Евреи и справедливость

Брук Меир
Мой давний знакомый из Киева и один из мудрейших людей — предприниматель, преподаватель и мыслитель еврей Валерий Пекар еще в феврале написал важную статью о позиции евреев по отношению к развитию событий в Украине.
Украинское еврейское сообщество на грани раскола. Впрочем, так было всегда во времена больших социальных потрясений — от наполеоновских войн до революции 1917 года. Противоборствующие точки зрения апеллируют к одному и тому же: к еврейским интересам. Как будет лучше евреям? Поддержать Наполеона, дарующего евреям равные гражданские права, или выступить против него, поскольку такой дар ведет к ассимиляции? Поддержать революцию, сметающую ненавистный царизм и освобождающую евреев, или выступить против нее, так как она выпускает на волю все самое худшее в людях? Или вообще отгородиться от событий, учиться и молиться, и пусть мир за окном иешивы катится, куда хочет? Или же нельзя отгородиться, поскольку льется кровь, а нам сказано: «Не стой на крови ближнего своего» (Ваикра, 19:16)?
Ситуация в Украине порождает такие же споры. Итак, с чем мы имеем дело? События имеют тройной смысл.
Во-первых, это буржуазная революция среднего класса за возможность развиваться и делать бизнес.
Во-вторых, это украинская национальная революция: антиколониальная, антиимперская.
В-третьих, это революция ценностей: восстание против несправедливости, насилия, запредельной коррупции.
Первое дело, в общем-то, нееврейское. Конечно, евреи любят и умеют зарабатывать. И тем не менее экономические трансформации далеки от наших заповедей.
Второе дело совершенно нееврейское, даже наоборот. Хотя здесь есть один важный нюанс. Евреи признают за своей нацией право на национализм в позитивном смысле этого слова. Ведь именно благодаря сионизму как еврейскому национализму построено Государство Израиль, изменившее жизнь евреев по всему миру. Напомню, национализм — это признание права каждой нации жить в своей собственной стране. Не будем путать национализм и нацизм, ведь мы же не путаем коммунизм и коммунальное хозяйство. Признавая право на свою страну за собой, мы не должны отрицать такого же права за каждой нацией, ведь «не делай ближнему своему того, чего не желаешь, чтобы делали тебе». Почему евреи имеют право на свою страну, со своими законами и языком, со своей литературой и телевидением, а украинцы не должны иметь такого права? Конечно, украинское национальное возрождение — дело совершенно нееврейское (при том, что евреи внесли немалый вклад в украинскую культуру и еще внесут). Но симпатизировать этому делу мы вполне можем, равно как и критиковать тех, кто право украинцев отрицает.
Наконец, третье дело. Украина при Януковиче была страной запредельной коррупции, неправедного суда, насилия со стороны властей, несправедливости, унижения и бесправия. Евреи страдали от этого так же, как и другие жители страны. Нынешние события начались как стихийная реакция сотен тысяч людей на жестокое избиение мирного студенческого пикета. Евреи были среди тех, кто вышел на акции протеста. И в этом сложно их не поддержать. Когда творится зло, нельзя молчать. «Поймите, нас задолбало!» — этот основной лозунг Майдана был написан огромными буквами на одной из киевских баррикад. Найдутся у нас учителя, которые объяснят, что пусть кто-то другой борется со злом, ибо это не наша война. Но другие наши учителя скажут: война с абсолютным злом — это всегда еврейское дело. И эти учителя мне ближе. В Украине власти похищали и избивали людей, брали заложников, нанимали бандитов громить кварталы и избивать прохожих, использовали полицейские средства, запрещенные международными конвенциями из-за их чрезмерной жестокости. Сложно остаться в стороне, если ты читал правильные книги.
Наконец, именно старые власти разжигали антисемитизм. Бытовой антисемитизм в Украине был всегда, но его влияние на Майдане было практически нулевое, несмотря на участие националистических партий и движений. Зато на Майдане было много евреев, плечом к плечу с украинцами, армянами, русскими, белорусами. А вот старое правительство разыгрывало антисемитскую карту.
Итак, на одной стороне — справедливость, друзья и надежда на будущее. На другой стороне — антисемитизм, воры и бандиты. Право выбора за нами — каждый сам распоряжается этим правом, сам же потом и отвечает.