Крис Хеджес - Уроки Тяньаньмэнь

Виктор Постников
9 июня 2014 г
Truthdig


Есть несколько важных уроков, которые можно извлечь из студенческого восстания на пекинской площади Тяньаньмэнь 25 лет назад.  Протесты 1989 г. начались с демонстрации университетских студентов по случаю смерти Ху Яобана, реформатора Коммунистической партии, смещенного Ден Сяопином.  Протесты быстро расширились с требованиями покончить с коррупцией, обеспечить свободу прессе и демократию.  В один момент на площадь вышли миллион человек. Протесты были подавлены в ночь с 3-го по 4-е июня с помощью 200000 солдат, танков и бронетранспортеров. Сотни, возможно тысячи, безоружных демонстрантов были убиты.

Урок No. 1. Ненасильственное движение, останавливающее государственную машину и сообщающее правду, которую государство не хочет слышать и надеется подавить, способно вызвать страх у властей и создать глубокие трещины в структуре власти. Сегодня мы знаем из проникших в прессу внутренних документов  и благодаря работе нескольких историков, что правящая китайская элита считала, что у протестов достаточный потенциал, чтобы убрать ее из власти. Монолитная власть, какой мы ее видели в Китае, часто мираж.  Некоторые внутренние документы, в которых выражаются страхи и глубокие расколы в правящей элите, собраны в библиотеке Принстонского университета.

Урок No. 2. Восстание или революция обычно следуют за периодом относительного процветания и либерализации.  Они зажигаются не бедными, но средним классом и сыновьями и дочерями элит, часто имеющими университетское образование, теми, кого Михаил Бакунин называет деклассированными интеллектуалами, и которые лишены возможностей социального и экономического продвижения.
Именно это произошло в Китае. После смерти Председателя Мао Дзэдунa в 1976 г. лидером стал Ден Сяопин. Ден ввел политические реформы и свободный рынок. Реформы привели к созданию новых олигархов.  За этим последовала всеобщая коррупция,  в особенности среди партийных элит. Рабочие потеряли постоянную работу и социальные гарантии, включая медицинское обслуживание и субсидии для жилья.  Университетским выпускникам не гарантировалась работа,  и многие оказались безработными.
Политическая либерализация, последовавшая за ужасом культурной революции, привела к расширению внутренних свобод. Смесь несбывшихся ожиданий, в особенности среди выпускников колледжей, и появившиеся политические вакансии произвели эффект бикфордового шнура для восстаний. Политические теоретики, например Джеймс К. Дэвис и Крейн Бринтон, пришли к заключению, что период относительной либерализации, соединенный с ослаблением ее возможностей, обычно предшествуют революциям.
Как только режим отменяет гражданские свободы и начинает действовать для восстановления «порядка», сопротивление становится более опасным. После месяца протестов китайское правительство объявило 20 мая 1989 г о введении военного положения. Ненасильственные массовые демонстрации, хотя и сопряжены с  человеческими жертвами, часто оказываются более эффективными в тоталитарных обществах. В этом случае насаждение страха и насильственное подчинение – единственное  оружие  в арсенале правящего класса;  когда люди теряют страх, режим теряет способность контроля.

Урок No. 3. Радикальные массовые движения обычно начинаются с вежливого обращения к властям по поводу минимальных реформ.  Студенты, собравшиеся на площади Тяньаньмэнь чтобы помянуть Ху, просили одного – уважения к китайской конституции, гарантирующей свободу слова и главенство закона.  Радикализация движения произошла посреди демонстраций.  Как только движение начинает лучше разбираться в структуре власти, а государственные чиновники демонстрируют свое безразличие к умеренным требованиям демонстрантов,  движение становится смелее и умнее.  Занятие площади Тяньаньмэнь, начавшееся как спонтанная реакция на смерть, быстро переросла в восстание.  Студенты в конце концов составили документ, который стал известен как Семь Требований. Вот они:

—Утвердить взгляды Ху Яобана на демократию и свободу как правильные;
—Признать, что кампании против "духовного загрязнения" и "буржуазной либерализации" были ошибочны;
—Опубликовать информацию о доходах государственных лидеров и членов их семей;
—Отменить запрет на частные издания и прекратить цензуру в прессе;
—Увеличить финансирование на образование и поднять зарплату интеллектуалам;
—Отменить ограничения на демонстрации в Пекине;
—Давать объективную информацию о студентах в официальных массмедиа.

Урок No. 4. Как только деклассированные интеллектуалы соединились с рабочим классом, правящий режим оказался в серьезной опасности. Протест, начатый студентами, прокатился по всему Китаю.  Тысячи людей, многие выходцы из рабочего класса, провели свои демонстрации. Рабочие Пекина шли рядом со студентами. Демонизация протестующих, нечто, что мы видели в Соединенных Штатах в ответ на Движение Окьюпай, была направлена в первую очередь чтобы не допустить альянса между студентами и рабочими. Как только репрессии приняли жестокий оборот, рабочие были казнены. Студенческие лидеры, происходившие из семей со связями и привилегиями, получили тюремные сроки.

Урок No. 5. Самое сильное оружие в руках мирных протестующих – это объединение с гражданскими служащими, а также полицией и солдатами, которые хотя и страдают от того же экономического неравенства, часто должны выполнять приказ по подавлению протестов. Это требует соответствующего ответа от протестующих. Они должны продемонстрировать уважение и даже сострадание к силам, нанятым для подавления восстания. От демонстрантов требуется колоссальная самодисциплина и мужество чтобы противостоять актам насилия и репрессий.  Они должны отказаться от возмездия.  Если между протестующими и  полицейскими и солдатами возникнет взаимопонимание, правящая элита окажется в сложном положении  и не сможет доверять аппарату секретных служб.  Это влечет за собой паралич центров власти. В Китае правящая Коммунистическая партия с отчаянием наблюдала как первоначальные попытки подавить протест с помощью военных не увенчались успехом. Тысячи людей окружили бронетранспортеры.  Они говорили солдатам о причинах протестов. Они предлагали им еду, напитки и приглашали их в свои дома. Между протестующими и военными установились дружеские отношения. Солдаты были настолько солидарны с протестующими, что правительство было вынуждено отозвать войска из Пекина.

Урок No. 6. Когда важная политическая фигура отказывается от призывов раздавить протестное сопротивление, правящая элита впадает в панику. Генерал-майор Си Циньсян, лидер 38-й армии отказался от атаки на безоружных протестующих, заявив, “Пусть меня лучше повесят, но я не буду преступником в глазах истории”. Он был отстранен от командования и арестован.  Его отказ вызвал шок у правителей, в особенности после того, как семь высших командиров армии подписали петицию с просьбой вывести войска. Во время многих восстаний наблюдается побег некоторых членов внутреннего круга правящей элиты, после чего правящая элита начинает относиться с недоверием к своим членам, даже к тем, кто к ней лоялен. Для того, чтобы себя защитить, элита проводит внутренние чистки,  подобно тому, как это происходило в Советском Союзе при Сталине — зачастую эти чистки саморазрушительны. Если даже один человек из власти скажет «нет», это произведет большой эффект. Элита понимает: если достаточное количество людей откажутся от сотрудничества, она обречена.  Она не может этого допустить.

Урок No. 7. Государство пытается изолировать и инструктировать солдат и полицию, перед тем как посылать их для подавления любых волнений. Эти инструкции основаны на том, чтобы представить протестующих как отщепенцев и изменников,  часто связанных с иностранными правительствами,  не ценящих традиционные культурные, религиозные и моральные нормы широких слоев населения. Китайское руководство и государственная пресса называли протестующих «оружием буржуазного либерализма».  Правительство прятало войска в течение 10 дней вблизи Пекина и ежедневно морально готовило их к финальной атаке на площади Тяньаньмэнь. Государственная пропаганда, обвиняющая протестантов в измене, представляет государство как союзника рабочего класса и защитника традиционных ценностей.  Любое успешное революционное движение, направленное против этой пропаганды, должно демонстрировать уважение к традиционным ценностям общества, включая религиозные и патриотические ценности.

Урок No. 8. Секретность – саморазрушительна для ненасильственного протестного движения.  Открытость и гласность раскрывают свойственную режиму секретность и обман для удержания власти. Открытость придает доверие движению, не только его участникам, но и симпатизирующим.  Природа секретности - манипуляции, отличительный знак деспотической власти. Если люди считают, что ими манипулируют, они перестают верить движению и отказываются от участия.  Секретность также способствует страху - а это именно то, чего добивается власть среди протестующих. Наконец, огромные ресурсы государства позволяют ему внедрить информантов и проводить слежку, поэтому все секретные планы оппозиции совсем не секрет для государства.  Только в крайних тоталитарных условиях – нацистской Германии и сталинизме – можно оправдать секретность протестующих.  Но даже в этих условиях она редко бывает полезна.

Урок No. 9.  Прежде чем подавить восстание государство стремится к тому, чтобы полиция и солдаты боялись протестантов.  Для этого оно засылает своих агентов-провокаторов для выполнения прямых актов насилия против символов власти. Важно убедить полицию и солдат в смертельной опасности, в особенности если само государство намеревается использовать уничтожающую силу. Так, солдаты, посланные на площадь Тяньаньмэнь в июне 1989 г, после соответствующей проработки,  были уверены, что их ждет огонь вооруженных диссидентов и дезертиров из армии.

Урок No. 10. После уничтожающей силы по разгрому восстания, когда Ден Сяопин послал 200000 солдат для расстрела протестующих в Пекине,  государство предприняло огромные усилия для того, чтобы предать случившееся забвению. Тех, кто вспоминают восстание, пытаются заглушить. Родителями, чьи дети были убиты военными на площади Тяньаньмэнь, запрещено открывать рот.  Для правящей элиты важно стереть из памяти реальный исторический факт.  Использование уничтожающей силы против безоружных людей высвечивает тиранию государства и поэтому должно быть побыстрее забыто.

Урок No. 11.  Как только движение подавлено, государство начинает в отместку преследовать его сторонников. По некоторым оценкам 4 млн человек подверглись проверке секретными службами на предмет участия в протестах на площади Тяньаньмэнь.  Дополнительно проверялся 1 млн госслужащих. Десятки тысяч, а может быть и сотни тысяч, были арестованы и отправлены в лагеря.  Многих казнили.

Урок No. 12. Ненасилие не защищает демонстрантов от насилия.  Оно не всегда успешно. Ненасилие требует — в противовес тем, кто защищает насилие—значительных резервов моральных и физических сил.  Насилие со стороны государства можно победить только отказавшись от страха, через продолжение ненасильственных протестов.  Цель таких протестов – показать, что насилие не работает.  Но сотни протестующих, как и те, кто вышел на площадь Тяньаньмэнь, могут погибнуть. Поколение, начавшее  восстание, часто не доживает до его плодов.


Источник