Смешинки Игоря 11 - 13 лет и Артёма от 1 года до 3

Елена Швец-Васина
СМЕШИНКИ ИГОРЯ И АРТЁМА

Игорёшка родился 11 апреля 1974 г., а Артёмка – 6 июня 1985 г.
(г. Днепропетровск).

Артёму 10 мес.
Бабушка Катя учила говорить внука Артёма своё имя:
– Скажи: Ка-тя.
А он ей:
– Ка-ка.

Увидел старшего брата Игорька, пришедшего со школы, и вдруг произнёс с лучезарной улыбкой, показывая пальчиком:
– Ига!

Артёму 11 мес., Игорю 12 лет.
Именно старший брат выбрал имя для меньшего брата, именно Игорь научил ходить одиннадцатимесячного Артёма.

Артёмка с удовольствием бренькает на пианино. Достаёт ноты, «играет», переворачивая страницы. Может, хоть младший сын пойдёт в маму… Но, в то же время, – бредит машинами.

Артёму 1 год.
Очень боится пылесоса и стиральной машины.

Какое счастливое время! Дети ещё маленькие, мы, родители, относительно здоровы и молоды, наши близкие ещё живы.

Жестом говорит «спасибо» – кланяется аж до пола.

– Как тебя зовут? – спрашиваю.
– Ынка! – отвечает Тёма.

– Пожалей Тёму! – говорю сыну.
Тёмка гладит себя по головке, по ножкам, животику – ишь, как любит себя!

Танцует под музыку, особенно под джазовую – вертит ручками, кружится или качает бёдрами туда-сюда.

Залазит на стул, говорит: «Пы!» и пытается прыгнуть.

Тётя – тютя
братик – бати
Лена – Ена
Надя – Натя
Ваня – Аня
Катя – Кака
пылесос – пы…
белка – бе…
машина – ма…

Артёму 1,5 года
Тёмка, улучив момент, когда я была занята, решил «помочь»: взял веник, намочил его в тазике с замоченными штанишками и начал вытирать пыль с пианино! Я нашлёпала его, а он хохочет.

Купили двух попугайчиков, которых Тёма назвал Гога и Гага. Клетку с попугаями поместили в комнате Игоря. Тёмка подбежал к Игорьковой комнате, постучал в дверь, зовя Гогу, Гагу или Игу (Игоря), и пальчиком погрозил: «Ню-ню-ню!» – чтобы попугайчики не кричали, а Игорёк впустил в свою комнату.

Мальвина – Мавия
Буратино – Бабанина
часы – тяти
нож – ноть
нос – нось
рука – кука
рыба – ыба
солдат – адат
открытки – акыкы
трактор – какэ
брысь – бысь
лобик – бобби
хлеб – хеб
машина – манина
Игорёк – Игокок
Волга – Ога

Артёму 1 год 9 мес.
Считает пальчики: ась, два, ти, девить, десить.

Зовёт брата:
– Игогоцек, падём на куху кусить!»

Тёма-задавака – Тёма-дядядяка
тапочки – тапики
умница – умися
Алёша – Аося
Машенька – Масика
мамуля – мамуя
молоковозка – макоська
магнитофон – макетон
хочешь – тотесь
посмотри – посоти

Знает стишок «Наша Таня громко плачет», рассказывает его со своими комментариями, в своём порядке. Сердится, если исправляешь его, кричит: «Не тутонить мясик в лечке!»
А стишок «Идёт бычок, качается» заканчивает словами: «Не надо упадАть!»

Муж стоял на табуретке, вкручивая лампочку. Тёмке срочно понадобилась именно эта табуретка.
– Пап, убели нозьки!
– Куда, Тёмочка?!
– На полоцьку!

Различает марки машин на улице, а мотоцикл с машиной – по звуку.
Однажды играл с папой машинкой – моделью «Москвича». Папа решил подтрунить над сыном и говорит:
– Тёма, это не «Москвич», это «Жигули»!
– «Зигули», – как эхо повторяет сын.
– Да нет, это не «Жигули», это автобус! – продолжает папа.
– Абодя (автобус) – повторяет Тёмка.
– Да нет, это грузовая! – говорит отец.
Тёма, лукаво глядя на папу:
– Неть, этя тактол (трактор)!

Плоды «воспитания» старшим братом:
– Как дела, Тёмочка? – спрашиваю я.
– Сикось-накось!
– Ты у кого научился?!
– У блатика! Ласти болсой, не будь лапсой!

– Тёма, что тебе подарить на день рождения? – спрашивает Игорёк.
– Копеечку и тотик (тортик).
– А ещё что?
– Гугой тотик (другой тортик).

Рассказывает, как гулял на улице с Игорем:
– Там была собачка, она испугалась Артёмочки и загавкала, а Артёмочка заплакал…
Очередной раз опозорился в штанишки. Бабушка Надя (моя мама) взяла ремешок:
– Что нужно сказать? Я спрашиваю, что надо было сказать?
Тёмка, собираясь плакать и закрывая попку:
– Надо было сказать «позалуйста»!

Артёму 2 года. Игорю 13 лет.
Проснулся рано, мы ещё не ушли на работу.
– Мама, ласкажи сказочку.
– Мне надо идти на работу.
Укоризненно сам себе:
– Маме надо идти на лаботу, а ты говолишь – сказочку!

– Тёмочка, откуда ты такой красивый взялся?
– От мамы!

Я записала на магнитофон свои песни. Бабушка Катя (моя свекровь), услышав, воскликнула:
– Ой, Толкунова!
А Тёмка ей:
– Неть, это мама поёт!

Пишет буквы А, О, Т.

Артёмка пошёл в ясли. С «песнями» и «акробатическими» номерами. Попалась злая няня. Приходит из яслей и рассказывает:
– Тётя дала Тёмочке а-та-та и Тёма проплакал в садике два годика.

Не выносит нравоучений, сразу кричит:
– Не надо! Не надо говолить! Пока не надо говолить!
И так – до тех пор, пока не замолчим.

Отдыхали в лесу «Жемчужина». Повадился ходить к соседям – видно, их «Волга» привлекала. Его, понятно, там угощали – то конфетой, то фруктами. Говорю ему:
– Тёма, нельзя ходить в чужой лагерь, ты понял?
– Понял. Токо за конфеткой можно.

«Играем» с Тёмкой в четыре руки на ф-но. Я играю ритмическую эстрадную музыку, а он – мне в такт – шлёпает ручонками на самых высоких звуках.


Артёму 2 года 3 мес.
Муж уехал в командировку на Арабатскую стрелку – строить базу отдыха его предприятия. Игорёк увлёкся академической греблей, ходит на тренировки на Днепр, возвращается поздно.
Тёмка уже всё на свете перепутал, и если к Игорю приходят ребята, кричит:
– Блатик в командиловке!

Очень скучает за папой. Стоял на остановке трамвая с бабушкой Катей и пристально смотрел на какого-то парня. Б.Катя спросила:
– Ты что, Тёмочка, думаешь, что это твой папа?
Со вздохом:
– Нет, это не папа, но ботиночки папины.

Залез на тумбочку с телевизором и кричит:
– Господи, снимите Тёмочку!

В яслях ведёт себя, как паинька, а дома – рот не закрывается, капризничает и дерётся. Приходится иногда шлёпать по попке. Тогда сердится и кричит:
– Не надо, минэ бона (мне больно)!

В группе дружит с беленькой девочкой Олей, у них даже шкафчики рядом. Помогает ей надеть сандалики (обычно перепутав правую с левой). Однажды приходит с пятнышком на лбу.
– Тёма, это что, от комарика?
– Нет, это Олечка из садика откусила.

Игорёшка удивил – два часа разгружал с ребятами в овощном магазине машину с арбузами, заработав огромный арбуз и несколько яблок. Затем «выдал»:
– Зря ты, мама, пугала меня, что если я буду плохо учиться, то стану лишь грузчиком – это, оказывается, совсем не страшно.

Артём удался в мою маму – свою бабушку Надю – брезглив ужасно. Если в кружке отбилась эмаль, либо попались чаинки или кусочки фруктов в компоте – пить не будет.
– Помой, она глязная! – командует.

Прибежал в кухню, оторвавшись от игрушек:
– Мама, тут не плобегал бегамот и кваквадил?

Рассердилась на старшего сына за его непробудную лень, целый день не разговаривала. К вечеру Игорь подошёл ко мне и попросил извинения.
– Ну что, Тёмка, – обращаюсь к младшему сыну, – простим братика Игоря?
– Да, – отвечает тот.
– А что нужно сделать старшему братику, чтобы мама его простила?
– Принести Тёмочке конфетку!

Что-то подозрительно тихо стало в комнате после какого-то грохота. Вбегаю из кухни  – посреди комнаты перевёрнутый велосипед, а мой ребёнок лежит с закрытыми глазами, раскинув руки.
– Тёмочка, что с тобой?!
Он открывает глаза и радостно:
– Авария!

Артёму 2,5 года
– Мама, я сейчас тебя ущипну!
– За что же, сынок?!
– За носик!

 Артёму подарили шапочку с божьими коровками. Забыл, как они называются, и спросил:
– Мама, это божьи бычки?

Любит сказку А.Пушкина про попа и Балду. Рассказывает:
– Вот Балда говолит пОпу – толоконному лОбу…

Слышу – хнычет. Спрашиваю, в чём дело. Отвечает:
– Я хочу лисовать, а каландашик куда-то заблудился!

Прихожу в садик – Тёмка плачет.
– Что случилось, Тёма?
– Девочка из нашей ясельной группы сказала, что я – немецкий солда-а-ат!..

Муж купил вкусное печенье. Я ела его, читая с интересом журнал «Юность» и не замечая, сколько ем. Тёмка, с тревогой наблюдая, как тает печенье в вазе, сказал:
– Мама, хватит кушать, а то животик заболит!

Артём знает все буквы (кроме й, ь, ъ, ы) и пишет некоторые буквы и цифры, а также знает наш адрес (и дом, и корпус, и этаж, и квартиру). Считает до десяти. Узнаёт на слух песенки с первых нот. Если я пою грустную, а не весёлую песню, кричит:
– Мама, не пей!

Ревнует меня к старшему сыну и, особенно, к мужу. Если увидит, что мы целуемся с его папой, пытается оттащить меня:
– Не надо любить!

На картинке – лошадь с телегой и ещё два всадника.
– Тёма, сколько здесь лошадок?
– Одна.
– А вот же ещё две (показываю на всадников)!
– Так то ж кони!

– Мама, как называется эта буква?
– Это буква «ы».
– А как её фамилия?

Прихожу с работы. Сегодня с приболевшим Артёмкой дежурит мой папа. Тёмка стоит на коленях у дедушки Вани и шлёпает ручонкой по его лысине:
– Я сплашиваю, куда делись отсюда волосики, я тебя сплашиваю!

– Тёмочка, дай поцеловать твои ушки!
– Нет, лучше целуй свои, мама!

Тёмка любит песенку про паровоз:

Едет, едет паровоз,
Две трубы и сто колёс,
Две трубы и сто колёс,
Машинистом – рыжий пёс.

И тоже хочет быть машинистом. В воскресенье проснулся рано, сидит сонный в кроватке и говорит:
– Я выласту и стану пёсом.

– Ты – мама Лена, ты, папа, – Юра, ты, братик, – Игорь, а я – Дурачок-Иванушка! – заливается хохотом младший сынок.

Артёму не хочется спать одному в своей кроватке. Барахтается и хнычет. Игорёшка пугает его:
– Будешь баловаться, придёт цыган и укусит!
Тут вхожу я в комнату. Тёмка из-под одеяла:
– А мама не укусит Тёмочку?

На второй день происходит то же самое хныканье. Я говорю Тёмке:
– Если будешь слушаться и не ныть, то возьму тебя к себе на диван, если снова будешь баловаться – положу назад. Понял?
– Понял. Мама, а где зад?

– Тём, а зачем тебе ушки?
– Чтобы их чистить!

Игорёк учил младшего брата произносить моё отчество.
– Артём, как маму зовут?
– Лена.
– А как её фамилия?
– Васина.
– А как её отчество?
Молчит.
– Ну, Артёмка, вспомни: И-ва…
– И-васиная!

Игорь заболел гриппом. Тёмку не пускаем в комнату брата. Сунул нос в дверь:
– Блатик, я заболею, тогда плиду!

Артём сочинил первое в своей жизни «стихотворение»:
Лягушка скачет, скачет,
Не поймёшь, что это значит.

Артёму 2 года 9 мес.
Пишет печатными буквами свои имя и фамилию!

Игорь съюморил:
– Тёма, а где у мамы рожки?
Артём потрогал мою голову.
– Ещё не выросли!

Перед сном.
– Сыночка, какую тебе сказочку рассказать?
– Нибудь-какую.

– Бабушка Надя, открой мне папин дипломат!
– Я не имею права, Тёмочка.
– А ты открой налево!

Я рассказывала мужу, как женщин нашей лаборатории поздравляли с 8 марта. Тёмка, внимательно слушавший наш разговор, спросил:
– Мама, а ты женщина?

Наработавшись по дому в выходные, просто упала на диван. А ведь надо ещё укладывать Тёмку, а мне сказку даже не было сил рассказывать. Сын взял инициативу в свои руки.
– Мама, а ты уже искупалась?
– Му-гу, – промычала я, уже засыпая.
– А папа ещё купается?
– Му-гу, – опять произнесла я.
– Да что ты всё мУкаешь, говоли плавильно!

– Артёмка, какая девочка тебе больше всех нравится в садике?
– Алёнка.
– А почему?
– Потому, что она самая балованная!

Артём, играя на игрушечной гитаре и подражая рок-музыкантам, поёт:
– Та девушка, которую люблю…



На фото: 06.07.1985 г., Днепропетровск, Артёму - 1 мес., Игорю - 11 лет.