Поль Фридман Падение Древнего Рима Лекция 12

Юрий Шибаловский
               
                ЛЕКЦИЯ 12



                БРИТАНИЯ   и  ИРЛАНДИЯ
   

Мы знаем относительно больше об Англии, чем об Ирландии в её пост-римский период, то есть после 420 г. благодаря историку Беде, который писал в начале восьмого века, монах в Ярроу, бывший частью двойного монастыря в Нортумбрии.
  Беде написал много вещей, среди которых выделяется "История Английской Церкви и Народа", которая полна чудес и является очень про христианской в духе Григория Турского, но в отличие от писания последнего, гораздо более связная и с более определённой и последовательной точкой зрения.
 Эта книга рассказывает об обращении Англии в христианство  и учреждении Церкви.
   Также причиной нашей большей осведомлённости об истории Англии являются данные археологии, потому что на её территории более интенсивно велись раскопки. В данном случае под Англией мы понимаем буквально Англию, не Уэльс,Ирландию и Британские острова.  Британия включает Англию, Шотландию и Уэльс. 
Британцы является обобщающим термином для обозначения Кельтского населения. Кельты являются  как лингвистической группой, так и в некоторой степени туманным этническим термином.  Он обозначает народ, который населял Британские острова  ещё до прихода римлян и который в 440х гг. сражался  против вторжения англосаксов из Европы. 
Беде говорит, что это англы, саксы и юты. Англы дают свое имя  Англии,  Земля Англов (Angle-land).  Однако о ютах мы ничего не знаем.
Некоторые медиевисты намерены основать журнал исследований народа юты и приглашают подписчиков, чтобы спонсировать исследования того о чём мы действительно не имеем абсолютно никакого представления.
  С саксами дело обстоит гораздо лучше, и мы имеем много более или менее достоверных источников, не говоря уже о том, что большая часть Германии носит имя Саксония.
  Англосаксы завоёвывают большую часть острова, которая потом станет Англией, но не всё. Они не смогли захватить Шотландию, Уэльс и Корнуэлл. Таким образом, западная часть Британии остаётся за кельтами.  И поэтому и по сей день Уэльс и Шотландия считают себя отдельными от Англии, так как они, по их представлению, не "легли под англосаксов."
Ирландия не была завоёвана римлянами, и, будучи кельтской, контактировала с Римской Империей, но никогда не была её частью.
Однако, это обстоятельство, вопреки мнению некоторых историков, не обуславливает огромного различия между нею и, скажем, Англией и Британией, потому что римское  влияние в последних было стёрто вскоре после того как римляне ушли, в отличие от описанного Григорием Турским Меровингского франкского королевства, где римский след отпечатался крепко и надолго. Вспомним, что в Меровингском королевстве получили продолжение такие римские традиции как епископат, города, латинский язык, система налогообложения, письменный юридический кодекс, и это было отлаженное, хорошо организованное общество.  При этом все эти Меровингские короли были не более чем хапуги, грабители и жлобы, одним словом, варварские короли.  Так что даже самые низменные личности могут составлять вполне эффективный аппарат управления, и даже более того именно низменные, прагматические и эгоистические личности скорее всего оказываются пригодными   к управлению, потому что не обременены  комплексом или синдромом взаимоисключающих решений.
Совестливая личность будет не способна решить некоторые дилеммы, например уморить голодом стариков своего племени, но купить хорошего оружия, или сохранить стариков, но остаться без оружия.  А вот для представителей Меровингской династии тут нет никаких затруднений: старики рано или поздно всё равно помрут, а оружие останется и очень пригодится для того чтобы пополнить свои сокровищницы.      
 В Британии, когда римские войска ушли сражаться со вторгнувшимися в Галлию, римский порядок закончился. Причиной этому частично служило то что Британия являлась пограничной территорией относительно Средиземноморья, представлявшего собой центр притяжения  Римской Империи. 
Символом пограничного положения служат стены, наиболее известной из которых является Стена Адриана, стена, которая отделяет от варваров также надёжно как Дунай и Рейн - в другой части империи.
 Остатки от Стены Адриана являются крупнейшим реликтом римской эпохи.
 Стены были возведены для защиты рубежей на севере, потому что римляне не завоевали остров полностью.   Однако они считали, что завоевали  самые стоящие территории. Римляне строили там виллы, открытой планировки  и украшенные мозаикой, в которых они предавались питию импортных вин, ощущая себя в безопасности за высокими стенами, защищающими их от варваров.
   Нельзя сказать чтобы Британия не являлась римской провинцией с момента её завоевания в конце первого века  до оставления её римлянами в начале пятого столетия, но здесь захватившие Британию постарались стереть римское влияние.  У кельтов не было крупных городов, и у них не было нужды и желания сохранять римскую форму правления. Одной из интересных фигур кельтско-римского сопротивления является король Артур. Его личность обросла невероятным количеством легенд,  которые нашли отражение в романтизме сначала французском, а потом и во всемирном, в рыцарских романах, где истинная историческая  личность короля Артура составляет менее одного процента от созданного образа. Историческая правда заключается в том что он был активным деятелем  кельтского сопротивления  англо-саксонским захватчикам в конце пятого в начале шестого веков.
 Как пишет Уикхем, " Ни в какой другой части Римской Империи мы не наблюдаем столь полного крушения культуры, экономики и урбанизации."
Уикхем использует определение "радикальная  примитивизация экономики." Нет больше водопроводной системы и продуктов питания, доставлявшихся из других областей.
  Это не было в полном смысле процессом варваризации, а скорее особенным путём, идущим от борьбы кельтского населения с германскими захватчиками до обращения королевства из язычества в христианство и до превращения в культурный центр Европы.   
 Беде (673г. - 735 г.) был самым выдающимся учёным Европы в начале восьмого века, а в конце восьмого века - Алкуин, советник Карла Великого.
  Можно предположить, что христианство было принято решением сверху на основе работы Беде, написанной в 731 г. Беде рассказывает о событиях столетней давности, когда король Эдвин собрал совет для решения вопроса о принятии христианства. Главный языческий священник, как ни странно, высказался в пользу принятия христианства на том основании, что эта вера, дескать, даёт представление о том что было  ранее и что будет потом.
Обращение Ирландии и Англии происходило по разному. Обращение последней началось в 597 г. при непосредственном участии миссионера Августина Кентерберийского, который был послан римским папой Григорием Великим.
 Ранее такое не практиковалось, до того момента пока папа не увидел мальчиков их Британии, которыми торговали на невольничьем рынке в Риме. Когда папа поинтересовался, откуда они, и получил ответ, что они Англы, говорят, он ответил: " Нам следует сделать их ангелами, а не англами."
Около 597 г.   Августин прибыл на остров, на котором сохранились некоторые остатки кельтского христианства, но в основном языческий и варварский.
 Он высадился в Кенте, расположенном в юго-восточной оконечности острова, ближайшей к континенту.   
 Наиболее важными королевствами в Англии -  Уикхем подчеркивает факт раздробленности этой территории - в различное время были Нортумбрия, Мерсия и Уэссекс.
 Обращение в христианство началось с Кента.  Языческий правитель Кента женился на христианской принцессе из Меровингской Галлии.  Августин создал первое епископство в  Кенте в Кентербери, который стал в дальнейшем основным церковным центром Великобритании, его архиепископством. Беде говорит нам об этом, но он говорит намного больше о Нортумбрии, которая является его местожительством.
 Благочестивый король Эдвин, который созвал совет по поводу принятия христианства, обратил свой народ в христианство после того как у него было видение. Однако, после его смерти его преемник вернулся к старой традиционной религии, отвергая христианство. Но в свою очередь его преемник по имени Освальд восстановил христианство, но был убит в сражении языческим королём Мерсии в 642 г. Лишь в 670х гг. Англия окончательно стала христианской. 
      Мы узнаём о такого рода обращении из двух самых известных источников, поэмы Беовульф, которая содержит некоторые небольшие христианские темы, и между историками ведутся споры относительно того, до какой степени поэма должно пониматься в  христианских терминах. Но ее атмосфера, её ритуалы - захоронения на корабле, сожжение тела,  склонность не только к войне, но и к пиршествам и золоту, дарению колец - вызывает ощущение воинского общества.
Поэма написана на старом английском языке, хотя дело происходит в Дании.
Другим источником является один из величайших археологических триумфов последних сто лет, так называемое сокровище Саттон Ху, которое находится в Британском музее. В Восточной Англии, недалеко от воды, фактически, близко к морю, в 1939 г. был обнаружен корабль захоронения. Вероятно, король, похороненный там, был Рогволд, король Восточной Англии, который умер в 627 г.  Судя по артефактам, это языческое захоронение, хотя в нём присутствуют серебряные изделия и золотые монеты из Византии, полученные, скорее всего, в качестве подарка или добытые грабежом. Монеты в основном из Меровингского королевства.
 Деньги уже в то время являлись не только средством обмена товарами, но объектом накопительства. В Беовульфе дракон просто спит на огромном сокровище. И это говорит о том, что, конечно, многие люди накапливают сокровища не для экономических причин, а по причинам, которые имеют отношение к удовлетворению страсти к стяжательству
или к собственным комплексам.
В Саттон Ху обнаружены также замечательный шлем, меч, кольчуга, а затем различная атрибутика, некоторые из них с христианскими символами, как, например, кресты, а некоторые из них имеют отношение к язычеству.
 Беовульф и Саттон Ху схожи. Они оба показывают нам мир сокровища, оружия и дворцовых залов.  Последнее  Беде использует как символ жизни.
Он представляет жизнь как  тёплую светлую пиршественную залу, где люди предаются удовольствиям и шумно веселятся. Туда из темноты и холода залетает воробей, пролетает залу и вылетает с другой стороны, возвращаясь во мрак и холод.  Так и люди появляются из неведомого мрака, пролетают эту жизнь, с точки зрения вечности, в мгновение вспышки и возвращаются во мрак неведомой вечности.
Таким образом, обращение Англии завершается в конце седьмого века, но это более сложная история, чем просто христианство вместо язычества, потому что два вида христианства стремятся к обращению Англии в свою веру. Один из Ирландии и один из Рима. 
  Напомню, что Ирландия, никогда не бывшая частью Римской Империи,  была первой  во всей Европе обращена в христианство. До этого, то есть в 4 веке, в христианство была обращена Эфиопия на северо- востоке Африки.
 В Европе в Ирландии активное участие в обращении в христианство принимал британский миссионер Святой Патрик.  Ирландия имеет общую  с бриттами, кельтами и римлянами священную личность 4-ого века - Святого Патрика.
В 600 г. Ирландия была в основном католической, тогда как Англия - преимущественно языческой.
Ирландское христианство имело свои особенности, обусловленные отсутствием римского влияния.  Например, в Ирландии почти не было епископов, а те что были, не имели такого влияния, какое мы видим в Меровингском королевстве у епископа Григория Турского. Как я уже говорил, епископы имели влияние и власть в крупных городах, а таковых в Ирландии почти не имелось.
 В Ирландии христианство имело не урбанистическую консолидирующую основу, а распылённую и разрозненную сельскую основу в виде монастырей.
 Монахи обладали бОльшим влиянием, чем епископы. Монастырская жизнь в Ирландии была даже более суровой, чем у бенедиктинцев в Италии, которые были привязаны к одному месту. Ирландские монашеские общины и колонии были склонны к бродяжничеству. 
Ирландский форма благочестия подразумевает изгнание,  ссылку в места труднодоступные, почти не приспособленные для проживания, например, множество небольших островов в Ирландском море.  Когда вы смотрите на них с борта экскурсионного катера, вы видите много птиц, и это поистине рай для  орнитологов. Но в середине лета там часто бывает пасмурно, дождь, и море волнуется. И потому вы заметите, что домов на островах почти нет.
 Хорошее знание латыни в Ирландии, хотя она и не испытала большого римского влияния,  было совершенно обязательно. Вы должны были изучить латынь на уроках.   Латинский, как правило,  был книжный, но зато во многих отношениях, правильный.
  Ирландцы праздновали пасху, согласно другому календарю.
По причине того что Ирландская Церковь была децентрализована и являлась скорее блуждающей миссионерской Церковью, менее иерархической и сплочённой вокруг епископов, чем  Церковь римская, в седьмом веке происходило противоборство с переменным успехом между язычеством и христианством.
 В Синоде Уитби в 664г. было решено принять римский расчет Пасхи.
 И вместе с этим, епископат, иерархию, более централизованную организацию Церкви.
Вы помните, что еврейская пасха вычисляется по лунному календарю.
Христиане из желания разорвать с еврейской традицией вычисляли пасху по другому календарю. 
В 455 г. Рим, то есть папа  Лев I  выбрал девятнадцатилетний цикл для вычисления Пасхи. Но кельтские церкви, отрезанные от континента, придерживались восемьдесят четырехлетнего цикла. Таким образом, в седьмом веке, когда римские миссионеры снова прибыли туда, там имелось две противоречивые даты Пасхи каждый год.
  Вследствие этого получаются такие ситуации, когда король Нортумбрии празднует пасху, согласно кельтской традиции, а его жена, родом из Кента, отмечает пасху по римской традиции.
Великий архиепископ Кентерберийский Теодор (669-690гг.), установил епархии, монастыри и наделил их книгами. Теодор был родом из Сирии. И чтобы кто-то из Сирии  мог стать архиепископом Кентерберийским представляется маловероятным сейчас, но в седьмом веке является одним из аспектов космополитизма римского мира.
 В то время многие папы имеют сирийское, а также греческое, происхождение .
Первая рукопись Библии как единого манускрипта - другими словами, где все книги Библии содержатся в одном томе - была составлена в этом месте и в эту эпоху, так называемый Кодекс Амиатинус. Великолепно украшенная Библия, посланная  папе в 716г., была написана в монастыре Беды в Ярроу, и сейчас находится во Флоренции в Медичи Лаврентьевской библиотеке. Библия  была оформлена в очень отличительной манере и является историческим реликтом и раритетом.
Это так называемый Островной стиль, потому что он разделяется как кельтской Ирландией, так  и англо-саксонской Англией.
 Множество сложных завитушек, странных животных, великолепные контрасты цвета, различные абстракции поражают вас, когда вы впервые смотрите на эту Библию. Это похоже на  пёстрый восточный ковёр, и если вы посмотрите более внимательно, можно увидеть, различные виды небольших сплетённых вместе животных фантастических форм и цветов.

 [end of transcript]