаты! Да где там?! Не положено, чего доброго, разбогатеем! Премию, якобы, перечисляли в фонд судоходной компании.

   Почётный приз "Золотая трость" вручался шести капитанам судов Мурманского морского пароходства! Почётные реликвии хранятся в музее истории пароходства.  Много сил, здоровья и энергии отдала музею, его бесценным экспонатам, их многолетний хранитель, референт и историк пароходства,  Валентина Ивановна Карепова. Это добрейший друг моряков, советчик и помощник в нашей беспокойной флотской жизни...

   Но вернёмся на «Куйбышевгэс», что  пережил очередную вспышку стихии. Безлюдно после шторма в кают-компании и столовой команды. Экипаж дизель-электрохода, свободный от вахт, отсыпался. Наконец появилась возможность привести в порядок каюту: подмести черепки разбившейся посуды, уложить на полках, сваленные на диван книги и журналы, отвязать дверцы холодильника.
Теперь можно выйти из жилой надстройки на прогулочную палубу, воздух необыкновенно чист и свеж.  Боцман Юра Фартушный, обходя своё хозяйство, собирал и выбрасывал за борт тушки летающих рыбок, что распластали на главной палубе крылышки. Жертвы шторма возвращались в свою стихию.

   После  душа появились аппетит и жажда жизни! В кают-компании мы с удовольствием уплетали наваристую солянку и плов на второе блюдо. По всему видать, что ожил наш ветеран пищеблока, повар Яков Семёныч. Как обычно, заглянув в кают-компанию и столовую команды, он интересовался:
-  Как обед? Кто желает, можно добавки?
Всё возвращалось на круги своя, и наша одиссея продолжалась…

   Но вот и залив Святого Лаврентия! На пути в Монреаль нам предстояло ещё одно усилие, чтобы преодолеть льды одноименной реки.  Но для нас это не проблема.  Да, пришлось включать все четыре дизель-генератора, чтобы спокойно выйти на чистую воду. Но «Золотую трость» «Куйбышевгэсу» в этом рейсе не видать  -  середина января и первые суда в новом году уже у причалов. Придётся довольствоваться пивом «Molson» в баре и посещением Дворца спорта «Forum». Если, конечно, наше консульство побеспокоится о билетах на хоккейный матч с участием «Montreal Canadiens».

   Так мы и работали на популярной в те годы судоходной лини «Арктик-лайн». Она оставила у моряков самые добрые воспоминания, несмотря на штормовые переходы через океан в зимнее время.