Курильщики

Александра Румянцева3
Козел был очень красив: белоснежная густая шерсть, надо лбом -кудри-завитки. Глаза  большие, блестящие. Но главное украшение-рога. Огромные, круто загнутые, они внушали страх одним видом. Ни у одного козла таких рогов не видели девчонки, и очень они боялись , что козел ударит. К счастью, он на их внимания не обращал. Свое внимание он дарил Петьке-пастуху.
  Петька-фигура заметная. Парнишка  был черноволос, черноглаз, высок и строен. Он , наверное, был  родом с Кавказа, хоть и считался русским по документам. Петька -единственный в деревне паренек, который согласился пасти деревенское стадо. Работа пастуха считалась позорной. Даже в школе учителя говорили лодырям: "Не будешь учиться-в пастухи пойдешь, и то, если возьмут". Петьке было , вроде бы, безразлично, что о его работе люди говорят.  Он с удовольствием ранним утром собирал свое стадо, пощелкивая кнутом, гнал его в поле, где располагался на травке и либо любовался небом, мечтал о чем-то, либо читал книги. Работа его не изводила: коровы не бегали по лугу, сначала ели сочную траву, потом-жевали жвачку, лежа на земле. Овцы и козы тоже не беспокоили. У них был свой пастух: красавец козел- Борька. Он держал своих собратьев в строгости. Стоило какой-то шустрой овечке или козочке отдалиться от стада, Борька  издавал грозный звук, и бедняги мгновенно возвращались на место. Если кто-то не подчинялся, Борька не ленился, бежал к нарушителю и своими рогами вставлял ему ума-разума. Животные это хорошо усвоили и, как правило, не нарушали порядок Другие козлы, отведав Борькиных рогов, больше не пытались бороться за власть и смиренно паслись в стаде. А Борька, сделав свое дело, шел к Петру. Пастух выдавал  ему награду за труд. Петя был доволен своим помощником, а козел-хозяином. Так Петро описывал свою работу, когда его жалели женщины, что трудно одному такое стадо пасти.
  Как-то раз мама попросила Шурку встретить овец  в начале деревни. У них впервые пошли на пастбище овца с тремя ягнятами, и мама волновалась, что ягнята забегут в чужой двор, по глупости. Ищи их тогда по всей деревне. Шурка с Зойкой побежали встречать стадо. А оно уже входило в деревню. Впереди шел колхозный бык. Огромный, важный, он шел первым. За ним шли коровы. Сначала-колхозные, подруги по ферме. Потом -хозяйские. Исключение было только для Ветки. Это была красавица-корова. Красно-белая окраска шерсти делала ее заметной в стаде черно-белых "буренок". У Ветки были широкие крутые рога, на которых она перекачала немало детворы, не доставляя, впрочем, детям никаких повреждений. Просто как-то ловко поддевала озорников, дразнивших коров и качала на рогах. Вот ей бык разрешал идти рядом. Озорники тогда и не думали приближаться к коровам. Вот и в тот день они шагали рядом. Следом бежали овцы и козы. У каждой своя отметка на шее, чтобы легче было искать своих, если овцы забегут на колхозную овчарню.
  Девчонки спрятались от быка за перила мостика и стали высматривать Шурину овцу. Малыши бежали с мамкой, и девочки сели на перила мостика, чтобы переждать блеющую массу. Вот стадо прошло мостик. Последними шли Петька и козел Борька. На мостике они остановились. Петька уселся на перила на другой стороне мостика. Борька встал рядом. Передние ноги он вскинул на перила мостика и стоял на задних копытцах. Он чем-то напоминал человека, одетого в меховую шубу. Стоял Борька уверенно, видно, что не первый раз.  Шура увидела, как Петька достал кисет,  газету, свернул самокрутку, потом вторую. Одну взял в рот сам, а вторую сунул в рот Борьке. Он поджег обе самокрутки. К удивлению девчонок, козел закурил самокрутку. Он курил, как заправский курильщик. Так они и дымили на пару. Иногда козел поворачивал голову, что-то "бекал" , Петро ему тихо что-то говорил. Со стороны казалось, что два друга встретились, закурили и беседуют. Потом Петька  спустился к воде и вымылся в речке. Козел - тоже искупался.  Петро достал расческу, расчесал свои волосы, потом козлиную шерсть. Закурили еще по одной небольшой самокрутке. Шерсть на козле начала высыхать и шелком засияла под лучами заходящего солнца.  Стадо уже ушло вперед, а два пастуха только двинулись в деревню. Они шагали рядом, довольные жизнью и друг другом.
  Пораженные подруги, поплелись следом.  Никогда Шурка, да, и Зойка не думали, что козлы умеют курить.  Шурин папа сказал, что все знают о том, что Петька научил козла курить, а Борька за это стадо пасет, другу помогает. Петро деньги зарабатывает, что при их бедности совсем не лишнее. Недовольна только баба Маня, хозяйка Борьки. Боится, что мясо будет табаком вонять. Но Петька пообещал ей, что уговорит мать поменяться козлами или купит Борьку у бабки. Не даст он друга под нож пустить. На вопрос, почему своего не научил курить, папа сказал, что Петька-озорник. Своего-то не интересно. Да и не такой он красивый, как Борька. Плохо смотрится с  самокруткой.