Магаданская осень

Худякова Тамара
      Рассказ               
    Худякова Тамара




                В сей мир едва ли снова попадем,
                Своих друзей вторично не найдем.
                Лови же миг! Ведь он не повторится,
                Как ты и сам не повторишься в нем.
                О.Хайям

            Хорошо написал «Царь философов Запада и Востока», мудрец и поэт Омар Хайям. Лучше  не скажешь. И, правда, надо ловить каждый миг, ведь он уже никогда не повторится!..
            А я не устаю восторгаться нашим Севером, в котором миг вбирает в себя столько всего, что только успевай поворачиваться. У нас много чего свершается в одно мгновение, как говорится: не успеешь и глазом моргнуть.
 
           Вот только что шла весна! Тут уже лето, но оно: то хмурилось, то дождило и туманило так, что мы и не заметили, как отбушевало, не одарив нас достаточным теплом. Однако в конце его все же, ненадолго пришла теплынь! Заполивал светлый грибной дождичек...

  Сын с невесткой взяли меня с собой, и мы срочно поехали на Орбитовскую сопку проверить: вдруг любимые грибы выскочили!..
Они и взаправду запоказывались  –  эти маслята. То под травкой, то возле пенечка, а то и возле камушка, а то под  ним, а то под кустиком стланика, а то возле карликовой березки, а то возле стройненькой тоненькой, как юная девица, лиственницей.
          Малюсенькие, совсем еще деточки!
 Видать только сегодня ночью народились. Какие  ядрененькие! Какие сильные! И очень торопились появиться на свет.
Да так, что под их ножками завиднелись прожилки треснутой земли, а на шляпках маленькие камушки или кусочки земли лежат, никто их еще не сбил, сами они не успели  свалиться…
          
 Сколько же их много!.. 
Бегаю за ними, душа поет, трепещет.   
Ну, это ли не Божья благодать!..
 Срезаю, срезаю аккуратненько ножичком, как мой покойный муж учил. Он был большой знаток и любитель собирать грибы!
 Вот теперь и я всегда срезаю, чтобы не повредить корешок, тогда маслятки и на будущий год вновь прорастут на этом месте…

 Останавливаюсь, выпрямляюсь, чтоб перевести дух, ненароком оглядываюсь вокруг и удивляюсь.
А там!.. По всему склону грибников туча.

И никто медведей не боится, хотя с весны ими стращали. Слышно было, поговаривали, что возле городской свалки их целая семья поселилась, и в поселок Солнечный забрел одиночка косолапый, на трассе еще какой-то стоял «попрошайкой».
 Такого пестуна я и сама видела, когда ездила с дочкой и зятем по Ольской дороге в выходной день на  Нюклю «открывать летний сезон». Так первую по весне поездку на берег моря в шутку называет  дочь.

 Для чего в машину зять берет все принадлежности, относящиеся к приготовлению шашлыка, и для заготовки дров прихватить топорик не забывает. Какое же это открытие сезона без шашлыка? Им он занимается сам, считая  чисто мужской работой. 

Мы женщины – довольны. Хоть отдохнем от домашней готовки, которая все же в повседневной жизни и напрягает и надоедает.
 
Пикники с выездом на природу, или на морское побережье, или в район Снежки, или на речку Дукча происходят почти все выходные, выпадающие на летний период.
Часто на такие выезды присоединяется и сын с семьей. Тогда сын и зять вдвоем колдуют у мангалов. 

С нами другой раз едет и внучка Юля: если у нее есть свободное время, а то она занята учебой в филиале Петербургской академии. На пятом курсе учится, готовится к защите диплома, еще и работает корреспондентом в телевизионной программе «Магаданское время».
 
Я теперь стала почитательницей  канала, на котором показывают эту передачу. Как же, там моя внученька – умница, красавица почти каждый день появляется на экране.
 Я смотрю на нее, любуюсь. Даже не вникаю, о чем она говорит.

 Внучка другой раз позвонит, спросит:
– Ну как бабушка понравился тебе мой репортаж?      
           Я отвечаю:
– Конечно, Юлинька. Ты там лучше всех была.

 Она смеется и говорит:
–  Я не про это, я про содержание.
– Да, я пока на тебя любуюсь, содержание ухватить не успеваю. Уж ты меня прости.
 –  Ладно, бабуля. Я люблю тебя.
 Такое признание действует на меня как бальзам…

Берем с собой и Чарлика. Ну как же без него? Это самый главный фигурант     семьи дочери.
 Я тоже привязалась к нему.
 Он такой черный как жук и лохматый как медвежонок наш скотч – терьерчик и цену себе знает...


2
Но продолжу про раннюю осень.
 Там на сопке, где идет сбор грибов, оглянешься вокруг, потом посмотришь в небо и от изумления замрешь!..
 Оно такое синее-синее, бездонное! Только редко проплывают белые пушистые облака.
Солнышко щедро пригревает: будто решило наверстать упущенное и как бы
извиняется за прошедшую неласковую погоду, старается одарить магаданцев теплом и светом...

 Деревья еще зеленющие.
Но мы-то знаем – недолго им осталось красоваться в  том наряде!..

Ночами  совсем похолодало.
Значит, наступила пора собирать голубику с брусникой.
 
И опять она, наша кормилица – Орбитовская сопка принимает гостей!
 Собирать бруснику и голубику я  езжу с сыном и невесткой.

 А вот попозже по первому заморозку поеду с зятем и дочерью за ягодой шиповника в район Снежной долины. В урожайный год ее нарастает видимо-невидимо.
 Ягоды к тому времени окончательно дорастут, нальются малиново-красной вкусной мякотью.
 Мы же будем свободно срывать с кустов и горстями кидать в ведерки. Этот урожай будет завершающим…
 
  Но то, все равно еще прекрасная  пора!
  Однако уже скоро неизбежно завоет пурга и  заметет все вокруг глубоким снегом на долгие зимние месяцы…

За брусникой и голубикой на машине поднимаемся на  самую вершину.

Выходим.
Солнышко вновь приятно ярко светит…

Рядом с дорогой много брусничника. Подходим к нему, наклоняемся, срываем по первой ягодке – пробуем: сладкая-пресладкая, поспевшая.

 Сын остается с машиной наверху, мы с пустыми ведрами торопимся на место ежегодного  сбора.
 
Спускаемся  по склону.
А он такой крутющий!..

Пока добираемся, не перестаем любоваться. Красота-то, какая! Сколько прекрасных снимков получается в этот период!..
И все восхищаемся, восхищаемся!..

Будто бы все имеющиеся на земле краски собрались на нашей сопке и вокруг ярко раскрасили удивительными цветами осени. Верхняя часть стебельков травинок, прихваченная первыми легкими морозцами, мягко порыжела, на этом фоне стали еще  изумруднее разлапистые кусты стланика, березки перемешали зелень листвы с осенним золотом, рассверкались росинками, словно слепящими брызгами от алмазов, лиственницы принарядились в яркие желто-оранжевые платьица, а листья рябинок, осинок раскраснелись, как щеки девчонок на выданьи…

  Внезапно, словно с синего неба упало, наплыло огромное вязкое покрывало тумана и растеклось до ближних и самых дальних голубеющих сопок.
 Но нам  туман  не страшен!
 И не такое видали!
 Все равно он когда-то, да  уплывет опять к морю…

 Щедрая земля с наших первых шагов предложила свои богатства: ярко-бордовую бруснику, черные блестящие, антрацитовые горошины северной ягоды шикши, кустики голубики.
 В густой траве кое-где запопадалась янтарная костяника. На взгорках, правда  редко, замелькала яркой краской малинка.
 В низине у подножья сопки, когда до нее доберемся, обязательно покажутся усыпанные красно-прозрачными гроздьями ягод  кусты кислицы.

 Даже найдем подсохший масленок. Это тот, который находясь в первозданной зрелости и красе, не дождался своего грибника!.. 
 
 Народу на сопке опять тьма-тьмущая – и на открытых пространствах, и под каждым кустиком, и в лесочках, и на косогорчиках, и в ямуринках.
 Многие собирать ягоды приезжают целыми семьями.

Повсюду слышится говор, смех, веселые звонкие голоса детей.

Места всем хватает. Самое главное – ягод!

 Уж, казалось бы: все обобрали. 
 Ан, нет!
 Вновь натыкаюсь на полянку.
Надо же, не тронута!
 На меня нападает беспричинное веселье и ликование.
 Я удивляюсь: как такое возможно, будто специально для меня оставлен этот кружочек!
 Ягодки в нем на кустиках одна к одной, да  такие  крупные, да рясные!..
   
Гляну чуть наискосок, а по косогору между кустов, возле когда-то выжженных лесными пожарами коряг и валежин из высокой травы уже выглядывает голубичка: синяя, синяя с серебристым спелым налетом вся в росинках, как в меленьких брызгах от волн осеннего взбушевавшегося Охотского моря.

Заполняю голубикой маленькое ведерко, прихваченное с собой для нее. Чтобы оно не мешало, подвешиваю тесемкой на шею.
 Ведерко быстро наполняется. Надеваю крышку и уже с чистой совестью вновь приступаю к сбору основной ягоды…

Собирать  бруснику – это особое занятие!
Рву ее и горстями и по одной.
Не знаю, кто как, я просто наслаждаюсь.
 Ведь ее на одной веточке столько много, что сразу набирается горсть. Только отправлю в ведро, рядом еще с десяток.
Те красуются еще большими ягодами, но уже темно-бордовыми с малиновым отливом.
 Значит, солнышко во время созревания освещало ее по-особенному…

 Нечаянно сожму ягоды в горсти. Они вдруг через пальцы брызнут и протекут  алой кровью.
 Но я знаю, что это не кровь, а лакомство и тут же, языком слизываю с пальцев.
 Ощущаю и терпкий, и сладкий, и горьковатый вкус.
 Распробовав, начинаю горстями есть из ведра.
 При этом знаю, что всю все равно не съем.
 Решаю так поступить и от этого получаю огромное удовольствие…

Собирая ягоды, от усталости то стою на коленях, то сажусь, то прилягу возле нее.
 Брусничка все продолжает   соблазнять и манить…

Среди разнообразия трав и растений, под высохшей веткой мелькнет белый гриб. Да такой красавец!
 А какой пузатенький, аж коричневая шляпка в мякоть ножки вросла. Восторгу нет предела!
 Спешно выискиваю его «собрата».
 Может где-то рядом окажется.
Но он, видать, уже достался прошедшему до меня другому ягоднику. Однако злости на того ягодника не испытываю.
 Хорошо, что нашел и сорвал, гриб не пропал зазря.
 Я себе в другом месте найду еще и получше.

 И, точно, к концу заполнения ведра ягодой, в руках у меня уже половина  мешочка с грибами.
 Смотрю, прикидываю – на жареху хватит!..

Поднимаю взгляд вверх по круче. О-го-го!  На какую глубину спустилась. Как и подниматься буду?..

 Ко мне быстрым шагом приближается невестка, скорая на подъем. Я пока обрабатывала свои поляночки и пятачки, она уже оббежала всю сопку. Вижу ведро полным полнехонько отборными ягодами, да хороших грибков: и белых, и подосиновиков целый пакет «нахапала».
 Я совсем-совсем чуточку, позавидовала!

 Она же отдает мне грибы и говорит:
– Нате, это вам мама. Я себе уже раньше  заготовила.

 Радуюсь как маленькая и конечно беру.

Невестка начинает кружить по поляне и уже мое ведро помогает наполнить доверху…
Говорю ей: 
– Ну, ты у меня и шустрая Маша.Гору облетала, себе набрала полное ведро и мне подсобляешь, да и грибков таких славных для меня нарвала.

Она только улыбается.
 Невестка у меня такая!

 Еще мой муж лет двадцать пять назад, когда сын и невестка только поженились, сразу обратил внимание на ее способность все быстро делать. Бывало, говаривал:
– Ну и хваткая невестка нам досталась, как метла  метет.
 
Особенно в первый год нас поразила. Жили мы тогда в Эвенске, имели дачку с огородом, тепличкой.
По весне только собрались идти копать огород, а когда пришли, она уже его докапывала.
И по сей день выполняет все скоро, добротно.
 
 Руками работаю и не замечаю, как мои воспоминания и мысли текут, словно бисер на нитку нанизываются.
Вот и мужа опять вспомнила.
Я часто о нем думаю, да и не только по этому поводу.
 Мне его  не хватает, но видно судьба такая, век без него вековать.
Однако хватит  прошлое ворошить!..

Как раз слышу и голос Маши:
– Ну, теперь давайте подниматься наверх.
Выбрала мне подобие костыля из валявшихся повсюду сухих веток и палок, взяла и мою  ношу.
 Мы поплелись…

Тяжело подниматься в гору!
А она неровная вся в колдобинах да ухабах, заросла высокой перезрелой травой-муравой уже перепутанной ветрами и непогодой. На пути встречаются поваленные сухостоины с голыми толстыми длинными сучьями, словно ребрами сказочных чудовищ.
Перелезаю через них, чуть не падаю.

 Кажется, сил нет.
 Туман давно улетучился, солнце палит!
 Пот ручьями стекает с распаренного, покрасневшего, как вареный рак лица. Сердце в груди стучит, что молот по наковальне, загустевшая кровь усиленно пульсирует и подступает к самому горлу, тело наливается свинцом, ноги едва двигаются, а до вершины еще так далеко!..

Маша видит мое состояние, останавливается, дает отдышаться.
С новыми силами преодолеваем очередной подъем.
Слава Богу, вершина  близко.
 Еще разок отдыхаем и сопка  взята!..

 Сын  торопится к нам, берет у жены оба ведра.
 Подходим к машине, богатую «добычу» ставим в багажник, садимся на свои места.
После тяжелого труда голод дает о себе знать.
Немного передыхаем, достаем «тормоски», раскладываем то, что захватили с собой.
 Все без разбору с большим аппетитом уходит за милую душу.
 Напоследок пьем горячий сладкий чай из термоса.

Я не устаю повторять:
– Как хорошо на природе!..

Сережа заводит машину, напоминает, чтоб пристегнулись. Он строго соблюдает правила, поэтому я за их езду на машине спокойна…
 Трогаемся в обратный путь…

На очередном повороте дороги подъезжаем к зарослям стланика, чтобы нарвать шишек с маленькими, но все равно кедровыми  орешками. И набираем! Будет теперь чем заняться во время зимней пурги, сидя дома у телевизора…
 
  Сын подвозит меня до подъезда моего дома, расположенного в Яме. От усталости еле вылезаю из машины, однако, мысли продолжают лениво бродить в моей голове, я думаю:
 «Ну, вот и славненько, и я запаслась на зиму ягодами, грибами, орешками»…

Дети прощаются со мной и продолжают объездной путь до своего  дома по улице Пролетарской.
Пешком же идти через гору наискосок  совсем близко. Хорошо, что  живем недалеко друг от друга…

 Вечером перебираю ягоды, обрабатываю грибы, сама все осмысливаю и опять прихожу к выводу, что мгновения, проведенные на свежем воздухе за сбором тундровых и лесных даров, во время отдыха, как на морском побережье, так и у речек, а самое главное среди родных – прекрасны!..

Худякова Т.В.
г. Магадан
сентябрь 2012г.