У картины А. А ИвАнова Явление Христа народу

Вадим Гарин
Размышления у живописного полотна. Часть 2

Начало:  http://www.proza.ru/2014/04/12/910

Коллаж Натальи Ковалёвой.


                Об Александре Андреевиче Иванове бабушка рассказывала мне еще в поезде по пути в Москву. Меня, мальчишку четырнадцати лет отроду больше всего поразило, что художник писал картину двадцать лет. Я никак не мог себе этого представить. Ведь свои рисунки я делал за минуту! Картина была такая большая, что её смогли привезти в Петербург из далекой Италии только на палубе корабля!
                Когда я, наконец, увидел картину в Третьяковке, то сюжета её не понял. Она восхищала и подавляла меня своими грандиозными размерами. Шутка ли, семь с половиной метров ширины и почти пять с половиной метров высоты! Много персонажей, красивый горный пейзаж, загадочная и какая-то воздушная фигура Иисуса Христа.
                Бабушка говорила  мне о живописной технике пленэр, объясняла, кто такие левиты, фарисеи, саддукеи, что делали там римские всадники, зачем-то оказавшиеся на реке Иордан…

                Для подростка всё это было тёмным лесом. Я не мог сообразить, почему Иисус не на небе, раз он сын божий, а идет по дороге к людям, и почему многие персонажи картины смотрят не на него. Почему, наконец,  Иоанн крестил Иисуса Христа, а не наоборот?  Почему в воде? И вообще что такое крещение, и зачем оно нужно?
                Тщетно пытался понять, в чём незавершённость картины? Что осталось недописанным или выражено не полностью?

                Семья наша религиозностью не отличалась, школа воспитывала детей в атеизме и Евангелие в то время, для меня было недоступно. Дома у нас его не было.  Однако литографии картин великих мастеров на библейские сюжеты я рассматривал с интересом и всегда с нетерпеньем ждал объяснений бабушки.
                Очень гордился, что знаменитый  художник Александр Иванов, как и моя бабушка,  только в разное время, разумеется, учился  в Императорской Школе поощрения художеств,  при академии художеств в Санкт-Петербурге, директором которой во время учёбы моей бабушки был Николай Константинович Рерих, а рисунок   преподавал знаменитый художник – иллюстратор Иван Яковлевич Билибин.  Членский билет этой школы с директорской подписью «Н. Рерих»  хранится у меня в архиве.
                Уже приехав домой в Воронеж, бабушка достала мне большую, красивую книжку с иллюстрациями и фотографиями художников – передвижников и я прочитал о Сурикове и Репине. Книги об Иванове не было, но мне бабушка показала репродукцию его картины Иисус и Магдалина, рассказала, кто она такая.  С тех самых пор я заинтересовался евангелистскими и библейскими сюжетами   в живописи, и в богословской литературе.

                Будучи уже взрослым человеком, я в Питерском книжном развале купил Евангелие 1907 года издания Святейшего Правительствующего Синода». Одновременно приобрел и «Библию в картинках» - так называлось полное  собрание  230 картин  к Ветхому и Новому заветам французского художника, иллюстратора Гюстова  Доре (1832-1883). Несколько  позже мне удалось приобрести и саму Библию.
                Я её обменял в Ростове на полное юбилейное издание А. Дюма в красном переплёте с золотым тиснением. Эта Библия издавалась в Вене Британским иностранным библейским обществом в 1914 году. Она прекрасно сохранилась у бабульки, дочь которой, работала вместе со мной в одном промышленном объединении. Бабуля никак не хотела расставаться со своей Библией с многочисленными закладками из резанной газеты, но настырная дочь уговорила. Уж очень ей хотелось иметь Дюма.

                Большинство гравюр были мне  не знакомы, я еще не изучал Библию, но некоторые  сюжеты узнал по картинам и репродукциям журнала "Огонёк". Среди гравюр увидел знакомый уже по картине Иванова сюжет «Иоанн проповедует в пустыне» и «Крещение Иисуса».
                На первой гравюре Иоанн изображён на бугре среди народа. (Гравюра на коллаже слева от картины Иванова). В его правой руке посох в виде латинского креста, левая рука вытянута вверх с указательным пальцем, направленным в небеса. Над головой пророка сияет нимб. А вторая гравюра «Крещение Иисуса» ( гравюра на коллаже справа) выполнена нетрадиционно: Иоанн стоит на берегу, опираясь левой рукой на тонкий тростниковый ларенский крест (на Руси такой крест называют патриаршим), у которого одна маленькая и ниже с большая перекладины.  Ладонью правой руки  Иоанн льёт воду на голову Иисуса, стоящего в реке у берега.
 
                Глядя на гравюру, я подумал, что Доре в угоду композиции картины,  поместил Иоанна в очень неудобное положение. Набрать воду из него достаточно сложно, а уж донести наверх тем более. Центральная ось картины проходит через руку Иоанна и голову Иисуса. Композицию художник уравновешивает тремя чёткими фигурами апостолов справа и неясными фигурами кающихся людей слева на другом берегу реки. На мой взгляд, правая группа перевесила левую, чем придала гравюре некоторую неустойчивость.
                Над головой Иисуса изображён голубь, от которого лучами падает свет.
                Сначала меня смутил именно крест в руках Иоанна.  Почему на первой гравюре крест с одной перекладиной, а на второй с двумя? Что эти кресты символизирует?  Сразу вспомнилась картина А. Иванова «Явление Христа народу» с центральной фигурой предтечи Иоанна Крестителя.  Почему православный живописец   изобразил Иоанна Крестителя с латинским, а не с православным крестом! Почему этот образ заставляет обращаться к нему писателей, живописцев, скульпторов?
                Само присутствие креста на картинах  мне было непонятно. Ведь крест, как символ страдания за народ, мог появиться в руках Иоанна только после казни Иисуса! В момент крещения Иисуса  крест не символизировал христианство! Здесь произошло нарушение историчности событий. На мой взгляд, у художника исторической школы должны быть веские основания для этого.

                Разгадку я нашёл в письмах Александра Иванова своему отцу Андрею Ивановичу.
                В июле 1836 года Александр Андреевич, делясь с отцом– академиком живописи  замыслом картины, объясняет ему образ Иоанна Крестителя:
- «Я бы хотел, - пишет он, - чтобы без рассказа были понятны мысли, в нем помещенные. Иоанна я представляю с крестом, чтобы каждый вдруг понимал, что это  Иоанн.  Ясность есть не последняя добродетель в живописном сочинении, - а его мантия для  того, чтобы придать ему вид важности, как главной фигуре. Я её делаю, впрочем, как бы вретищем, то есть самою, какую нашивали пророки израильские, в знак взятия на себя грехов народа Божия».

То есть здесь крест понадобился Иванову как символ, обозначающий Крестителя, чтобы ни у кого не возникло сомнения в личности пророка на картине. Таким образом, дань традиции перевесила желание следовать истории событий.
                Но решение художника созрело не сразу. На предварительных эскизах картины – я о них буду говорить в следующих частях публикации, крест не присутствует. Тут художник точно следует историчности событий.

                А недавно в интернете я наткнулся на объяснение наличию креста в виде символа на картине А.Иванова, которое дал Патриарх РПЦ Кирилл: он повторил буквально всё, о чём я пишу и сказал, что изображение креста на картине аллегорично. Через этот художественный образ художник выразил идею вечной жизни.

                Аналогично объясняется наличие креста на многих живописных полотнах и никто не особенно не заморачивается этой аллегорией. Однако выступление Патриарха говорит, что я не одинок в своих мыслях.
Меня  же наличие креста насторожило не только с исторической стороны. Всё, что связано с таинством крещения, его существом и терминологией, несёт  определённую подмену понятий, о которой я напишу позже, после исследования самого обряда крещения, куда завели меня размышления у великой картины.

                Для нас всех обряд крещения в быту не вызывает особых вопросов. Покупают крестики, которые сейчас продаются в церковных лавках и в обычных магазинах, как ювелирные украшения.
Однажды в компании услышал, как одна дама говорила другой, что у неё на шее католический крест, а надо носить православный! Пришлось покопаться в символике.
                Читателю, серьёзно интересующемуся символикой креста я бы порекомендовал монографию Инны Смирновой «Тайная история креста. Всё о древнем мистическом символе человечества (М «ЭКСМО 2006 ISBN 5-699-17114-2 ISBN 5-699-17116-9  234 стр.)
В интернете http://www.golddomes.ru/krest/krest.pdf
Сжатую информацию о происхождении и значении символа можно увидеть и в  «Словаре символов» Шейнина Е.А. (М. Тогсинг, 2006-591 с. ISBN 5-17-010659-9 Изд. АСТ)
                Чтобы интересующийся этой темой читатель не тратил время и не рылся в огромном объёме материалов, я  предлагаю набраться терпения, и ознакомится с моей работой.

                Кресту поклоняются люди уже тысячи лет, причём самых разных
исповеданий.
                Одна из древнейших гипотез происхождение символа – это орудие для добывания огня. То есть две палки, трением которых добывали огонь. Символ солнца и огня. Существует гипотеза изображения равного креста как свет далёкой звезды. Но все эти гипотезы не имеют ничего общего с христианским символом.

Продолжение:  http://www.proza.ru/2014/09/15/1403