Путь Сына Божьего - путь человека к обОжению

Раиса Лебедева


У святого Афанасия Великого в статье “На ариан Слово третие» очень четкое толкование о свойственности сущности Отчей в Сыне:
«Самое бытие Сына есть собственное рождение Отчей сущности», и далее: «…Кто верует в Сына, тот верует в Отца, потому что верует в свойственное Отчей сущности».
Бог Отец рождает Свое Слово-Сына, это собственная сущность Бога Отца, это присущее, свойственное Отцу явление – рождать Слово живое, самотворящее, как семя дающее себе жизнь в растении. Но это еще и путь. Единожды Бог Сын прошел этот путь вочеловечившись ради спасения всего человечества.
Бог Отец имеет в Себе непрерывное бытие Сына и непрерывное Его рождение и непрерывное исхождение Слова Сына к людям. К людям, которые взывают к Богу. И Слово Сын приходит не во плоти в душу взывающего. Начинается процесс рождения нового человека через покаяние, искупление, оправдание и воссоединение с Богом Единым.
Как собственная сущность Бога Отца, как свойственное Отчей сущности есть вечное, непрерывное, так путь Сына Слова есть вечен и непрерывен для человечества.
св. Григория Паламы о крещении:
«Итак, приходит Христос к крещению, во-первых, во исполнение послушания по отношению к Пославшему Иоанна, как и Сам Он сказал: "Тако бо подобает нам исполнити всяку правду" (Мф. 3, 15); во-вторых, ради Своего явления; к тому же, и для того, чтобы положить начало спасительного пути и сделать его достоверным для последующих и крещаемых; кроме того, Он Сам подал пример и представил, что (в этом) подается Дух Святый, и Им установлено крещение, как очистительное врачевство скверн, явившихся в нас вследствие страстного рождения и жизни. Сам же Он, даже и как Человек, не нуждался в очищении, как рожденный от непорочной Девы, и, в течение всей жизни, непричастный греху, но ради нас Он родился и ради нас очищается (в крещении). Посему крещается от Иоанна, и восходящему Ему из воды отверзаются Ему небеса, и, вот, слышится тогда голос Отца: "Сей есть Сын Мой возлюбленный, о немже благоволих" (Мф. 3, 17), и как голубь, сходит на Него Дух Божий, являя присутствующим свидетельствуемого свыше. И, таким образом, делается Он явным, как истинный Сын; делается явным и на небесах Отец, как истинный Отец; делается также явным и Дух Святый, происходящий по бытию от Отца, по естеству же на Сыне Отчем почивающий; присутствует же в воде крещения благодать Его и Отца Его и Духа, дабы, по образу Его, затем в крещаемых усваиваемая, эта благодать божественным образом возродила их и обновила и таинственно воссоздала, как сущих уже не от ветхого Адама, от которого они навлекли на себя проклятие, но имеющих рождение от Нового Адама, откуда имели бы благословение, уже будучи не чада плоти, но чада Божия, которые не от крови, ни от хотения плоти, ни от хотения мужеского, но от Бога родились».