Дом радости

Ирина Христюк
 

НОМИНАНТ Тематического Конкурса "Нести радость" Международного Фонда "Великий Странник    Молодым".               


               
                ДОМ  РАДОСТИ

       Впервые я увидела эту женщину лет двадцать назад, когда наш сын пошёл в первый класс. Молодая, красивая, стройная учительница покорила нас своей добротой, открытостью и чутким отношением к малышам. К её грамотным, логичным и практичным рекомендациям мы, взрослые люди, многие из которых на то время были опытными и ответственными работниками в своей сфере, внимательно прислушивались.

       Корни её сегодняшнего педагогического успеха следует искать ещё там, в далёком детстве, когда маленькая Лариса Витюк, старательная и серьёзная девочка, глядя на свою любимую учительницу – Китайгородскую Анну Михайловну, захотела быть  на неё похожей. На днях, листая книгу её земляка и коллеги – Сергея Петровича Подгородного «История Яблонской средней школы (1895 – 2008 г.г.), обнаружила интересный факт: «По итогам учебы за 1970-1971 учебный год решением педагогического совета звание «Лучший ученик школы» было присвоено 30 ученикам. И среди них: Витюк Лариса Николаевна – ученица 5 «б» класса». Вот уж поистине: хороший ученик – хороший учитель.

        Отлично закончив Яблонскую восьмилетнюю школу, а затем Каларашское педагогическое училище и Бельцкий педагогический институт им. Алеку Руссо, молодой специалист пришла в Глодянскую русскую среднюю школу №2, ныне теоретический лицей им. Льва Толстого, и вот уже 30 лет здесь «сеет разумное, доброе, вечное».

         Беседуя с Ларисой Николаевной о школьных делах, сегодняшних проблемах народного образования и воспитания, ловлю себя на мысли, что за 20 лет она мало изменилась: всё та же добрая улыбка, внимательный взгляд карих глаз, подтянутая стройная фигура, молодая походка, всё тот же ровный голос и спокойная манера поведения. Может, она и выглядит так молодо от того, что всю жизнь среди детей, причём самых маленьких?! Ещё великий Н.И. Пирогов говорил: «Чтобы судить о ребёнке справедливо и верно, нам нужно не переносить его из его сферы в нашу, а самим переселиться в его духовный мир». Вот она и «переселяется», молодея.

         Конечно, оценить в коротком очерке всё, что сделано Ларисой Николаевной за 30 лет, – невозможно, но прикоснуться, рассмотреть некоторые аспекты нелёгкой педагогической деятельности, попытаюсь.

    «Я очень люблю свою профессию, – признаётся, смущаясь,  Лариса Николаевна. Это  – моя жизнь, моя судьба, моя радость. Задача учителя начальных классов состоит не только в объёме передаваемой информации, но и в привитии интереса к учёбе, формированию любознательности и самостоятельности в приобретении знаний. Особое внимание стараюсь уделить воспитанию учащихся. На уроках духовно-нравственного воспитания изучаем такие важные человеческие принципы, как: доверие, дружелюбие, верность, благодарность, а также рассматриваем темы – «Ангелы-хранители», «Божьи заповеди и необходимость их следованию и исполнению» и многие другие. Знакомя учащихся с этими вопросами, стараюсь не только просвещать, но и формировать нравственные привычки и чувства, а в конечном счёте волю и характер маленького человека. Открывая ему мир, мы одновременно учим его жить в этом мире, мире равнодушия, а порой, и жестокости, по высоким законам нравственности. А это, поверьте, очень и очень нелегко. Конечно, есть трудности и иного характера. Многие родители наших учеников уезжают на заработки, оставляя детей под присмотром бабушек и дедушек, тёть, а порой, и соседей. Дети скучают. Видеть их грустные глаза очень тяжело. Таким учащимся требуется больше внимания, заботы, теплоты. Конечно, никто не заменит ребёнку маму, читающую на ночь сказку, или папу, играющего с ним. Ни телевидение, ни компьютер с интернетом не заменят родительских ласк, внимания, забот, тёплых маминых рук и внимательных папиных глаз».

       Мне не раз приходилось бывать на уроках Ларисы Николаевны, и надо отметить  высокое мастерство, профессионализм и какую-то особую, завораживающую атмосферу любви и спокойствия в классе. Строгая и ласковая, мудрая и чуткая она находит ключик к каждому маленькому сердечку и относится к нему, как к личности, – с пониманием. И дети отвечают ей тем же – спокойствием, добротой и любовью.

        «Как учитель начальных классов второй дидактической категории, – замечает директор лицея Василий Кузьмич Гладыш, – Лариса Николаевна достигла больших вершин педагогического мастерства. Её учительским кредо является равное отношение ко всем учащимся, вне  зависимости от социального положения родителей и уровня подготовки к школе. Она считает, что все дети равны и все умны, но талантливы каждый по-своему, и школа должна быть для них Домом Радости. Такие черты, как профессионализм и совершенство владения современной методикой преподавания, сочетаются в ней с такими прекрасными душевными качествами, как любовь к детям, сердечность и отзывчивость. Она – педагог по призванию, честно и вдохновенно,  с искренней заинтересованностью выполняет свое дело».

   Спокойная, внимательная к людям, каждому обратившемуся к ней человеку, отзывчивая, готовая всегда прийти на помощь – настоящая находка для любого учреждения, а для школы – особенно. Три года Лариса Николаевна была руководителем методической кафедры учителей начальных классов, основной целью работы которой является внедрение нового, передового, добытого наукой и школьной практикой.   
Решение выбранной проблемы, над которой кафедра работает в течение года, идёт по двум направлениям – путём проведения открытых уроков и через внеклассные мероприятия. Благодаря такой целенаправленной деятельности, учащиеся узнают много нового об окружающем мире, учатся мыслить творчески и принимать самостоятельные решения.

       «Лариса Николаевна – учитель от Бога, – такими тёплыми словами характеризует свою коллегу заместитель директора по учебно-воспитательной работе Зинаида Тимофеевна Веретко. Пристальное внимание она уделяет словарной работе, проводит с учащимися словарно – орфографические диктанты с комментированным управлением правильности написания слов, применяет дидактические игры. Особое внимание уделяет красоте новых слов. Красной нитью уроков является реализация воспитательных возможностей содержания уроков. Акцент делается на чувственное воспитание. Урок всегда заканчивается творческой работой. Она прекрасно владеет всеми методами преподавания. На её уроках как в театре: всегда интересно, увлекательно и занимательно. Она умеет работать с детьми, у неё нет любимчиков. Для неё все дети – одинаковы и ко всем относится с нежностью и заботой. Впоследствии в её классах работается легко, спокойно, не надо повышать голос. Да и сама она очень тёплая и уютная…».

        За все годы работы в школе Лариса Николаевна никогда не оставалась в стороне от общественной работы. Третий год избирается председателем избирательной комиссии по выборам на избирательном участке №3. Это – огромная ответственность и большой труд. Она – активный член женской волейбольной команды учителей.

        За успехи в труде Лариса Николаевна неоднократно поощрялась дирекцией школы, лицея и районным управлением образования.

        Через доброе и щедрое учительское сердце прошли 8 выпусков. Только вдумайтесь в эту красивую цифру – 8! И все выпускники с теплотой и благодарностью вспоминают о своей первой учительнице. Многие из них сумели найти своё место в жизни, определиться с выбором профессии, обзавелись семьями. А некоторые уже своих детей приводят к Ларисе Николаевне.

       Наша беседа подходит к концу. Я смотрю на эту хрупкую, скромную, тактичную  женщину и пытаюсь понять, как и когда она всё успевает, где и откуда черпает силы, чтобы всё успеть.

       «Мой надежный тыл, моя главная опора и мой источник сил – это моя семья, – поясняет, улыбаясь и стесняясь Лариса Николаевна. Главный мой помощник - мой муж, Михаил Иванович, который после окончания Каменского техникума лесного хозяйства вот уже 30 лет трудится в лесхозе. В мире, любви и согласии мы прожили с ним вот уже 30 лет, воспитали двух прекрасных детей. Сын Руслан после окончания Кишиневского аграрного университете живёт в Бельцах, работает инженером в «RED NORD». Дочь Людмила после окончания Бельцкого педагогического университета трудится в одной из фирм г. Бельцы. И, конечно, наша радость и любовь – внук Димочка. Они – моё женское счастье, моя надежда, радость и любовь».

       В.О. Ключевский писал: «Чтобы быть хорошим преподавателем, нужно любить то, что преподаёшь, и любить тех, кому преподаёшь». Лариса Николаевна – Преподаватель с большой буквы. Она любит то, что преподаёт, тех, кому преподаёт, и тех, кто помогает ей в этом трудном, но главном деле всей её жизни.

2009 год.