Поиски танка

Игорь Шистеров
«Непризнание ума и силы  в противнике – унижает твои достоинства». Кто-то из великих.

   Электричка придёт только через два часа. Конечно, можно достать металлоискатель из рюкзака и походить по месту, где, когда-то, стоял дом путевого обходчика, но опыт подсказывал, что в густой траве бесполезно искать какую-нибудь мелочь, например монеты. Другое дело – танки. Уж такую-то массу моя Аська должна была почувствовать даже в таком травостое.

   Утром, выйдя из электрички, я бегло обследовал с металлоискателем соседний полустанок Шныры. Результат был предсказуем. Чуда не произошло.  Обнаружить большие массы металла где-нибудь, сравнительно недалеко от железнодорожного полотна, не удалось.   В прошлом году, приехав в отпуск к матери, я услышал невероятную историю про эшелон с танками, пущенном диверсантами под откос, под деревней Шныры. Деревни той уже нет, нет и деда, рассказывавшего эту историю. Наверняка просто местная байка. Пермская область. Немецкие диверсанты… Полный бред. Но поискать информацию в Интернете можно. Тема интересная.

Отпуск закончился, начались трудовые будни. Наконец то, однажды вечером, забиваю в Яндексе: немецкие диверсанты, Пермская область. Выпадает огромное количество ссылок. Бегло просматриваю. В основном всё о советских партизанах. Ого. Интересная фраза. Не о немцах. Всё равно интересно.

В 20-е годы военная стратегия СССР была оборонительной. Была разработана и к 1929 году реализована специальная программа. Каждая область имела тайные отряды, строго законспирированные  члены которых, проходили регулярные военные сборы, получая навыки партизанской войны. В каждом районе имелись тайные лесные базы с готовыми землянками, с запасами оружия, боеприпасов, продовольствия  и медикаментами.

Руководителем программы на Украине был командующий округом И.Э.Якир. Если бы данная программа дожила до 1941 года, немцам, в своих мемуарах, не пришлось бы удивляться невероятной глупости советского командования, оставлявших после отступления абсолютно все мосты целыми. Но, в 30-е годы, военная политика СССР изменилась. «Если завтра война, если завтра в поход, мы к походу заранее готовы…» - Страна готовилась к походу. Войска на учениях отрабатывали наступательные действия. Отрабатывать оборону, а тем более, тактику войск при отступлении, приравнивалось к государственной измене. Специальные подразделения были расформированы, члены отрядов обвинены в подготовке к государственному перевороту, тайные базы ликвидированы.

Диверсант Советского Союза №1 И.Г.Старинов, разработавший мероприятия по экстренному минированию железных дорог, спасся только благодаря Испании. В 1937году, во время арестов, он работает там, в качестве военного советника. Под его руководством осуществляется взрыв поезда с боеприпасами в туннеле на участке Пеньярро-Кордово, поезд горел и взрывался внутри туннеля несколько дней. Расплавившиеся рельсы потом пришлось вырезать автогеном. А после уничтожения эшелона с лётчиками - франкистами испанцы создали специальный диверсионный батальон под его командованием.

В результате новой стратегии советские войска 22 июня 41 года оказались не только без миномётов, которые, в своё время маршал Тухачевский обозвал «недоразвитой артиллерией», но даже без обычных мин, необходимых для минирования мостов и дорог, ведь мины – оружие трусов.
 
   Так. Должна же быть хоть какая-то информация о немецких диверсантах. Есть. Немецкое командование считало, что Великая немецкая Армия встретит широкую поддержку среди советских людей, порабощённых коммунистами. В 1941 году активно вербовались военнопленные для диверсионной работы. После быстрой подготовки они забрасывались за линию фронта. Несмотря на большое количество заброшенных групп, они быстро уничтожались. Значит, диверсанты всё-таки были, и их было много.

   Так. Другая статья. А вот это уже интереснее. В феврале 1942 году начала работать программа «Цеппелин», разработанная Шеленбергом и Скорцени. Была организованна серьёзная подготовка диверсантов, из числа военнопленных и эмигрантов. Каждый год выпускалось до 10 тысяч шпионов и диверсантов. Осуществлялись забросы в глубокий тыл СССР. В 43 году  с Северного Кавказа забрасывались группы в  Казахстан и Туркменистан. В октябре 1943 года в Вологодскую область «Цеппелин» заслал группу из пяти диверсантов. Они должны были подобрать там нечто вроде базовой посадочной площадки для приема немецких самолетов.

В 44 году внутри программы «Цеппелин» начала работать программа «Ульм», ориентированная на подготовку диверсантов для заброса на Урал. В феврале 44 года, с аэродрома в Риге, взлетел самолёт с группой «Северная», состоявшей из семи человек, переодетыми советскими бойцами. Они должны была десантироваться в Свердловской области и начать выполнение поставленной немецким командованием задачи - выводить из строя линии электропередачи и угольные шахты, взрывать мосты, совершать другие диверсионные акты на линиях железной дороги.

Но заброска произошла неудачно. Немецкий лётчик заблудился в темноте, и группа парашютировала в Коми-Пермяцком округе недалеко от Кировской области. Связь группы с немецким руководством не была налажена. Что же произошло с диверсантами? После парашютирования, собраться вместе они смогли не сразу, один из диверсантов напоровшись на сук, повис на нём и замёрз насмерть. Тюк с оружием, рацией и продовольствием нашли через несколько дней. За это время командир группы и двое радистов  застрелились, отморозив ноги. Трое оставшихся в живых парашютистов: П. А. Андреев, Н. К. Грищенко и Н. М. Стахов, не зная, где находятся, до 5 июня, бродили по уральской тайге.

Советская разведка знала об операции. Телефонограмму о готовящейся высадке диверсантов пермское НКВД получило ещё ранее. Когда жители посёлка Сюзьва  Юрлинского района, увидели ночью низко летящий самолёт без опознавательных огней, они сообщили куда надо. Но на протяжении нескольких месяцев поиски не давали результатов.  Только однажды нашли заминированную палатку.

Есть две версии того, как диверсанты были изловлены. По одной из них диверсанты явились с повинной в РО НКВД Бисеровского района Кировской области и сдались.  По другой версии, вконец обессилевшие, диверсанты были вынуждены выйти из леса. На этот раз они появились в деревушке Кая Бисеровского района Кировской области. Пока крестьянка Устинья Федоровна Кудашова, прикинувшаяся гостеприимной хозяйкой, потчевала троих обросших щетиной незнакомцев вареной картошкой, молодые девушки Маша Кудашова и Зина Селина по ее шепотку сообщили в райотдел милиции о появившихся «дезертирах». Однако кировские милиционеры в Кае непрошеных гостей уже не застали. Незнакомцы ушли по лесной дороге в направлении деревни Никишата в Юрлинском районе. У переправы через речку Чус их без боя задержала опергруппа из состава пермских чекистов.

Получается, что в Пермской области всё-таки были немецкие диверсанты. Тогда байка о подрыве эшелона может оказаться правдой. Можно предположить, что диверсанты разделились на две группы. Тогда трое могли остаться в районе высадки. Другие же могли, забрав взрывчатку, яды, деньги и оружие, уйди на юг.

Карт 40-х годов у меня нет. Но мой опыт подсказывает, что существующие просёлочные дороги существовали и ранее. Посмотрим региональный атлас Пермской области и Коми-Пермяцкого автономного округа за 2000 год. Интересуют только дороги ведущие на юг, по лесам. Сюзьва, Чус, Никишата, Егоровская, Пограничный, Шэрвож, Нестерова, Весёлый Мыс, Челканова, Вырья, Некрасово, Трошево, Короли, Самозванка, Мусиха, Центральная, Сатино, Косогор, Зотино, Петрушонки, Горбуново, Серафимовское, Еремята, Горбуны, Шантары, Ефимовка, Соколово, Жигали, Балуй, Нифонята, Верхняя Лысьва, Таненки, Степаненки, Ярки, Пронята, Старушата. От Старушат до железной дороги всего километр. Шныры рядом. Итого 180 км. Теоретически возможно дойти, причём выйди именно в районе моего поиска.
 
Следствие велось несколько месяцев, пытаясь восстановить маршрут диверсантов. Обнаружить трупы,  взрывчатку, оружие и рации не удалось. По показаниям задержанных погибшие были съедены уцелевшими. Выходит что, по крайней мере, четверо диверсантов могли уйди от правосудия.  Что ещё? Осенью 44 года на пермских заводах были массовые кишечные отравления из-за антисанитарии. Вроде к нашему делу это не имеет отношения. Хотя…. Кроме взрывчатки в отряде были и яды.

Никакой информации о подрыве или сходе с рельс эшелона с танками на Пермском участке Горьковской железной дороги  в Интернете я не нашёл. Но есть информация о подобном случае под Челябинском.

Ясным, летним утречком, выйдя из пермской электрички на остановке Шныры, я прошёл немного в сторону Кузьмы, пытаясь представить, где могло произойти крушение поезда. Вскоре я увидел путевого обходчика, с подозрением рассматривающего меня. Дело в том, что нахождение рядом с железнодорожным полотном является административным нарушением, поэтому  к полотну близко я всё же не приближался. Подойдя к нему,  спокойненько так объясняю, что занимаюсь поиском монеток. Прибор с лопатой в руках полностью подтверждали это. Недоверие удалось немного снять и даже, несмотря на его крайнюю немногословность,  вывести разговор на интересующую меня тему. Он подтвердил, что где-то здесь действительно, во время войны, было крушение эшелона с танками. По рассказам стариков вся местность была оцеплена НКВД-ешниками. Больше он ничего не знал.
 
Решаю осмотреть местность в другой стороне. Расстояние до полустанка Бабики всего шесть километров. По времени должен успеть до обратной электрички. Какое-то время грунтовка идёт вдоль полотна, затем ныряет в лес. Незнакомый лес всегда вызывает тревожное чувство. Что бы побороть его, использую испытанный метод. Подбираю две сухие сосновые палочки и, постукивая ими, захожу в чащобу. Цокающий звук далеко слышно в тихом лесу. Звери не любят встречаться с людьми. И, услышав нас, заранее уходят с дороги.

Почва постепенно спускается ниже и ниже, дорога превращается в грязное месиво. И такое ощущение, что я ухожу всё дальше от железки. Примерно через  час сомнения в правильности выбранного пути почти полностью овладели мной. За это время слышно было всего пару поездов, значит железка где то справа, но вот уже полчаса не слышно ничего, кроме моего дыхания. Может, стоит вернуться? Пройду ещё немного, если не выйду на железнодорожное полотно – развернусь обратно. В противном случае - не успею вернуться, и придётся ночевать в лесу.

Минут через пять, лес справа немного светлеет,  там виднеется поляна. Что делать? Дорога ведёт дальше, в лес, но солнечная поляна манит меня. Выйдя под солнышко, я с облегчением выдыхаю. Железка. Просто из-за её крутого поворота, казалось что дорога, идущая параллельно ей, сворачивает дальше и дальше в лес. Гляди-ка. Земляника. Некрупная, но ароматная. Бабики недалеко. Солнце ещё высоко. До электрички два часа. Наконец-то можно расслабиться.