20. Без поправки на дурака

Владимир Врубель
Предыдущая страница http://www.proza.ru/2014/06/07/1223

Топить беспощадно

Часть 20. Без поправки на дурака

Можно было не сомневаться, что в германской печати поднимется мощная компания по поводу расстрела подводников, тем более что капитан-лейтенант Вегенер был одним из выдающихся подводников. Если до этого англичане постоянно обвиняли немцев в бесчеловечности, то теперь и у тех появился козырь. Во время войны каждая воюющая сторона обвиняет в этом другую сторону.

Германия потребовала расследования и независимого суда, англичане согласились, но при этом поставили условием, чтобы такие, же расследование и суд были по случаю потопления германскими подводниками лайнера «Арабик», расстрела в шлюпках команды грузового судна «Руэл» и членов экипажа английской подводной лодки Е-15. Поэтому страсти скоро улеглись.

Адмиралтейство наградило капитан-лейтенанта Герберта орденом,  его настоящее имя держалось в секрете. Все знали его до 1935 года, как капитана Уильяма Макбрайда. В том году вышла книга «Поразительные приключения», автор которой, Эдвард Чаттертон, впервые раскрыл подлинное имя моряка.

Газета «Таймс» писала, что приключений Годфри Герберта хватит на полдюжины триллеров.

24 сентября 1915 года корабль Герберта вновь оказался в центре внимания. Германская подводная лодка U-41, которая уже успела за время патрулирования потопить три судна, в тот день остановила крупный транспорт «Урбино». Командир подводной лодки капитан-лейтенант Хансен отправил на «Урбино» абордажную партию, которая обнаружила на транспорте военные материалы.

Командир подводной лодки приказал посадить команду «Урбино» в шлюпки, а транспорт потопить артиллерийским огнём. Когда артиллеристы с подводной лодки выполняли приказ командира, появился «Баралонг» под американским флагом. Капитан-лейтенант Хансен возликовал, увидев новую добычу. Подводная лодка подошла близко к «американцу» и оказалась расстрелянной в упор.

Из тридцати пяти человек спаслись два офицера, остальные погибли вместе с лодкой. В Германии вспыхнула новая волна ярости из-за того, что на «Баралонге» так и не подняли английский флаг, а всё время держали фальшивый флаг нейтрального государства. Особенно возмущались подводники.

Газета «Таймс» была права, приключений в жизни Герберта хватало. С «Баралонга» его перевели командиром подводной лодки Е-22. На этой подводной лодке он участвовал в довольно необычном эксперименте. Подводная лодка доставила в спокойную погоду в Северное море два морских истребителя для перехвата германских цеппелинов. Самолёты крепились к палубе подводной лодки. Идея довольно бредовая, и больше такие эксперименты не повторяли.

Герберта снова перевели командовать судном-ловушкой «Корриган Хед». Ему крупно повезло, потому что 25-го апреля 1916 года германская подводная лодка UB-18 торпедировала подводную лодку Е-22. Из экипажа английской подводной лодки никто не спасся. Германская подводная лодка UB-18 за время войны потопила сто тридцать судов, совершив, тридцать одно патрулирование. Она стала тринадцатой среди самых успешных подводных лодок в обеих мировых войнах. А вот тринадцатой она стала совершенно напрасно.

9-го декабря 1917 года в проливе Ла-Манш её таранил и потопил английский траулер «Бен Лойер». Погиб весь экипаж, 23 человека, командиром подлодки был обер-лейтенант Георг Нимейер.

Ну, а что же Годфри Герберт? Капитан-лейтенанту надоело служить на судах-ловушках, и он подал рапорт с просьбой о переводе на подводные лодки. Ему пошли навстречу и назначили командиром подводной лодки К-13. Двигатели подводных лодок этой серии были оборудованы паровыми турбинами. Всего их построили 18, из них  погибли 6.  Но погибли они не в бою, а в результате несчастных случаев.

Только одной из лодок удалось атаковать вражеский корабль, при этом торпеда не взорвалась. Герберт как будто притягивал к себе всякие неприятности. 29 января 1917 года у северо-западных берегов Шотландии на К-13 проходили испытания.

Ровно в полдень Герберт сообщил командиру подводной лодки Е-50, которая участвовала в этих испытаниях, что собирается погрузиться. На борту К-13 находились 53 человека экипажа, 14 работников судостроительного предприятия, 5 субподрядчиков, 5 офицеров из Адмиралтейства, командир строившейся подводной лодки К-14 и командир БЧ-5 с той же лодки, а так же лоцман.

При погружении вода затопила машинное отделение и торпедный отсек. Герберт приказал сбросить десятитонный балласт, но лодка осталась на дне.  В это время на берегу прогуливалась горничная из отеля, которая увидела в воде залива двух человек. Напомню, что дело было в январе, уже не сезон для купания. Она помчалась сообщить об этом по телефону. Что ей сказал в ответ дежурный, передавать не буду. Но её важное сообщение проигнорировали.

Забеспокоились коллеги с Е-50, когда увидели масляные пятна на воде. Первое спасательное судно «Госсамер» прибыло в 22 часа. На судне были водолазы, но не оказалось водолазных костюмов. Нашли какой-то старый с заплатами и доброволец-водолаз спустился к лодке, рискуя жизнью, потому что водолазный костюм протекал. Он обменялся сигналами Морзе с экипажем подводной лодки.

Несмотря на отсутствие спасательного снаряжения, капитан-лейтенант Годфри Герберт и командир К-14 капитан 3 ранга Гудхарт решили подняться на поверхность, чтобы организовать подъём лодки. Герберт предложил использовать для выхода из подводной лодки пространство между внутренним и наружным люками в рубке лодки. Он сумел в ледяной воде всплыть на поверхность. Командир К-14 Гудхарт не смог открыть наружный люк, оказался в западне, и погиб в рубке.

Водолазам удалось подсоединить воздушный шланг к балластной цистерне, её продули, нос лодки показался на поверхности. Её сразу пришвартовали к двум баржам. Прорезали в прочном корпусе отверстие, и через 57 часов после аварии был извлечён последний человек. 32 человека погибли и 48 спасли. Не хватало двоих. Тогда вспомнили сообщение горничной. Действительно, через два месяца волны прибили к берегу тело одного из них.

На следующий день, в 6 часов утра, не выдержали крепления подводной лодки к баржам, и она еще раз нырнула на дно, благо отверстие для спасения людей вырезали достаточное. Потом, когда лодку снова подняли, оказалось, что личный состав БЧ-5 при погружении оставил открытыми четыре отверстия вентиляторов диаметром 940 миллиметров, и остался открытым люк в машинное отделение.

Сигнализация показывала правильно, что люк и отверстия не задраены. В бытность мою военным представителем в конструкторских бюро и на заводах, в конструкторскую документацию всегда вводили, как мы называли, «поправку на дурака», а официально – «на ошибочные действия личного состава», чтобы такие действия нельзя было совершить. В данном случае это не было сделано.

Продолжение http://www.proza.ru/2014/06/13/1403

На фотографии: капсула для передачи сообщений с затонувшей подводной лодки