Экологическая культура учащихся

Олеся Астахова
Экологичной личностью является личность, обладающая экоцентрическим типом сознания, которое характеризуется тремя главными особенностями (Ростопшин, 2001)

Психологическая включенность  человека в мир  природы:
• для экологичной личности свойственна психологическая включенность в мир природы, базирующаяся на представлении о взаимосвязанности мира людей и мира природы;
• человек не стоит изолированно над природой, а включен  в качестве одного из элементов в сложную систему взаимосвязей – любое его действие может иметь непредсказуемые последствия, нарушающие баланс в экосистеме. Поэтому экологичная личность стремится быть экологически осторожной;
• отходы человеческой деятельности, «выброшенные в природу», не исчезают бесследно, а так или иначе возвращается назад к человеку и оказывают разрушительное воздействие на его организм: все законы функционирования экосистемы являются для человека столь же обязательными, как и для других живых существ. Поэтому экологичная личность стремится быть  экологически умеренной.
• не только человеческое общество оказывает одностороннее влияние на природу, но и природа влияет на характер развития общества. Поэтому экологичная личность стремится воздействовать на других людей, различные общественные, экономические и политические структуры, чтобы их деятельность была экологически целесообразной, не приводила к таким изменениям в природе, которые затем будут оказывать негативное влияние на развитие общества, иными словами, она  (экологичная личность) стремится быть экологически активной.

Субъективный характер восприятия природных объектов:
• природные объекты относятся личностью к сфере «человеческого», равного ей в своей самоценности, и, соответственно, взаимодействие с ними включается в сферу  действия этических норм, правил и т.д.;
• природные объекты могут выступать  для личности в роли референтных лиц, меняющих ее взгляды, оценки, отношение к себе, вещам, природе и другим людям;
• природные объекты могут выступать в качестве  полноправных  партнеров по общению и совместной деятельности;
• Мир природы является не только  источником материальных ресурсов, но фактором личностного, духовного развития человека. Поэтому экологичная личность стремится к психологическому единству с миром природы, позволяющему реализоваться духовному потенциалу, которым обладает взаимодействие с ним.
               
Стремление к непрагматическом взаимодействию с миром природы:
• эстетическое освоение природных объектов и их комплексов;
• познавательная деятельность обусловленная интересом к жизни природы, удовольствием от самого процесса познания;
• практическое взаимодействие с природными  объектами, в основе которого  лежит не желание  получить какой-либо «полезный продукт», а потребность в общении с ними;
• участие в природоохранной деятельности, которое диктуется соображениями «дальнего прагматизма» (необходимостью) сохранить природу, чтобы ею могли пользоваться будущие поколения, и потребностью заботиться о природе ради нее самой.

На основе характеристики экологичной личности, руководствуясь использованной литературой, можно составить схему этапов формирования экологичной личности и факторов, влияющих на ее развитие.
 
Формирование экологической личности с высокой экологической культурой (Астахова О. А., 2003):
    
Условия формирования:
• Экологичная личность учителя.
• Положительно направленная личность учащегося (положительные отношения):
- к людям,
- к человеку,
- к труду,
- к себе.
• Непосредственный контакт с природой.

Личность учащегося при формировании экологической культуры:

Чувственная  сфера
(данные пункты, начиная с первого, переходят в последующий при развитии):
• Воздействие на органы чувств: формирование культуры восприятия, чувства красоты и гармонии.
• Положительное состояние психики: возникновение положительных  эмоций и чувств на основе благоприятного влияния природы на нервную систему организма человека.
• Формирование положительных качеств личности на основе  постоянного испытывания положительных эмоций и чувств: доброта, отзывчивость, открытость, искренность, сознательность, активность.
• Формирование ощущения родства и духовной связи с природой: привязанность к природе, потребность взаимодействия с ней, уважения к ней.
• Формирование общего чувства любви к родной природе, к родному краю (патриотизм).
В результате формируется общая эмоционально-психологическая  культура.

Интеллектуальная сфера (данные пункты, начиная с первого, переходят в последующий при развитии):
• Формируется  общая эмоционально-психологическая  культура.
• Знания об организации биосферы как самой крупной экосистеме, функциях биосферы, о ее развитии, эволюции.
• Знания о связях человека с природой на разных масштабах: глобальном, региональном, локальном; знания о перспективах сожительства человека и природы.
• Знание законов всей природы (от молекулярного уровня ее организации до биосферного, планетарного и Вселенского).
В результате формируется  научное мировоззрение.

Деятельностная (волевая) сфера (данные пункты, начиная с первого, переходят в последующий при развитии):
• Непосредственное общение с природой: экскурсии, экспедиции, походы, полевые практикуме.
• Изучение природы: исследовательская работа, мониторинг, наблюдение за объектами природы.
• Творческая работа в природе: сюжетно-ролевые игры, дискуссии, диспуты, прогнозы, обобщения, выводы.
• Природоохранная деятельность: пропаганда, экологические тропы, подкормка животных, посадка растений и ухаживание за ними.
Формируются экологические умения и навыки.

Общая эмоционально-психологическая  культура, научное мировоззрение, экологические умения и навыки дают:

1. Экологические убеждения:
система знаний, чувств, умений и навыков, и потребность поступать в соответствии со своими знаниями, чувствами, умениями

2. Экологическое мировоззрение:
видение мира через призму экологических убеждений

3. Экологическое сознание:
осознание своего экологического  мировоззрения и его значения  по отношению к природе; осознание роли экологического мировоззрения в духовном и физическом здоровье человека

4. Экологическая личность:
носитель высокой экологической культуры

5. Мотив:
стремление быть в гармонии с Природой

6. Ответственность по отношению к родной природе,
ее охрана, забота о ней

7. Ответственность по отношению к
природе всей планеты, ее охрана, забота о ней

• Из схемы видно, что истинный мотив быть в гармонии с Природой рождается только  у экологической личности, а также только она обладает  истинной ответственностью  по отношению к природе.
• Современный выпускник школы должен соответствовать всем критериям экологичной личности (Матрусов, 1984).
• Но, к сожалению, у большинства выпускников школы в наше время развитие  экологичной личности  находится только  на стадии формирования эмоционально-психологической культуры (чувственная сфера), научного мировоззрения (интеллектуальная сфера), экологических умений и навыков (волевая сфера). Редкое явление, когда выпускник проникнут экологическими убеждениями, а тем более, обладает экологическим сознанием, что является основой экологичной личности (Иванова, 1999; Королев, 1996; Голов, 1996).
• Таким образом, цель экологической педагогики и психологии  - создать методы и формы эффективного развития экологичной личности и высокой экологической культуры. Конечно, чтобы все люди планеты имели подобные качества, нужно время – и неизвестно какого интервала (100, 200 лет?). Но самое главное, что формирование экологического сознания человечества началось, что происходит становление сосуществования, соразвития, коэволюции Человека и Природы – а значит, и Разум, «подаренный» Человеку Природой, приобретает силу. Это характеризует качественно новый скачок в развитии человечества, ведущий в сторону новых ценностных ориентиров, гармоничных и мудрых взаимоотношений (Когай, 1999; Чернова, 2000; Воронков, 1999; Максаковский, 1996).

Литература
Психология и педагогика в схемах / под ред. Ростопшина П., Водопьянова В. – М.: Изд-во «ПРИОР», 2001. – 96 с.
Трудовое и нравственное воспитание в процессе экологического образования школьников: сборник научных трудов / под ред. И.С. Матрусова А.Н. Захлебного, В.М. Сенкевич, И.Т. Суравегиной. – М.: Академия пед. наук СССР, 1984. – 90 с.
Иванова Т.В. Экологические ценности в общественном сознании / Т.В. Иванова // Вопросы психологии. – 1999. - №3. – с.83-88.
Королев В.А. Проблемы экологии в геологическом образовании школьников / В.А. Королев // География в школе. – 1996. - №3. – с.63-68.
Голов В.П. Как повысить эффективность обучения экологии // География в школе. – 1996. - №3. – с. 37-39.
Когай Е.А. Социальная экология. Концепция ноосферы, экоразвитие и коэволюция / Е.А. Когай // Социально-гуманитарные знания. – 1991. - №4. – с. 148 – 160.
Чернова Н.М. Экологическое образование: стратегия и стандартизация / Н.М. Чернова // Биология в школе. – 2000. - №1. – с. 1-5.
Воронков Н.А. Основы общей экологии: учебник для студентов высш. учебн. завед. Пособие для учителей / Н.А. Воронков. – М.: Агар, 1999. – 96 с.
Максаковский В.П. Концепция устойчивого развития человечества / В.П. Максаковский // География в школе. – 1996. - №3. – с. 14-19.