84. Этап к месту заключения

Художник Дмитрий Гриневич
НА СНИМКЕ: Двухуровневый "Столыпинский вагон". В них до революции перевозили крестьян переселенцев в Сибирь вместе с их скотом и сельхозинвентарём, а после революции, дооборудовав, поставив, в частности, решетки и замки, стали перевозить заключённых,


На самом верху 18-й страницы Второй тетради запись: «Май 1938 г.». Здесь же вклеена часть конверта, где с одной стороны, как обычно, адреса: куда, кому и от кого (в Пинегу, Гриневичу, от Анны), а с другой – что-то вроде дневниковых записей. Это сохранившиеся воспоминания Дмитрия Гриневича, записанные им в лагере.

Начал он их с последних дней тюрьмы:

«Поместился в небольшой камере на верхнем этаже. В ней я был сам 6-й, а пробыл до  15 марта, когда меня вновь вернули на Петровку и разместили на жительство в камеру №9.

Устроился я в углу у окна на полу. В камере нары, ввиду подмостков, стояли посредине, а у стенки был сделан проход, где на полу, облокотившись на спину, и сидели люди.

30 апреля у меня было свидание с женой».

Дмитрий Гриневич продолжает:

«3 мая я этапирован в пересыльный пункт и 8 мая посажен в товарный вагон».

Заключённых перевозили в товарных вагонах, на которых было написано: «40 человек, 10 лошадей» или в сохранившихся с дореволюционных времён столыпинских (вагонзак) с зарешёченными окнами. При Столыпине в них перевозили переселенцев со скотом и сельхозинвентарём, а при Сталине дооборудовали решетками и замками и перевозили заключённых, или, как говорили, спецконтингент.

Перевозка заключённых в вагонзаках в сталинские времена описана Александром Солженицыным в его книге «Архипелаг ГУЛАГ», а также в  мемуарах Евгении Гинзбург «Крутой маршрут». О перевозке заключённых в наши времена рассказано в мемуарах Владимира Переверзина «Заложник: История менеджера ЮКОСа». Так что, повторяться не будем.

Продолжение следует: http://proza.ru/2014/06/10/281