Сказки

Сенцов Олег
 Вчера был в школе. Общеобразовательной. Стоял в коридоре, ждал кого-то и звонка. Справа, как и положено, были многочисленные окна, слева – двери, значительно меньшим числом. Пустое пространство между дверей было завешено плакатами с результатами детского творчества. Был ноябрь, но все еще висели работы младшеклассников, посвященных Первому сентября. Почти на всех ватманах, стояла большая и старательно выведенная дата, соответствующая Дню знаний, а также несколько уже более корявых букв поздравлявших всех с этим стабильным праздником. Картинки на рисунках были разные, но основным персонажем был Буратино: в колпаке с кисточкой, с цветами, азбукой и счастливой улыбкой. Иногда, если он все это барахло мог удерживать одной рукой, то к другой пририсовывали большой колокольчик. На всех плакатах был либо Буратино с соответствующими аксессуарами, либо никого и цветы, лежащие на пороге храма знаний, как у мавзолея. Но Буратин было все-таки большинство, и рук свободных у них обычно не было, так что даже помахать ручкой они не могли, а лишь мило улыбались.
 Дети, внимание! Сейчас будет очень важная информация! Кто плохо читал сказку про Буратино, сообщаем, что, во-первых – это римейк, во-вторых, ее герой ни дня, ни в какую школу не ходил! Он сразу же променял свою азбуку на билет в провинциальный бродячий театр, которые многие поборники нравственности, почти наверняка, назвали бы вертепом с детскими мазохистскими играми для взрослых извращенцев. Так же этот деревянный болванчик мучил престарелого сверчка и не менее пожилую крысу, был замешен в махинациях с золотыми червонцами, обманул двух нищих, выцыганил у старой маразматички Тортиллы, опять же подчеркиваю Золотой ключ! А под занавес нахалявил подземный театр, в котором потом и устроил работать всех своих друзей, которые бросили ради него свою старую работу, разорив тем самым его почтеннейшего владельца Барабаса. Единственного же своего престарелого родственника Буратино заставлял играть на старой шарманке перед входом в свой театр и зазывать в него клиентов. Но на этом список его жертв не заканчивается… Мальвина, довольно избалованная девочка, с крашенными уже в ее возрасте в ужасный цвет волосами, по которой сох Пьеро, волочился Артемон, и которая в свое время ушла от своего старого бородатого сожителя, конечно же, сразу влюбилась в нагловатого Буратино всеми своими фарфоровыми внутренностями. Из благих намерений и чтобы как-то развить знакомство и проявить свои чувства она начала прививать ему начальные уровни гигиены, дарить уроки правописания и правила сложения двух яблок. Но Буратино, как истинный мачо, естественно вытирал о нее ноги, оставался холоден как к Мальвине, так и к ее нехитрым приемчикам пикапа и весьма ограниченным знаниям. Вместо этого он катался на петухе, пугал почтеннейших посетителей таверны и вступал в постоянные конфликты с представителями закона. Ни о какой учебе он не думал и в помине, все его мысли занимали деньги и золотые изделия, а позднее и собственный бизнес.
 Дети и рисующие за них плакаты взрослые, опомнитесь, Буратино – это очень плохой пример для подражания и тем более в учебном процессе! Я понимаю, что это единственный герой в нашем сказочном прошлом, который имел хоть какие-то намерения учиться - он хотя бы раз прошелся в направлении школы. С остальными-то дела обстоят куда хуже! Все эти Иваны-дурачки (часто царственного происхождения) и Емели (эти в основном заводились на печи от пыли и скуки) жившие еще до эпохи поголовного образования, с них и спрашивать нечего. Им бы понапиваться до такого состояния, чтобы с жабами целоваться, да с щуками о жизни разговаривать, или палить из луков куда попало и гонять по деревне на печи без госномеров.
 Все наши русские сказки, а позднее и их продолжатели – советские мультфильмы, просто таки пестрят такими маргинальными персонажами. Возьмем, например, Карлсона. Я понимаю, что это сказка как бы и не наша, но Хитрук его так обрусел, что тот уже стал в доску своим. Подумайте, это один из любимых наших мультяшных персонажей, но кто он? Мужчина средних лет, явно не в себе, с признаками физической и умственной недоразвитости, если судить по комплекции, низкими интеллектуальным способностям и задержкой речи. Или же постоянно находящийся под шофе. Перенесший в раннем детстве какую-то жуткую операцию безумного профессора, по вживлению в тело Карлсона механических элементов. Явно сбежавший из больницы или из лаборатории, где над ним проводили эти бесчеловечные опыты. До этого либо отданный туда жестокими родителями, либо похищенному из детского дома для дефективных детей и теперь вынужденного скрываться от всех в маленькой каморке на высокой крыше, регулярно приходя в гости к Малышу-аутисту, возможно лишь в его грезах. Но мы его все равно любим и обожаем! Хотя по всем характеристикам, натуральный монстр, и у Стивена Кинга он был бы вовсе другим, не меняя ни один из своих исходных параметров!
 Но хорошо, что про Карслона еще не взялся снимать Балабанов, поэтому остались за кадром ночной энурез, походы к психиатру, мамины истерики, папин адюльтер с фрекен Бок и финальный суицид Малыша, когда Карлсон его во второй раз кинул.
 В Советском Союзе в детскую литературу и анимацию иногда шли люди от того, что в серьезном искусстве им не разрешалось делать ничего, выходящего за рамки существующей системы. И те, кто не хотел или не мог плясать под дудку тогдашней власти шли в детские направления – там было немного посвободнее и авторы могли опосредованно говорить о многом, о чем во «взрослых» фильмах и книгах приходилось молчать. И эти люди снимали и писали для детей. Не потому что были диссидентами или ярыми противниками коммунистического режима, нет, просто они были художниками, для которых свобода самовыражения выше любой системы или строя. Поэтому у нас есть такие великолепные детские и подростковые фильмы, мультфильмы, книги и песни. В большинстве из них некоторые товарищи откровенно жгут!
 Плюнем хотя бы в «Тайну третьей планеты». Экспедиция из трех калек, считая одного ребенка, отправляется в межзвездное путешествие за невиданными зверями. Денег на покупку оных, экономное советское межзвездное правительство, естественно не выделило. Всех животных пришлось собирать на халяву, в том числе и пирата Глота, которого судя по клетке и зубам тоже будут демонстрировать детишкам в зоопарке. В мультфильм к сожалению не вошла сцена, где Алиса поет жалобным голосом песню про прекрасное далеко, Зеленый играет на баяне, а единственный ученый экспедиции пляшет вприсядку. Все действие происходит на одном из блошиных галактических рынков – там советские космонавты собирали денег на топливо для возвращения домой. Так же по требованию цензуры был частично вырезан кадр, когда Громозека встречает Алису в лунном баре, двумя руками ее подбрасывает, а остальными щупает ее за самые неприличные места. За это собственно на него и накинулся капитан Зеленый с кулаками, что и осталось в фильме, хоть и выглядит в этом сокращенном варианте не совсем логично. Последний персонаж требует к себе особого внимания. Во время пребывания на третьей планете системы Медуза, он совершенно неожиданно принимает совершенно идиотское решение перелететь с одного участка на другой – на зеркальную поляну, хотя они все только что видели, как эти зеркала показывали кино наоборот с участием космических пиратов. Перед самой посадкой обнаруживается, что и самих зеркал на месте уже нет, но и это не останавливает храброго, вечно синего Зеленого, что не может не наводить на мысль о его возможном сговоре с преступниками или полном отсутствии какой либо логики с соображалкой…
 Но вернемся с космоса к земле, в деревню, в Простоквашино. Нет, простоквашенские аборигены немного подождут, пока я не забыл сказать о самом главном. Вот, самое главное – я бы навсегда запретил сказки о принцессах. Все и навсегда. Изъял бы их из библиотечек, из магазинов, смел бы с домашних полок в одну большую кучу и спалил. «Дедушка, куда вы пялите ваш старый френч с железным крестом, это еще не ваши пришли, ложитесь спать» - сказал бы я, выдирая у какой-нибудь заплаканной семилетней крохи с расхристанными косичками стомиллионное переиздание какой-нибудь «Спящей красавицы с не спящим чудовищем» и кидая его в общий костер. Забрать и бессердечно сжечь на большой площади! Пусть девочки рыдают, царапаются и бьются в истеричных судорогах. И когда мы это сделаем, когда на свете не останется ни одной сказки про принцессу, случится чудо. Не сразу, не за один год и даже не за одно десятилетие, и если мы при этом запретим всем мамам и бабушкам под страхом, что следующие полетят в топку их сериалы, рассказывать маленьким девочкам сказки про принцесс на ночь в устном виде. И вот тогда уже точно все – у нас будет возможность вырастить поколение пусть не стопроцентно, но намного лучше по сравнению с показателями прошлых столетий, счастливых женщин. Не желающих стать счастливыми, а тех, которые станут.
Не тех, кто до крашенных седин будут сидеть на заднице и ждать принца: ей уже 42, двое детей, а она все ждет – вдруг он тут прямо по моей улице, на белой лошади, а она ногу подвернет, а он ушибется, а тут я, с пирогами. А тех, кто будет строить свою жизнь исходя из предпосылок, что принцев нет, и никогда не было, и ни счастливых, ни никаких принцесс тоже не было. Были лишь болезненные отпрыски царственных фамилий, зачатых то в кровосмесительстве, то на конюшне и все поголовно они были несчастны. О Грейс Келли желательно поначалу тоже умолчать, максимум – это рассказать вкратце про аварию Дианы. И теперь ты, маленькая глупая девочка, если хочешь стать умной, богатой и счастливой женщиной, то бери себя в руки и делай свое счастье сама. Сколько уже лет бедным неполовозрелым созданиям пудрят носы сказками про прекрасных принцесс? У Золушки была жизнь полный шлак, и в прямом и в переносном смысле, тут раз – фея, потом сразу принц, немного движухи с туфелькой и сразу же свадьба, белое платье, карета с гербами и беспредельное счастье – ну все, Настенька, спи. И все, абсолютно все, эти уже практически потерянные для социума маленькие существа, считают, что с ними будет точно также. Блин, ну, девочки, вы уже все во втором-третьем классе, давайте прикинем – там девушек, примерявших эту туфельку, было реально полкоролевства, а Золушка одна. Все молодые телки того королевства считали, что они достойны стать невестой принца и лезли, толкаясь на примерку, точно зная, что туфелька не их! Так и вас девочек много, а принц один и не факт, что он потом не запьет. И шанс будет лишь у одной и не факт, что эта дура его не упустит. Но у одной из сотен тысяч! Но вместо того, чтобы учить дочек логике и математике, мамаши целуют их в лобик перед сном, настроив на нужную программу действий: Зола-Фея-Туфелька-Принц-Счастье, закрывают разноцветную книжечку и идут на кухню ругаться с мужем. Мне, мол не повезло, но уж моей Машеньке-Настеньке и прочим будущим курочкам обязательно повезет! Все мамы хотят воспитывать Золушек, а получаются сплошь одни мачехины дочки: нарядов куча, мозга ноль, желание выйти за принца любой ценой заполняет всю внутреннюю пустоту, оставляя в ней лишь большое место для сознания собственной исключительности. Девочки в борьбе и беготне за счастьем, проходят нелегкий путь от кандидаток в принцессы, в течении многих лет, извиваясь и изгибаясь, постоянно вря, жаля и толкаясь локтями в очереди на примерку чужой туфельки, что в конце концов превращаются в злых мачех и начинают подкрашивать седые волосы, печь пироги и уже своим дочерям читать все те же сказки – вот мне не повезло, а моей Машеньке-Настеньке…
 Вот поэтому я выступаю за запрет на законодательном уровне сказок о счастливых принцессах и организации массового пожарища из всей этой разноцветной макулатуры. Вот Андерсен, он единственный был отец! Писал, правда, говорят, с ошибками, но в его времена не было Ворда – это современным писателям легко казаться грамотеями. Дядя Ганс понимал смысл в жизни! «Русалочка» – все просто: жизнь говно, мужики сволочи, любая подруга – конкурентка. К этим несложным выводам приходит рано или поздно каждая женщина, так почему же сразу не говорить правду? Вон старик Андерсен не боялся этого делать, поэтому и памятники ему ставят. Или еще, «Девочка со спичками» - вообще жесть: жизнь полное говно, мужиков, а тем более принцев нет в принципе, а система прямых продаж полный отстой – в ней ты тем более можешь умереть молодой! Короче, заканчивая с принцессами – книжки в топку, Андерсену очередной памятник, Машенькам и Настенькам сразу смотреть Дом-2.
 Но поедем, наконец-то, в Простоквашино… Это же просто кладезь житейской мудрости и юмора. Успенскому с Поповым надо ставить памятники рядышком с Андерсеном – из серии «Великие соображают на троих»… Более растасканного на фразы мультика просто не существует! Образы Папы и кота Матроскина – самые яркие. Писать что-либо критичное об этом святом для меня мультфильме я считаю абсолютно безнравственным занятием. Его надо смотреть и пересматривать, слушать и прислушиваться. Диалоги родителей Дяди Федора, где каждая фраза объемна и глубока, точна и правдива, нужно просто заучивать наизусть. Гротескно все, но все про жизнь, все про нас. Если брать советские мультяшные дуэты, то их, конечно же было великое множество и писать по них про всех не хватит бумаги, это и Вини с Пятачком, и Гена с Чебурашкой и многие, многие другие, от которых тоже не прибавить, ни убавить, лишь смотреть и пересматривать. А кто никогда не плакал над моментом, когда Чебурашка крутит свою юлу в телефонной будке, вообще автоматически попадает в ад.
 Так чем же нас так привлекают советские фильмы и не только анимационные, но и просто? Чем? Почему мы их пересматриваем снова и снова? Знаем все слова, все поворотики, все жесты и штришочки, но продолжаем смотреть снова и снова, зачастую находя что-то новое, что раньше и не замечали в, казалось бы, уже знакомых с самого детства местах. Так в чем их секрет? Где тут Шарик порылся? Рецепт в сюжете? Нет. Они в основном просты и их выучиваешь обычно со второго раза. Единственно, что дети в отличие от взрослых, часто надеются, что Чапай может в этот раз доплывет. В спецэффектах? Тоже нет, когда я вижу советские спецэффекты, то начинаю очень часто моргать, чтобы они хоть как-то на меня подействовали, но обычно даже это им не помогает… В том, что мышь дубасит кота различными предметами и он принимает их форму? Не думаю. Это интересно лишь поначалу и то в начале 90-х, когда ты сидишь в видеосалоне, ожидая нового лишь для совка фильма со Шварцем. Секрет не в этом… Дело в том, что любой фильм или мультфильм, это прежде всего история отношений между героями, а не история о том как замочить какого-нибудь монстра. Человеку интересен прежде всего человек, даже если сам человек этого и не признает. Смотря все плохие американские и практически все постсоветские фильмы, он ищет в первую очередь развлечений, находит их лишь на время просмотра, но потом, после сеанса, ни с ним, ни внутри него ничего не остается. И человек ищет и смотрит следующий, и следующий. А в них снова ничего, пустота. Пустота и фальшь отношений, вранье с нестыдными спецэффектами. А наши старые картины и картинки смотришь и смотришь и не можешь наглядеться, почему? Магия. Магия отношений человека с человеком, или одних перекладных лапок с другими…
 Говорят, что для того чтобы узнать будущее страны достаточно посмотреть на ее детей. За страну, будущее, детей страшно, потому что пусто. Пусто и пошло, зато много и красиво. До пошлости красиво. Всего за не так уж немного лет, мы все, вырвавшись из коммунистической тюрьмы, стали не самой лучшей частью мирового общества потребления, растеряв в очереди за дешевыми окорочками практически всю свою культуру. Ее еще осталось немного в лучших советских фильмах и анимации. Но ее уже слишком мало в сегодняшних людях. Люди, человеки, если вы хотите, чтобы не было пусто пусть у всей страны, но хотя бы в вашей семье, в ваших детях что-то теплилось и зарождалось, включайте им добрые советские мультфильмы, приучите их смотреть наше старое культурное кино, подсовывайте им наши хорошие сказки и умные книжки, разговаривайте с ними. И быть может что-то сдвинется или, по крайней мере, перестанет куда-то падать. Ну а про Буратино и принцесс я вас уже предупредил!