Пяндж Сарой-Камар

Джурахон Маматов
(Это, один из моих комментариев к фотографии улицы Пянджа. Я помню те впечатления, которые вызвала эта фотография у тех, кто когда-то жил на этой улице. Некоторые увидели её, почти двадцать лет спустя. Эмоции у них захлёстывали... и, позже у меня возник этот текст, о Пяндже... Сарой-Камар - старое название Пянджа)
___

Я сфотографировал эту улицу уже вечером, когда солнце начало садится прямо за озеро, по ту сторону границы. Вы можете это заметить по теням деревьев.
Был тихий летний, июньский вечер. Народу на улице было мало.

Кто-то уже начинал готовит ужин, потому что из некоторых дворов исходил запах жаренного лука и свежеиспеченной лепёшки. Тишину нарушали лишь блеяние овец и мычание коров.

Некоторые люди, увидев меня с фотоаппаратом, спрашивали меня:

- Ты что, журналист что ли? А потом узнав, что я тоже пянджский, всячески старались помочь мне.

В такие моменты я понимал, что нахожусь среди добродушных, провинциальных людей, людей без гонора и никчемного пафоса. Они были естественны, как сама природа вокруг. Тихи и добродушны. Я был для них человеком из другого мира. Мира, которую они называют "то, что показывают в кино, или по телевизору".

А те, которые узнавали, сразу здоровались, и широкой добродушной улыбкой, троекратно обнимались. А затем шли традиционные, приветственные, таджикские расспросы:

- Чи хели? (Как твои дела?-таджикский язык)
- Кай омади? (Когда приехал?-таджикский язык)
- Дар кучои? (Где ты сейчас?-таджикский язык))

Многие из них помнили меня ещё до развала СССР. С тех пор не встречались. И воспринимали меня, как ещё советского человека.
По их грустным глазам, я сразу понимал, что почти все они сожалеют о развале той огромной страны. Но это другая тема.

Я хочу сказать о другом. О Пяндже. Он есть. Он существует. Не смотря на все перипетии Истории он продолжает жить. Жить по своему. Лучше будет, если я напишу так: "выживать по своему".
Но это не вина людей живущих там. Они суть народ. Они доверились Судьбе. Они безропотно принимают всё, что происходит с ними. И глубоко в душе (в самой глубине души), преодолевая все ежедневные трудности,  чают надежду на лучшее.

Мне было приятно, что несмотря на долгие годы отсутствия, многие меня узнавали, и запросто приглашали меня домой на чай.

Я испытывал некую идиллию и душевный комфорт, который разливался по всему телу, как целительный нектар. И в сознании возникал едва уловимый вопрос: "почему так?". Но ответ на этот вопрос я знал отчётливо. Так бывает только на Родине. На Родине, которая всегда незримо и неслышно приветствует тебя, радуется твоему возвращению.

Наверное у Родины тоже есть чувства - материнские чувства. И она всегда радуется приезду своих детей. И ты дышишь воздухом радостной Родины, которая разливаясь у тебя внутри и вызывает тот самый душевный и телесный комфорт.

Вот такие чувства я испытывал в родном Пяндже.

Пяндж помнит всех своих детей.
Надеюсь её дети отвечают ей взаимностью, хотя бы воспоминаниями о нём...

Джурахон Маматов
02 июня 2014
Катманду, Непал

(просто мысль)

Нация?

Дети не понимают слово "нация". Они ещё первозданно чисты. Если для вас это слово имеет какое-либо значение, значит вы уничтожили в себе ребёнка, вы немного, уже, испачкались грязью...

Джурахон Маматов