Смешинки Игоря и Артёма от 3 до 5 лет

Елена Швец-Васина
СМЕШИНКИ ИГОРЯ И АРТЁМА

Игорёшка родился 11 апреля 1974 г., а Артёмка – 6 июня 1985 г.
(г. Днепропетровск).


Артёму 3 года. Игорю 14 лет.
Мечтаем с Артёмкой, как поедем летом в село Червона Орилька, где мои родители купили дом с огородом.
– Тёмочка, вот поедем в Орильку, заведём себе собачку…
– А как заведём – ключиком?

Весь июнь мы в Орильке. Чудный воздух, простор, деревенский уклад жизни, деревенские запахи, аисты на крышах – просто сердце отдыхает. Артёмка от соседских детей научился фразам на украинском языке. Представьте, зовёт:
– Мамо, сідай, будемо їсти!

В Орильку приезжали родичи из Москвы – мамин брат Валера с дочкой Светой. Артём часто вспоминал, как Светланка нашла в реке Орели ужа. Я, чтобы развить мышление сына, спросила:
– А на что был похож этот уж?
– На Светочку!

Перед сном я рассказывала Артёмке сказку про московских родственников:
– Жили-были Светланка и Олежка. Их маму звали Люда, а папу – Валера…
– А как звали Светочку? – спросил, засыпая, Тёма.

– Мама, испеки мне торт «Муравейник»!
– Вот настанет мой день рождения – спеку.
– Пусть он завтра будет! Я тебе подарю большую-большую, прекрасную-прекрасную машину «Жигули»! Восьмёрку!
– А где же ты денежки возьмёшь?
– А у тебя в сумочке!

Игорёшка (14-ти  лет) был в лагере труда и отдыха, заработал первые рубли в своей жизни. Купил в честь этого «Рассказы и фельетоны» Я.Гашека. Ну, молодец, ну, удивил!

– Артёмушка, ты что, кашляешь?
– Да! Кашляю, чихаю и икаю!

– Артёмка, зачем ты живёшь?
– Чтобы поехать в Орильку!

Недалеко от Орильки есть село Бабайковка. Артём считал, что там живут Бабайки, которых он боится, но о которых говорит постоянно, сочиняя сказки.  Однажды в поликлинике:
– Тебя Артём зовут? – спросила врач.
– Нет, Бабайка!

– Мама, в Бабайковке живут Бабайки, а в Игнатовке – Игнаты?

Артём любит засыпать под пластинку анс. «Секрет». В садике, на вопрос, какая его любимая песенка, сын ответил:
– «Моя любовь на пятом этаже»! Это «Секрет» поёт!

Артёму 3,5 года.
– Мама, а мы поедем в Москву, когда я вырасту?
– Да, конечно. А где мы там будем жить, Тёмочка?
– Как где?! У дедушки Ленина!

«Выступает» с трубой от пылесоса вместо микрофона, объявляет:
– Музыка Аллы Пугачёвой. Исполняет София Ротару.

Артём нарисовал собачку.
– А где же у неё ушки, Тёма?
– А вот они (рисует круглые ушки с точкой посредине круга).
– Что это за точки?
– А это собачка слышит топот – кто-то бежит.

– Когда я вырасту, у меня будет сынок и дочка.
– А как ты, Тёмка, их назовёшь?
– Руслан и Машенька.

Учили как-то с Игорем теорему косинусов по геометрии. Игорь прочёл формулировку теоремы:
– Квадрат любой стороны треугольника равен сумме квадратов двух других его сторон без удвоенного произведения этих сторон на косинус угла между ними.
– А теперь запиши, – говорю я.
Игорь написал: а2 = в2 + с2
– А дальше, ведь это не всё!
– Но там же сказано: «…без удвоенного произведения…», – зевнув, произнёс старший сын.

Увидев моль, вылезшую из своей куколки, Тёмка воскликнул:
– Мам, вон жук и жучка!

– Мама, дай мне ещё грелок, – сказал Артём, показывая на гренки.

– Мама, поставь мне пластинку «Алла, которая устала».

– Мама, посмотри, телевизор балуется! – показал Артём на неоднократный срыв частоты кадров нашего ТВ.

Артём – папе, только что пришедшему с работы:
– Иди и поздоровайся с моей мамой и поцелуй её!

Артёму 3 года 9 мес.
– Тёмочка, если в трамвае все места заняты, а зайдут старик со старушкой и станут возле сидящего мальчика, то что нужно сделать?
– Нужно сделать так, чтобы они перешли в другой вагон!

В садике на дневной прогулке собрался идти в гости к девочке Лесе, которая живёт в доме рядом с садиком. Воспитательница еле успела остановить беглецов.
– Мне в садике нравится девочка Леся, а Маринка уже не нравится – она же в кроватке уписалась!

– Мама, дай водички!
– А где волшебное слово, Тёма?
– Спасибо, пожалуйста, извините!

– Мама, а к нам приедет бабушка Катя?
– Нет, Артёмка. Она заболела.
– А ты позвони, пусть приезжает – я её вылечу!

Таинственным шёпотом:
– Мама, ты знаешь на кого ты похожа? На тётю! А папа – на дядю! А я – на мальчика!

– Мама, посмотри, что на улице творится! – говорит Артём, стоя у окна.
– Ничего не вижу, сынок.
– А я головой верчу в разные стороны – посмотри, что там, на улице, делается!

Артёму 4 года. Игорю 15 лет.
– Артёмка, кто красивее – папа или мама? – спрашивает старший брат.
– Я! – отвечает младший.

Артём играет на дудочке с клавишами «Чижик-пыжик»! Читает по слогам и пишет их.

– Балуешься, не слушаешься – не буду с тобой играть! – говорю я Артёму.
А он «выдал»:
– А ты старая баба некрасивая, только губки красивые, а лицо – нет!

Пишу, а мой маленький разбойник, лёжа в кроватке, поёт во весь голос:
«Я хочу быть с тобой! Я хочу быть с тобой! С тобой, своею бедой!» (это из репертуара анс. «Наутилус Помпилиус»)

Артёму 4 года 2 мес.
Артём читает слова! Правда, это занятие ему быстро надоедает и он сочиняет окончание слов. Например, читал слово «Ленинград». Прочёл «Ленин…» А дальше говорит: «Ленин – Горбачёв!»

Одна из любимых игрушек младшего сына – старый плюшевый котёнок. Каждый раз, куда-нибудь отправляясь, спрашивает:
– А мы возьмли котёнка, не забыли?

Я рассказывала Тёмке, что в дедушку Ленина стреляла плохая женщина и он после этого умер. Подумав, спросил:
– А мой прадедушка Аким тоже умер потому, что в него кто-то стрелял?

Затаив дыхание, слушал, как бьётся моё сердце.
– Ну, как оно стучит?  – спрашиваю.
– По пузику!

Игорь поступил в Техникум промышленного транспорта, будет техником-механиком подвижного состава. Слава Богу! А то чтО я только ни делала, кАк ни уговаривала, чтобы он готовился в школе и поступал в техникум. Напр., за каждую положительную оценку давала соответствующее количество рублей: за пятёрку – 5 руб., за четвёрку – 4 руб. А он мне:
– А за двойку дашь 2 рубля?

В день моего 39-летия Игорёшка приятно удивил меня: на ранее собранные деньги преподнёс томик М.Цветаевой и розы. А Артёмка пообещал, мол, когда вырастет, купит мне цветы ещё красивее.

Отпуск провели с Артёмкой на даче у моих родителей – в селе Червона Орилька. Однажды Артём заснул с дедом Ваней. Спросонок не разобрал и говорит:
– Я думал, что сплю с мамой, смотрю, а волосиков-то нету! (мой папа лишился волос в 30 лет, будучи лётчиком на военной службе)

Выслушав басню И.Крылова «Ворона и Лисица», Артём предложил:
– Пусть Ворона сначала проглотит сыр, а потом уже каркнет!

– Мама, а часовой – это солдат, который охраняет часы?

– Мама, это какая змея нарисована?
– Гадюка.
– Бандюка? – не расслышал сын.

– Мам, а мне будет 5 лет, когда будет 6 годиков, да?

Папа хихинул над неправильно произнесённым Тёмкой словом. Тот, не выносящий смеха над собой, закричал на отца:
– Уходи! Чтобы я тебя не видел отсюдова! Нельзя на меня улыбаться!

Игорь чуть не принёс из техникума двойку из-за Артёма. Открыл дипломат на занятиях, а там вместо тетрадей и учебников – книжечки «Колобок», «Маша и Медведь» и т.д.

Артёму 4 года 4 мес.
Ходит в садике на муз.занятия и англ.язык. Запомнил стихотворение на англ.языке:

Good morning, good morning,
Good morning to you!
Good morning, good morning,
I glad to see you!

Тёмка увидел буквы, написанные прописью.
– А ну прочти! – говорю ему.
– А я такие расписные буквы не понимаю!

– Мама, знаешь на кого похожа вон та девочка? На Костину курточку! (Костя – друг в садике)

Игорь заболел желтухой. 29 октября – день рождения Комсомола и бабушки Кати – был омрачён болезнью Игорька. Один Артём бегал и радовался жизни, сочиняя на ходу: «Спасибо бабушке Кате, что дала маме новый халатик!»

– Мама, я не буду есть эти яблоки, они водичные! (оказалось, водянистые)

После телесеансов психотерапевта Кашпировского Артём посадил всех зверюшек и кукол в кресло, встал перед ними и что-то бормочет.
– Артём, ты во что играешь?
– В Кашпировского!

– Артёмка, иди спать! – сказала я, не глядя на сына и увлёкшись разглядыванием фотографий. Когда очнулась, оказалось, что Артём крепко привязал меня верёвкой к спинке стула.
– Вот попросишь прощения за то, что укладываешь меня спать, тогда развяжу, поняла?!

– Мама, отгадай загадку: «Если все буковки написать правильно, а букву «я» – вверх ногами, чтО будет?
– Не знаю, малыш.
– Да если перевернуть листок, то все буквы будут кверху ногами, а буква «я» – правильно!

Задумала написать письмо композитору Вл. Матецкому о том, что я сочинила другую музыку к его песне «Я уезжаю» на стихи М.Шаброва (из репертуара Софии Ротару) и, как мне кажется, эти стихи в моей муз. интерпретации приобрели более сильную смысловую нагрузку. Но сыновья разубедили меня, мол, вряд ли столичные мэтры это признАют.

Артёму 4,5 года, Игорю 15 лет 9 мес.
Играют в шашки, шахматы.

– Артём, ты снова не убрал игрушки на место, а ты, Игорь, – свою постель! – говорит папа. – Смотри, Артём, не будешь убирать свои вещи, то вырастешь таким ленивым, как твой старший брат!
– Это ты такой, как братик – ничего маме не помогаешь!

– Мама, когда я вырасту и стану взрослым, как братик, не забудь купить мне мотоцикл, часики и фотоаппарат!

Моей крёстной маме Клаве, профессору философии Киевского госуниверситета, исполнилось 70 лет (она до сих пор моложава, современна, энергична среди своих студентов). Мы ей сделали праздничный альбом с юмористическими страничками. Артём нарисовал Кремль и долго кряхтел, подписывая рисунок: «Бабусе старушке Клаве от Артёма».

– Когда я вырасту большой, – мечтает Тёмка, – то зайду в ванную, закроюсь, ручки помою, а зубки не буду чистить!

– Артём, если ты не хочешь убирать игрушки, то я не буду с тобой играть, а буду играть сама в свои игры.
– Ну какие у тебя, мама, игры – стирание да убирание!

После чтения сказок:
– Мама, ты – принцесса, а ты, папа, – сапожник!

11 апреля 1990 г. Игорьку – 16 лет.
Не верится, что у меня такой взрослый сын – высокий (1м 80 см), красивый (занимается культуризмом) и такой ещё глупый – не хочет учиться. Не без труда взял академ. отпуск в техникуме – не приложил никаких усилий, чтобы наверстать пропущенные 2,5 месяца из-за желтухи. На празднике в честь 16-летия старшего брата Артём, как всегда, начал при гостях «беситься» и разбил губу о голову моего брата Коли.

В очередной раз увидев, как курит его папа, брат Игорь и мой брат Коля (его крёстный), Артём спросил у меня:
– А зачем люди курят?
– Курить очень вредно. Кто курит, тот сильно болеет.
– А почему я – не курю, а всё время болею и болею?!

– Мама, послушай маленькую-маленькую сказочку: «Бежал заяц, бежал и сдохнул».

– Мама, давай не будем сказки на ночь рассказывать, а просто поговорим.
– О чём же, сынок?
– О космосе. Расскажи про летальные тарелки и кто такие ынопланетяны.

– Мам, отгадай мою загадку: без ног, без рук, а поёт!
– Ой, не знаю, сына.
– Магнитофон!

Баловался и в очередной раз набил шишку. Теперь загадку младшему сыну задала я:
– Не ёлочка, а с шишкой, кто это?
Смеётся.

Люблю баловаться, как маленькая. Муж принёс торт со скрипичным ключом на взбитом белке, а я намазала губы толстым слоем этого белка. Артём сквозь смех закричал: «Кловун, кловун!». Я быстро перецеловала сына с мужем и стало три клоуна!

– Папа, мы скоро поедем к дедушке и бабушке в Орильку и будем на ставке ловить рыбу?
– Да, Артём, скоро. И, конечно, возьмём с собой удочки.
– Буду я удочкой по одной рыбке тянуть! Лучше сразу сетку взять!

Слышу как-то, что Артёмку его детсадовский друг Костя зовёт «Васька-Тараська». Увидев меня, Костя замолкает и уже в спину мне несётся его вопрос к другому мальчику:
– Правда, Артёмина мама красивая, а Артём – нет?
Тот отвечает, даже не взглянув на меня:
– Ага!
Я иду домой с Артёмом и, улыбаясь, констатирую, что всегда нравилась малолеткам или старикам.

– Мам, а что такое «фрукты»?
– Это яблоки, груши, сливы… А ты знаешь, Артёмка, как одним словом называется капуста, морковь, буряк, картошка?
– Знаю, это борщ!




На фото: 1986 год, г. Марганец Днепропетровской обл. Аким Федосеевич Швец с правнуками Артёмом (2 г.) и Игорем (12 лет)