Лёлькины мечты. 4 глава. Ген чемпиона

Лариса Евсикова
                "Ген чемпиона".
 

Но Лёлька напрасно думала, что учителя новой школы, куда она стала ходить после их переезда, станут к ней относиться с такой же снисходительной жалостью, как и там, где она раньше училась в далёком северном городке. Зоя Павловна с восхищением наблюдала, как её новая ученица делает всё, чтобы заслужить уважительное к себе отношение. Девочка, которая была на целую голову ниже своих сверстников, сильно отличалась от одноклассников каким-то невероятным упорством и целеустремлённостью. Складывалось такое впечатление, как будто для неё не существуют никаких непреодолимых препятствий.
Что так сильно повлияло на Лёльку? Почему в этой хрупкой и тихой девочке вдруг появилась решительность и сила духа. Никто не понимал. То ли смена жительства, то ли новая обстановка, то ли половое созревание, но ей больше не хотелось быть марионеткой в чужих руках, безропотно выполняющей чью-то волю. В ней пробудился "ген чемпиона". И этот ген проявлялся в ней самым невероятным образом.
 
Вот приходит она как-то однажды в Дом пионеров, в детский танцевальный ансамбль "Радуга", и заявляет руководителю, что, мол, хочу вместе с вами танцевать. И не просто танцевать, а выступать на сцене. Руководитель Роза Владимировна, естественно, поинтересовалась:
- А где ты раньше занималась хореографией?
Лёлька ей отвечает:
- Нигде!
Педагог, удивлённо пожав плечами, подробно стала объяснять, что для выступления на сцене нужно иметь подготовку: работать над постановкой корпуса, выучить позиции рук и ног, отрабатывать элементы различных танцев и так далее и тому подобное. Короче говоря, надо для начала хотя бы позаниматься в подготовительной группе для начинающих танцоров.
Лёлька её выслушала и спросила:
- А зачем всё это нужно? Я и без этого смогу танцевать.
Роза Владимировна, вероятно желая поставить девчонку на место и показать ей насколько она ошибается в своей самонадеянности, подозвала одну из своих учениц и сказала ей:
- А ну-ка, Таня, покажи этой девочке "ковырялочку". - А ты повторяй! - кивнула она новенькой.
Лёлька посмотрела на выкрутасы ногами уже чего-то умеющей воспитанницы Розы Владимировны и спокойно, особо не напрягаясь, в точности повторила это движение. Тогда педагог стала усложнять задание: повтори "верёвочку", "припадание", "моталочку" и другие элементы танцев. Она всё повторила и смотрела на Розу Владимировну, ожидая что та скажет. У преподавателя был шок: она столько сил тратит на своих учеников, чтобы от них добиться выполнения этих движений, и не просто выполнения движений, а технически правильного выполнения, а тут пришла какая-то кнопка с улицы и всё сделала без всяких специальных обучающих программ. У девочки явно были способности к танцам и редчайшее умение "срисовывать". Есть такое понятие в хореографии, когда человек не знает, как технически правильно выполняется танцевальное движение, а просто посмотрел и "срисовал", то есть в точности повторил. Это тоже самое, что и у многих музыкантов -"слухачей", которые, не зная нотной грамоты, но, услышав впервые какую-то мелодию, могут повторить её в точности на своём музыкальном инструменте. И Роза Владимировна определила новенькую в подготовительную группу, но уже второго года обучения.

И начались долгие-долгие дни и месяцы изучения классического экзерсиса - занятия возле станка и на середине танцкласса: деми-плие, круазе и всё остальное. Лёлька очень прилежно трудилась, рассчитывая, что её старания будут по достоинству вознаграждены, а её способности - оценены. И она изо дня в день усиленно занималась то в ансамбле, то дома возле железной спинки кровати, которая заменяла ей классический станок.  "Подняться на полупальцы... выворотность стопы... спинку держим ровно... плечики назад... втянули живот...  тянем носочек", - вслух и про себя повторяла она эти указания. Но Розе Владимировне, вероятно, было не до неё - худенькой и плохенько одетой девочки, родители которой даже ни разу не поинтересовались чем занимается их дочь и каковы её успехи.
А Лёлька два раза в неделю пешком через весь город стремилась туда, где ждали её бесконечно скучные и однообразные занятия по хореографии. Ни пронизывающий холодный ветер, ни трескучий мороз, ни тонкое и короткое не по возрасту старенькое пальтишко, которое не спасало от холода, ни обледеневшие руки без рукавичек не могли заставить её бросить начатое дело.
Но то, что не удалось сделать стихии, гениально удалось судьбе. Роза Владимировна с этой группой, где занималась Лёлька, решила поставить "Вальс цветов" Чайковского, и девочки должны были танцевать партию бабочек. Несмотря на то, что Лёлька уже училась в 6-ом классе, по росту и телосложению она мало чем отличалась от "коллег по цеху" - девочек вторых и третьих классов. Ей ужасно нравилось порхать с подружками по танцклассу под великолепную музыку Чайковского, а вот до сцены, к сожалению, дело не дошло. У Лёльки не было костюма.  И на её место поставили девочку, которой мама сшила великолепный костюм бабочки: пышная юбочка, на голове ободок с усиками, на конце которых были  помпончики, и блестящие крылышки за спиной. Вот эти крылышки Лёльку окончательно и добили. Она поняла, что "Большого Театра" ей не видать, как своих ушей, просто потому, что ей никто никогда не сошьёт нужный для её партии костюм ...
И она ушла.

Но особо расстраиваться Лёлька не стала, а отправилась к "пучеглазке" - музыкантше Раисе Ивановне, которая преподавала в школе пение. Школьники называли музыкального работника "пучеглазкой" из-за того, что её глаза были навыкате и, когда она чему-то удивлялась, то казалось, что ещё чуть-чуть и глаза окончательно выкатятся из орбит.
Так вот Лёлька подошла к музыкантше и, удивляясь своей наглости, предложила:
- А давайте создадим в школе танцевальный кружок. Я буду хореографом, а Вы будете мне аккомпанировать.
Раиса Ивановна, взглянув на недоростка - шестиклассницу, удивлённо спросила:
- Ты будешь хореографом? Девочка моя, для того, чтобы вести танцевальный кружок надо иметь специальное образование. Вот закончишь школу, культпросвет училище, а потом - добро пожаловать к нам. Вот тогда и будешь вести танцевальный кружок.
Музыкантша - "пучеглазка"  была из разряда умных тётенек, которые живут по принципу: "Это невозможно просто потому, что это - невозможно!" Лёлька выслушала все аргументы и доводы Раисы Ивановны и сказала:
- А Вы можете сыграть отрывки из разных музыкальных композиций: "Вальс цветов" Чайковского, "Цыганочку", "Русскую плясовую" и ещё что-нибудь. Вы играйте, а я буду танцевать. Если Вы убедитесь, что я умею это делать, тогда мы в школе создаём свой танцевальный кружок.
Раиса Ивановна пожала плечами: "Да пожалуйста" и, сев за фортепиано, начала наигрывать отрывки разных известных мелодий, под которые обычно танцуют. И девочка, услышав первые ноты вступления, пустилась в пляс: то подбоченясь и игриво приподнимая плечо,  рассыпалась дробушками, то, встав на полупальцы и старательно выполняя классические пируэты, порхала бабочкой, то кружилась по классу, выполняя движения фигурного вальса, то с криками "Асса!" быстро перебирала ногами, размахивая руками, сжатыми в кулаки. Раиса Ивановна играла, не глядя на клавиатуру. Она не сводила с танцующей ученицы удивленных глаз. Лёлька прекрасно понимала, что ни о какой технике исполнения танцевальных движений тут и речи не могло быть, но музыкантша-то  в этой технике разбиралась ещё хуже неё. Поэтому главное - это кураж, а всё остальное неважно. "Если врёшь, то ври уверенно, и тогда тебе поверят! - рассуждала Лёлька, вспоминая слова Розы Владимировны. - Это принцип любого новатора".

Что было потом, догадаться не трудно. Раиса Ивановна убрала руки с клавиатуры и, выпучив свои и без того выпуклые глаза, молча смотрела на Лёльку. А та, запыхавшись, смотрела на музыкантшу, ожидая приговора.
- Ну хорошо, а где мы будем брать костюмы для выступлений? - спросила учительница, дождавшись, когда девочка отдышится.
- Сами будем шить на уроках труда, - ответила Лёлька не очень уверенно.
Ещё было неизвестно, согласится ли на это преподаватель по трудам.
- Ну, а где мы достанем ткань для пошива костюмов, - поджав губу, вслух рассуждала Раиса Ивановна, глядя куда-то мимо неё.
По всему было видно, что её зацепила эта идея. Каждый год проходит смотр самодеятельности между школами, а ей кроме песен и стихов выставлять было нечего. Лёлька интуитивно почувствовала её заинтересованность и уже более уверенно заявила:
- Надо рассказать о нашей идее директору, может быть она найдёт деньги для покупки ткани. А есть ещё и родительский комитет, надо и родителей подключать, мы же это делаем для их детей. Что же они нас не поддержат что ли?
Раиса Ивановна продолжала жевать губу. По всей видимости ей неоднократно и безуспешно приходилось обращаться за помощью к руководству и получать один и тот же ответ: "Денег нет! Где я их вам возьму? Рожу что ли?"
- А ну-ка, пойдём к старшей пионервожатой, - Раиса Ивановна решительно поднялась со стула и обняла Лёльку за плечи. - В конце-концов это её головная боль, вот пусть она и думает - как эту идею воплотить в жизнь? Ведь мы, педагоги,  обязаны поддерживать инициативу своих учеников. Так ведь, коллега? - и она, наклонясь, заглянула новоиспечённому хореографу в глаза.
Глаза Раисы Ивановны весело смеялись, и Лёльке понравился её задор. "И совсем Раиса никакая не пучеглазка, - подумала она, следуя за музыкантшей к пионервожатой.

Всё наконец закрутилось и завертелось. При поддержке родительского комитета и под молодым напором пионервожатой директор сдалась и нашла-таки деньги на ткань. Старшеклассницы на уроках труда кроили, строчили, обшивали блёстками  концертные костюмы, а преподаватель рисования и трудовик на дополнительных факультативных занятиях, с мальчишками что-то рисовали, пилили, полировали, изготавливали различные декорации, реквизиты и атрибуты для номеров. А чтецы под руководством учительницы по литературе с выражением декламировали стихи. Всё было подчинено одной идеи - подготовить хорошую концертную программу. Директор посмотрела занятия танцевального кружка, в который записалось немало желающих и даже мальчишки - старшеклассники. Они репетировали под руководством шестиклассницы Лёльки. И Наталья Сидоровна пообещала, что, если ребята будут заниматься серьёзно, с полной отдачей, то она организует для них самые настоящие гастроли по Приморскому краю. Но при условии, что увлечение хореографией не будет отражаться на их успеваемости. 


И она выполнила своё обещание. Когда наступили  летние каникулы, Лёлька вместе со своим коллективом на маленьком автобусе военных времён моталась по всем деревням и посёлкам Приморского края, выступая в сельских клубах перед колхозниками. Это было здорово! Но больше всего ребятам нравилось выступать под открытым небом, где-нибудь на лугу под аккомпанемент баяна и мычание коров, для самых благодарных и восторженных зрителей - доярок и животноводов. Они, не жалея своих ладоней, сопровождали каждый номер бурными аплодисментами, а после концерта забрасывали маленьких артистов букетами полевых цветов и поили их парным молоком. А иногда даже и угощали домашними пирогами с капустой. Лёлька возвращалась домой уставшая и безумно счастливая. Это были самые незабываемые дни её детства.

Когда Лёлька заканчивала восьмилетку, она абсолютно была уверенна, что поступит учиться в культпросвет училище на отделение хореографии.

(Продолжение следует - http://www.proza.ru/2014/05/21/1206)