Философствуем

Дмитрий Гендин
«Философствуем»

Один философ считал, что весь мир — это его ощущения. Весь мир — инсценировка. При этом он не являлся душевнобольным, просто имел такое мировоззрение. А вот упрекнуть его в эгоизме можно. «Весь мир — для меня», — слова эгоиста, казалось бы. Но он, философ, умел любить, у него была жена, дети.

За мировоззрение он держался крепко, никто ни в одном диспуте не мог его переспорить. Один оппонент даже специально порезал руку, чтобы доказать, что боль объективна. «Боль — это всего лишь ощущение», — ответил философ. Другой оппонент ударил философа по голове книгой. «Боль — это всего лишь ощущение». «Но от Вас не зависит, кто и когда доставит вам боль!» — «Это случайно». «Но мы от вас не зависим» — «Я зритель в своём сознании, а не бог-демиург». «Но Вы действуете в мире, некоторые законы которого Вы знаете, пользуетесь знаниями о мире» — «В своих снах я тоже действую и не менее реалистично».

Философа считали или берклианцем, или буддистом.

Слабина его теории была в том, что он был женат. Если он женат, то любит или любил свою жену. А любовь означает наличие как минимум ещё одного субъекта.  Любимая никак не может быть лишь ощущением. Она, допустим,  так же как и он весь мир считает инсценировкой, Значит у иллюзии мира есть как минимум два зрителя. И почему же их не может быть больше, ведь влюблённых пар много?

Или он любит ощущение (или лучше сказать «восприятие») женщины: её тела, её слов, её мимики. Он может влиять на неё, ведь она есть в его восприятии. Восприятие поцелуя, восприятие объятий. Её целостный образ так же представлен в восприятии, но образ может обманывать его, ведь он на чём-то основывается, на каких-то ощущениях. Но мы невольно достраиваем любимый образ используя наши представления. Тут возникают ошибочные восприятия. Нужно очистить память для восприятия в любви. Так думал наш философ. Каждая женщина уникальна (каждый человек уникален), поэтому опыт иногда играет злую шутку.

Философ наш совсем не гедонист. Он — христианин. Как это укладывается в его голове? Обряды тоже лишь восприятия? Да, восприятия общения с Богом. Реальное восприятие. Бог дан в восприятии всегда, потому что всегда можно творить молитву. Так рассуждал философ.

Философу было одиноко в мире, где есть реально только он сам с его мышлением. «Мыслю, следовательно существую» или «Люблю, следовательно, существую»? Первое, во-первых, второе, во-вторых. Но, например, мы допускаем внеземной разум. Получается, что он есть только на одном допущении, что он мыслит, уже существует.
Всё-таки наш философ любил, считал жену субъектом, равным ему онтологически (по степени бытия). И пусть это противоречило его философии, но жена была для него «Ты», а не вещь-в-себе («нечто»). Любовь выше всяких противоречий, не укладывается в философские системы (я говорю о высокой любви). Наука не может понять, измерить любовь. Любовь — это тайна, нечто Непостижимое. Любовь не только воспринимается разумом, но и всей душой: чувствами, эмоциями, интуицией. «половая любовь нужна для размножения», это очень узкий взгляд на проблему. Не детей хотят в любви (я ничего не имею против деторождения), а счастья с «Ты», с равной или равным (влюблённые очень похожи).

Философ разрушил свою систему и создал новую, основанную на романтической, чистой, настоящей любви. Так может поступить может только истинный философ. Философ не должен быть ослом.

Философствуйте!

10 июня, 2014. Москва.