только русские владеют романом

Маргарита Школьниксон-Смишко
Роза вернулась из деревни в Берлин и как только попала в свою квартиру, написала Косте:
" 18.08.1910

Дорогой Ниуниус, и так со вторника вечером я, наконец, в моей квартире. Мими была ужасно рада. И сейчас ещё она счастлива и ходит за мной как тень, целует меня в лоб, когда я лежу на софе, и кусает от радости...
Я получила большое удовольствие от твоей статьи, она сдержанная, деловая короткая и при этом острая...Так как лёд тронулся, я надеюсь ещё на многое. Это счастье, что ты нашёл себя в редакции.
Я рада, что ты мою статью к Бадене-Баденам нашёл удачной...
Первые три дня в Берлине я ничего не делала, а читала «Идиота» Достоевского."

Но долго дома сидеть не пришлось: её попросили выступить на партийном съезде в Оффенбурге, поэтому 20 августа она уже была в пути. После Оффенбурга выступала с агитацией ещё в 3-ёх городах. На обратном пути домой пишет Косте: 

"Карлсруэ  25.08.1910
четверг

Дорогой Нииуниу, сижу на вокзале и жду поезда в Берлин, куда приеду вечером в 9 часов, а в 11 должна поехать дальше в Копенгаген ( там с 28 августа по 3 сентября проходил интернациональный конгресс социалистов)... Из Копенгагена почти сразу вернусь сюда, чтобы в Бадене и Эльзасе провести до партийного съезда (намеченного с 18 по 24 сентября в Магдебурге) ещё 6 — 8 собраний..."

Иногда случались и неплановые маленькие передышки:

"Фриденау 27.08.1910

Дорогой Ниуниу, вчера вечером вернулась домой и смогла, к счастью, ещё сегодня остаться. В Копенгаген поеду завтра утром. Малышка Мими была счастлива, она не знает, что завтра я её опять на неделю оставлю...
Вчерашняя поездка была довольно утомительна. Я читала Даутовского «Сафо». Такая чушь, как и большинство французских романов, за исключением Стендаля и «Мадам Бовари». Я вообще прихожу к выводу, что только  русские владеют романом, как формой искусства, у других же это развлекательная литература, для чтения в садовой беседке...
Ты что-нибудь читаешь?
Мне плохо становится от представления Копенгагена, от людей, толпы. Если бы я могла вместе с Мими спокойно жить для себя, она меня любит и мы друг друга хорошо понимаем..
Привет от меня и Мими"

Не смотря на занятость, 30 августа Роза выкраивает время для письма Косте:

" вторник вечером

Дорогой Ниуниу, вчера вечером получила твоё письмецо. Я очень рада, что ты мужественно выдерживаешь редакцию и что твоя мама в высшей степени довольна твоей работой.. Что ты пишешь об освещении свечами вечером, мне знакомо, я всегда рада . Если могу сидеть при свечах, вместо газового освещения.
Копенгаген очень красивый город, тебе при первой возможности нужно здесь побывать. Большинство домов двухэтажные и в ширину только несколько окон, все тёмно серые, так что газ в этом городе отдыхает, и всё несёт почтенный патрициальный характер. Почти у воды с видом на порт и открытое море расположен шикарный парк, в нём  большая бронзовая статуя в тёмно сером тоне — женская фигура, которая пашет с четырьмя дикими буйволами, всё это в бъющей воде фонтанов. Это представление мифа, по которому остров Зеландии, на котом расположен Копенгаген, был выкопан из моря. Я не могла на фонтан насмотреться, так монго силы и динамики в этой группе.
Переговоры в конгрессе мелочны и бесполезны. У меня здесь сильное чувство, что нахожусь в глуши..."   

О событиях на конгрессе Лео получает, естественно, более конкретный отчёт.