К слову сказать...

Дорожная Пыль
- Ну, сколько можно обсуждать свойства языковой модели мира. Конечно, она оторвана от реального мира. Мы можем думать и без мира. Это главное её преимущество, - говорю я Саше.- Иначе обучать можно только предметно. Как животные: взял на охоту, поймал, убил, съели, урок закончен, давай зачетку. Язык позволяет все делать не так. Мы можем обучить способности выживать даже в тех ситуациях, в которых человек никогда не был. Вот, допустим, из книг я знаю, что на Луне мне нужен скафандр, защита от перепада температур и куча всякого другого, хотя я там ни разу не был. Но с другой стороны,  это же свойство языка порождает такое явление, как вранье: ведь если у модели нет прямой связи с миром, то языком можно передать и истинную, и ложную информацию о мире. А как отделить истину от лжи, если не был свидетелем? А если еще к слову добавить эмоции (фотографии, видео. Да что угодно), то ложь превращается в аппетитный торт, который  делает из нас сначала объект манипуляции, а потом и ее орудие. Прав был Эйнштейн, когда говорил, что люди подвержены влиянию гораздо более, чем лошади.
    Собственно ничего особенного не случилось. Мы с Сашей сменили стоянку, решили судачком побаловаться. А на новой стоянке газеты нашли. Жуть, что пишут. Информационная война вокруг Украины - вранье на вранье. Вот и завелись после рюмашки. Саша говорит, что такой беззастенчивой лжи со всех сторон мир еще не видел. Да, это ладно бы. Главное дело в том, во что эта ложь превращает всех участников и сочувствующих. Честно сказать, я тоже в шоке, глядя на людей, покусанных ложью. Может даже и сам пострадал от этого.
- Как мы любим говорить о национальной идее, о будущих принципах нового общества, - сердится Саша, - Вот взяли бы и одним из базовых принципов провозгласили непримиримость ко лжи... как Солженицын. Намеренная ложь или ложь по халатности вообще должна рассматриваться, как преступление против человечности. Кара за интеллектуальные повреждения, нанесенные ложью, должна приравниваться к повреждениям физическим. Разве не так? Солгавший не должен занимать государственные посты, обучать детей или иметь отношение к средствам информации.Прямо бы в анкете к строке о криминальном прошлом дописал бы: "Лгали ли вы когда-нибудь и были ли осуждены за это?"
   Ох, верно это. Про нас. Ведь, если ложь может сделать с нами что угодно, значит, в нас нет базовых принципов вне этой лжи, не подверженных этой лжи. Например, в нас нет "не убий", если это "не убий" зависит от информации, которую я получил сегодня, и от того, на какой стороне я нахожусь.  Все эти события с очевидностью говорят: в нас нет ничего! Понимаете, люди? Мы пусты, раз нас можно заполнить любым дерьмом! А вот это уже, извините, и есть настоящее дерьмо!
- Наливай, Саша! Паскудно на душе!