Четыре Николая

Лариса Калюжная
Эта тяжелая история началась для меня с междугородного телефонного звонка. Я поднесла трубку к уху и услышала взволнованный голос моего брата Николая, обычно всегда уравновешенного и спокойного. Первое, что он сказал, ошеломило меня: "Знаешь, у меня никогда не будет внуков…" От сбивчивого рассказа брата меня бросало то в жар, то в холод. Оказалось, что его молоденькая незамужняя дочь Таня беременна. Но мой брат с женой категорически настаивают на аборте: они живут в маленьком городке, где все друг друга знают, и не вынесут этого позора. А так как у единственной дочери моего брата отрицательный резус-фактор, то очень велика вероятность, что внуков в этом случае у него, действительно, не будет…
Мне было понятно, что единственно правильное решение в этой ситуации - сохранить жизнь ребенку, о чем я и сказала брату, но он только горестно повторял, что у него никогда не будет внуков… Впрочем, к концу нашего длинного разговора мне показалось, что в его мыслях произошла благодатная перемена. Из слов брата я также поняла, что моя невестка уже в пути и завтра утром прибудет в наш город уговаривать дочь, которая училась здесь в институте, сделать аборт.
С утра начались долгие тягостные переговоры с женой брата, но все мои доводы повисали в воздухе. Когда моя непреклонная невестка уехала домой, и у меня появилась возможность поговорить с племянницей один на один, выяснилось, что ее ни в чем убеждать не надо: несмотря ни на что, она собиралась рожать. Однако родители еще не раз приезжали в город, звонили, настаивали…
И вот однажды в телефонной трубке раздался незнакомый мужской голос, который взволнованно сообщил, что у Тани суицидные настроения и вообще ее нигде не могут найти… Я кое-как натянула на себя пальто, кинулась к двери и остановилась: куда бежать, что делать, - было совершенно не понятно. Вспомнила, что у меня есть телефон кельи иеромонаха отца Николая, метнулась к телефону, и - о, чудо! - отец Николай взял трубку. Я торопливо обрисовала ситуацию и буквально выкрикнула: "Что делать? Куда бежать?" Неожиданно отец Николай стал задавать мне не относящиеся к делу вопросы, пустился в какие-то отвлеченные рассуждения, а потом вообще принялся жаловаться на то, что у него очень сильно болит зуб. Я в недоумении переминалась с ноги на ногу с телефонной трубкой в руках, потом как-то незаметно для себя переключилась на больной зуб отца Николая и даже стала подавать ему какие-то советы, вспоминая рецепты из народной медицины. И тогда отец Николай сказал, что бежать никуда не надо, а надо встать перед иконой святителя Николая и молиться, сколько есть сил, до мозолей на коленках. Состояние напряженной безысходности мгновенно сменилось у меня спокойствием и надеждой.  Я опустилась на колени перед старинной иконой Николая Чудотворца, которая помогала еще моим дедушке и бабушке, и открыла молитвослов.
Вскоре позвонила Таня. Я поехала в общежитие и нашла ее в жалком состоянии, говорила с ней о вере, о Боге, о грехе самоубийства… Родители продолжали настаивать на своем. После перенесенных потрясений у племянницы случился выкидыш… Родители могли, казалось, облегченно вздохнуть: позора не будет. Но оставалась все та же гнетущая тяжесть: после выкидыша детей у Тани также может не быть…
Я снова вспомнила об отце Николае. Выслушав меня, он вздохнул, назвал моего брата и невестку колоссами на глиняных ногах и посоветовал моей племяннице ехать к тогда еще здравствовавшему старцу отцу Николаю на остров Талабск в Псковском озере. Она тотчас поехала, и отец Николай успокоил ее, сказав, что у нее будет двое детей. Камень свалился с моей души, когда я услышала об этом! Но, видно, слаба еще была зарождающаяся в душе моей племянницы вера, и через некоторое время она снова поехала на остров к старцу. Однако, Таня еще и рта не успела открыть, как отец Николай сказал: "Ну, зачем приехала? Я ведь говорил, что у тебя будет двое детей!"
Когда я немного пришла в себя от пережитого, то с удивлением обнаружила на своих коленках какие-то странные симметричные наросты и не сразу поняла, что это мозоли…
Для моего брата и его жены описанные события имели печальное продолжение, но это отдельная длинная история… Одно только могу добавить с великой радостью: после всех бед мой брат принял крещение, а его жена является сейчас активнейшей прихожанкой местного храма.
И еще. Отец Николай не ошибся: у моей племянницы подрастают двое прекрасных сыновей!