Смешинки Игоря и Артёма от 5 до 13 лет

Елена Швец-Васина
СМЕШИНКИ ИГОРЯ И АРТЁМА

Игорёшка родился 11 апреля 1974 г., а Артёмка – 6 июня 1985 г.
(г. Днепропетровск).

6 июня 1990 г. Артёму 5 годиков!
В преддверии своего 40-летия отпуск провожу на даче родителей в с. Червона Орилька.

– Мама, почему в этом ансамбле не поют, а только играют? – спрашивает Тёмка, сидя у ТВ.
– Этот ансамбль называется инструментальный.
– А документальные ансамбли бывают?

Сельская тишина, бегание босиком, купание в Орели, изумительные виды закатов очень нравятся пятилетнему малышу. А Игорь всё время порывается уехать в город по своим личным делам (спасать друзей). Артём, услышав, что Игорь вновь собирается в Днепропетровск, воскликнул:
– Да у тебя, братик,  там ухи от машин загудят и начнётся землетрясение мозга!

Как дети быстро растут! И свои, и чужие. В Орильку приезжал Колин сын Андрюша 12-ти лет, мой племянник, который подробно мне объяснял разницу между быком  коровой!

Любимое выражение Игоря – «Не учите меня жить!» И это в 16 лет, чтО же будет дальше?!

Собрались с детворой делать пирожки с абрикосами. А Тёмка говорит:
– Смотрите, делайте правильно: абрикосы внутри, а пирожки снаружи!

– Артём, – говорит бабушка Катя (моя свекрушечка), – ешь хорошо, будешь долго жить. Вот видишь, как я хорошо кушаю!
– А ты, бабушка, и так долго живёшь!

Если я чем-то занята и не слушаю, что говорит мне младший сын, он говорит фразу, которой научился  у соседского Саши:
– Мама, я тобі кажу чи до німців?!

Измучившись непослушанием сыновей, рассказала Тёме сказку:
– Жили-были папа с мамой и сыном-школьником. Сын ничего не помогал маме, плохо учился и его выгнали из школы. Мама очень плакала и умерла.
– От чего умерла?  – спросил Артём.
– От разрыва сердца. И остался мальчик один с папой.
– А чего же папа не умер? – удивился Тёмка.

Получила премию, купила торт, лимонад, гвоздики и зову кушать:
– У нас маленький праздник!
– Если праздник, то доставай вино и водку! – «выдал» Артём.

Артём капризничает в кроватке. Нужно спать, а он мне:
– Поставь пластинку с «Брементскими музыкантами»! Расскажи немедленно сказку! И укрываться не буду, если не сделаешь то, что я говорю!
– Если не будешь укрываться, то простудишься и заболеешь.
– Так тебе и надо! Сама будешь меня лечить!

Играли в прятки. Я спряталась в кроватке Артёмки. Кричит:
– Папа, поищи маму! Её нету ни в моей постельке, нигде нет!

Долго вычитывали с бабушкой Катей Артёму за то, что он по дивану бегал в тапочках. Слушал, слушал нас и говорит:
– Мне ваш президиум надоел!

– Мама, подарить тебе кораблик, что я сам сделал?
– Подари лучше мне себя, Тёмочка!
– Так я же и так твой!

Артёму 5,5 лет. Игорю 17 лет.
В садике воспитательница спросила у Артёма, где его брат Игорь.
– Он полюбил девушку с ребёнком и уехал.
– Может, женился?
– Нет, просто полюбил.

Воинствует мой младший:
– Как наряжусь пиратом и буду убивать всех пьяных и наркоманов!

Тёмка сочинил сказку, которая начинается словами: «Жила-была девушка на пороге Любви…»

Артём не любит мясо, колбасу. В курице ест только белое мясо. Слышу, сочиняет сказку: «Жиди-были братик с сестрой. Родители их умерли, им нечего было кушать, так они ели даже серое мясо…»

Разговаривала с Тёмкой о республиках, нациях и национальностях. Спросил, кто мы по национальности.
– Я – украинка, а папа – русский, – ответила я.
– А я?!
– А ты в 16 лет можешь взять себе любую национальность из наших с папой.
– Я, конечно, хотел быть русским, но так как больше всех люблю тебя, мама, запишусь украинцем.

Были в гостях у подруги. Артём с удовольствием играл с её сыном Олежкой в компьютерные игры (а я сожалела, что не имею пока возможности купить сыну ни компьютер, ни магнитофон). Вдруг Олежка говорит:
– Тётя Лена, ваш Артём не умеет себя вести.
После долгих уговоров рассказать, в чём же дело, Олег сказал:
– Он обозвал меня шкафом с дыркой.

– Артём, ты помыл за собой тарелку?
– Мужчины должны воевать, а не мыть посуду!

Артёму 6,5 лет.
– Мама, а правда, что Ленин скинул с трона царя, чтобы люди лучше жили?
– Да, сынок.
– А почему же мы до сих пор бедные?

Папа отлил сыну немного чая из своей чашки. Артём тут же:
– Не буду пить этот чай, вдруг папой стану!

Артём, делая мне причёску на свой лад:
– Мама, ты теперь молодая, как старый Новый год!

– Я сейчас сделаю тебя настоящей женщиной! – сказал Артём, расчёсывая мне волосы.

После того, как мы с Тёмкой сделали «Поле чудес» и отнесли игру в садик, он стал готовить к 8 марта для детей игру «Любовь с первого взгляда»…

Артём смотрел газету «Труд» и вдруг говорит:
– Мама, вот для тебя кулинария!
Смотрю, а там статья с названием «Аренда на постном масле».

Артём, разглядывая фотографию выпускной группы садика:
– Мы так бесились с Алёной, Костей, Лесей на выпускном утреннике! А вообще на этой фотографии все бешеные…

Любимое блюдо Тёмки – вода с сахаром, рецепт которого он записал в свою кулинарную книгу. А ещё с удовольствием готовит и ест домашнее мороженое: сметана, сахар, яйцо, фрукты.

Артёму 7 лет.
Лето в селе Орилька на даче моих родителей. Артём постоянно просится с дедушкой Ваней ловить рыбу.
– Я, наверное, так и не попаду на ночную рыбалку в этом детстве.

Артём – первоклассник гимназии с украинским языком обучения и английским с 1-го класса. Плюс «Петриковская роспись», «Хореография» и музыка по классу фортепиано. Успехи, пятёрки. А у меня – шалит сердце от разных проблем, я постоянно на сердечных каплях. Артём, подойдя близко ко мне:
– Мама, от тебя болезнью пахнет!

Наелся сверх меры вкусного печенья, что я испекла:
– Мама, ты меня заболезнила печеньем!

Артёмушка очень любит меня лечить и причёсывать, мечтает стать врачом или парикмахером. Делая мне причёску, обычно волосы поднимает наверх, приговаривая:
– Женщина красива, когда у неё открыты ушки.

Артёмка сам сшил фартук (на уроке труда в школе) и подарил мне. Любит делать подарки-самоделки: то блокнотик, то кошелёк из бумаги, то связал цепочку крючком из ниток, то нарисует что-то из мультиков и приколет к рисунку деньги из подаренных ему – таким образом поддерживает и морально, и материально свою маму.

Перед отъездом в Орильку после окончания 1 класса:
– Артём, не бери эти кубики в деревню, будешь дома ими играться!
– Ну когда мне, мама, тут играться: то школа, то музыка, потом армия, потом институт, потом женюсь – когда же играть здесь этими кубиками?!

– Мама, ну зачем ты сделала завивку, ведь ты знаешь, что я люблю делать причёски из твоих плоских волос!

Артём, собираясь помочь мне обрисовать входную дверь китайским карандашом от тараканов, сказал:
– Раз этот карандаш – отрава, я надену медицинские халат и шапочку, рукавицы и налицовник.  Ведь это у животных – намордник, а у людей – налицовник. Да, мама?

Артёму 8 лет.
Обе четверти в обычной и муз.школе – на «5».
Мой второклассник помогает мне стирать. Вытаскивая нижнее бельё отца из стиральной машины, говорит:
– А вот и папины лосины!

– Мама, я хочу тебя омолодить хотя бы на год – буду делать операцию. Мне нужен нож и вата, чтобы кровь вытирать.
– Ты что, сынок, я не хочу такой операции!
– Ну что ж… обойдёмся без ножа. Давай сюда тени для бровей и самую импортную пудру! Будем делать маникюрность лица!

Артёму 8,5 лет.
– Мама, мне нужен пупсик. Моя кукла Джессика ждёт ребёнка. А ещё нужен папа, кукла-папа.
Научился вязать.
– Мам, а ты умеешь набирать петли? Я хочу связать Джессике шарфик.
– Уже забыла, сынок. Давно не вязала.
– Ничего, со временем научишься, я тебе покажу!

Сидим, как сейчас говорят, «за чертой бедности». Артём, видя всё это, говорит:
– Мама, вместо школы я хотел бы работать, чтобы как-то помочь тебе в этой жизни.

Мы с Артёмкой ходим в музеи, в православную церковь, читаем детскую Библию. Ибо прав кинорежиссёр Никита Михалков, сказавший в передаче «Крик души» о духовной разрухе и осквернении памятников: «Наша молодёжь – результат воспитания в безбожии и отсутствии уважения к собственной культуре».

– Мама, ты знаешь, что такое оральная музыка? – услышала я и замерла от такого вопроса. – Это когда сильно орут и поют! – продолжил Артём.

Артём поздравил меня с Пасхой:
В этот наш прекрасный день,
Мама, будь ты веселее.
У тебя и так пропала лень,
Ведь ты делаешь работу, которая труднее!

Артём подбирает мелодии на ф-но из полюбившихся кинофильмов. Например, мелодию из «Твин Пикс» – многосерийного детектива с элементами сюрреализма и фантастики. Однажды повторил мелодию из рекламного видеоролика, не зная, что это – «Ода к радости» из 9-ой симфонии Л.Бетховена.

Посмотрели по ТВ фильм «Графиня Шереметева» с Ростоцким и Дарьей Юрской в главных ролях (за Юрскую изумительно пела Т.Куинжи, доселе мне неизвестная). Фильм понравился, оставив ностальгическую боль о судьбе крепостной актрисы театра графа Шереметева – Прасковьи Жемчуговой. Насмотревшись на императорские приёмы в фильме, Артём предложил:
– Сейчас ты будешь императрицей, а я – твой служебный (он забыл слово «лакей»).
Подал мне в постель кофе с бутербродом и спросил, чего я ещё желаю. А я и говорю:
– Мороженое «Марс» или «Сникерс»!
Сын побежал в кухню, а я стала гадать, что же он принесёт. Когда с поклоном подаёт на подносе листок, в котором написано: «Записка от императора. Мороженого нету!»

– Ты чего так сильно кричишь, Артём?!
– Это я своих солдатиков учу кричать по-зверски, чтобы монстров не боялись!

Артёму 9 лет.
Лето на даче у моих родителей в Червоной Орильке.
6 июня, в день рождения, младший сын получил от папы с мамой в подарок велосипед. И упал с него. В результате рассёк ногу под коленом стеклом, брошенном на дороге. Два месяца ушло на лечение. Однажды у рентгенкабинета я сказала сыну:
– Тебе здесь снимут кость на ножке.
– Как – снимут? А это не больно? Снимут, а потом на место вставят, да?

Папа с Артёмом ездили забирать из роддома Валю, соседку по даче, родившую дочку. По приезду Тёмка рассказал:
– Кода мы с папой на роды ездили, была такая хорошая погода!


Артёму 9,5 лет.
– Мама, ты совсем меня на край дивана сдвинула – видишь, как я съёршился и сейчас упаду!

22 ноября 1994 г. на Областном телевидении проходила телевизионная передача «Добрый вечер, друзья!» с участием Ады Роговцевой, куда я была приглашена в качестве сопровождающей народной артистки СССР.
– Ты что там, мам, будешь делать? – спросил Артём.
– Ничего, просто сидеть как гостья.
– Ну, хоть бы на телефонные звонки отвечала, что ж просто так сидеть!

Тёмка пел песню из репертуара Ирины Аллегровой «Суженый мой, ряженый» и вдруг спросил:
– Почему «суженый», а не «уширенный»?

После какой-то полит.передачи по ТВ Артём изрёк:
– Я бы на месте президента Кучмы унизил бы народу налоги!

Какая радость вливается в сердце, когда мы с Артёмом совосхищаемся то ли игрой гитариста Алексея Кузнецова на ТВ-джазфестивале, то ли одними и теми же эстрадными исполнителями (напр., С.Ротару, Патрисией Каас, Тамарой Гвердцители), или же симфонической музыкой (я купила аудиокассеты с классикой – Шопен, Равель, Мендельсон). Артём сам сочиняет маленькие музыкальные пьесы и записывает их в нотную тетрадь.

Артёму 10 лет, Игорю 21 год.
После настольной игры в игру «Бизнесмен» Тёма говорит Игорю:
– Я скоро куплю себе компьютер!
– Это за какие деньги, Артём?
– Ну там подарки родителей или какое наследство…

– Мама, что ты бежишь вприпрыжку, как пятиклассница?
– А что, Тёма, это плохо?
– Да мне не нравятся пятиклассницы. Вот от 20-ти до 30-ти – это да!

– Мама, молоко убежало, т.к. ты забыла положить в кастрюлю «дворник».
– Может, «сторож», а, Артём?
– Ой, конечно, «сторож»!

– Мам, а эти вещи – самовар, ложки – вам вместо зарплаты дают?
– Нет. Мне это дали как одной из лучших сотрудниц бухгалтерии.
– Мама, не одной из лучших, а самой лучшей!
Подумав, сказал:
– Нет, ты на втором месте, а на первом – твоя начальница, гл.бухгалтер Валентина Михайловна.

Итак, за зимнее-весеннее-летне-осенними листками календаря рождались всё новые и новые стихи уже далеко не прекрасной Елены:
…Я – Женщина с душой ребёнка –
Ушла. Меня мои вериги ждали…
  Однажды, глядя на себя в зеркало, сказала:
– Как стареть не хочется!
И тут же младший сын, стоящий рядом, со вздохом произнёс:
– Думаешь, мне, мама, хочется?!

Артёму 11 лет.
Ехал как-то Артём в лифте с соседкой.
– А, это ты, маленький пианист?
– Угу.
– Ты ходишь в муз.школу?
– Да.
– Ты любишь музыку?
– Да.
– А кем ты будешь, когда вырастешь?
– Бухгалтером!

Артёмину «Байку про лисицю та зайця» напечатали в международном ежемесячнике «Борисфен». Отксерив несколько экземпляров страницы с «Байкой», подписал два листа Ире Стессель и Оле Гоц – дочкам моих сотрудниц, компьютерных операторов.  Затем взял третий лист.
– А это кому? – спрашиваю я.
– А это третьей твоей сотруднице – Татьяне Харитоновой.
– Но ведь у неё нет детей, она сейчас только ждёт ребёнка!
Артём всё равно подписывает: «Майбутній дитині Тетяни Харитонової від автора Артема Васіна».

Были с Артёмкой в художественном музее на очередном свидании с полотнами великих. Долго не могли отойти от картины «В мастерской» нашей землячки Марии Константиновны Башкирцевой, где она изобразила себя в центре в голубом платье. Родилась в 1886 г., умерла в 24 года в Париже от туберкулёза. Живописью стала заниматься с 19-ти лет и за 5 лет написала около 150 картин! От полотна, ездившего в Париж на 110-летия со дня её рождения, веяло чем-то зыбким, нежным, щемящем и в то же время вечным…  Поленов, Репин, Коровин, Айвазовский, Куинжи, Волошин, а также живописцы украинского происхождения Боровиковский, Левицкий, Пимоненко  – какие судьбы, подчас трагические!

Артёму 12 лет.
Пощекотала сына, побаловалась. Артём серьёзно, с укором:
– Ну что ты, мама, как в детском садике! Хоть бы как в школе, а то как из садика!

– Вот поросёнок! – сказала я на Артёма, который после еды не убрал крошки за собой.
– Я не поросёнок, а бычок! Ведь я родился в год Быка!

– Мам, мне повезло, я получил «2» по контрольной по географии.
– Вот это «повезло»!
– Все получили двойки, только один отличник – «3», так ему эту оценку учительница выставила в журнал, а я со всеми остальными буду переписывать контрольную!

– «Политик, дающий пустые обещания», – прочитала я вслух задание в кроссворде.
– Кучма! – закричал Артём из соседней комнаты.

– Мама, вообще-то на родительские собрания должен ходить папа. Ведь по-украински родительские собрания – это «батьківські збори» а не «материнські»…

Артём с 7 класса начал изучать физику. Папа, в целях углубления знаний, долго рассказывал сыну о I и II законах Ньютона, а Артём слушал отца рассеянно. Я спросила:
– Ну что, Тёма, чем же отличается первый закон Ньютона от второго?
– Номером! – ответил Артём.

Я горжусь младшим сыном. Имея слабую четвёрку по физкультуре, он с двумя арбузами в сумке догнал мальчишку-беспризорника и вернул свои 9 гривен, которые этот мальчишка вытащил у Артёма из джинсов.

Артёму 12,5 лет.
12-13 марта 1998 г. в музыкально-драматическом театре им. Т.Шевченко проходил областной литературно-музыкальный праздник «Соборы наших душ» им. Олеся Гончара, где мой Артёмушка занял I место в конкурсе юных композиторов (номинация «Академическая музыка»), был награждён дипломом и японским фотоаппаратом. Артём сочинил «Новогоднюю сюиту» и играл из неё фортепианные пьесы «Дед Мороз» и «Снегурочка», а также «Веснянку» для ф-но, скрипки и гобоя.

В день 24-летия старшего сына Игоря, находящемуся далеко от нас, я написала стихотворение «Сказ о Корабле и Дельфине», посвящённое сыновьям, а затем и музыку к нему. Артёмка, мой первый слушатель, сделал, как всегда, свои критические замечания.
– Тёмочка, а тебе вообще нравятся мои стихи?
– Мне бы они нравились, если б там всё кончалось хорошо. А у тебя, мама, они очень грустные. Ну представь, у тебя Снегурочка бегала-бегала, пела-плясала и застрелилась!

Мы с Артёмом от детско-юношеского киноцентра «Веснянка» выступили в прямом эфире на радио в передаче «Дядя Стёпа» станции «Радио-премьер».
Артём прочитал свою «Байку про лисицю та зайчика» и сыграл собственные  фортепианные произведения, а я исполнила свои стихи, одно из которых было посвящено младшему сыну и заканчивалось благодарными словами в адрес его преподавателя по композиции – композитора Вероники Станиславовны Кафаровой:
И пусть овации негромки,
Что достиженья всё же славны,
Прежде всего обязан Тёмка
Ей – Веронике Станиславне!

Окрылённые «эфирным» приобщением, побывали в Историческом музее, экспонаты которого с каждым посещением приобретают новый смысл. Артёмку заинтересовали картины с образами правителей нашей страны, Екатерининская карета, текст письма запорожских казаков турецкому султану из известной картины Ильи Репина. А меня – законы прошлых веков о податях, налогах, иные – в подлинниках, а некоторые – в факсимиле государей. И я констатировала, что законы о налогах, штрафах и тогда были не менее запутанные, чем современные.

Артёму 13 лет.
Артём участвовал в фестивале польско-украинской музыки им. Ф.Шопена, проходившем в ДК УВД, где получил грамоту и польские конфеты за исполнение «Мазурки» польского композитора М.Огинского и «Колискову» украинского композитора С.Людкевича. Как жаль, что Бог не дал таких способностей старшему сыну и Игорь увлекался лишь футболом!
Овеянные трепетом от соприкосновения с вечностью, окунулись в будни бытия.

В моё 48-летие мы с Артёмкой, захватив подаренный мною к 13-летию сына синтезатор, устроили «Угадай мелодию» для моих сотрудников.
Этот год – счастливый для Тёмки. Я получила зарплату сразу за целый год и купила долгожданный компьютер. Радости  младшего сына не было предела. теперь снова часто сидим на хлебе и чае, зато у нас есть синтезатор и компьютер!

Пролетали разные праздники, дни рождения, печальные и горестные события… Но увлечения творчеством помогали и продолжают помогать всем нам сохранить светлые ростки Души, оставаться ребёнком в любом возрасте и выживать в очередной раз для новых страданий и свершений.



На фото: 1 сентября 1992 г. Юрий Васин с женой Еленой и сыном-первоклассником Артёмом.