Большая десятка устойчивого мира

Виктор Постников
Радикальные движения 90-х  по-прежнему живы:  Большая десятка устойчивого мира

Джен Лундберг   
Culture Change
01 июня 2014 г.

В 1990-х гг  активисты и прогрессивно-мыслящие люди так и не смогли завоевать сердца достаточно большого числа людей и привести к фундаментальным социальным сдвигам.  Но ключевые принципы и мини-движения пустили корни и закрепились.  Они представляют собой развитие движений предшествующих десятилетий,  а именно движений хиппи, «назад-к-земле», за низкие технологии, и пацифистов, выступающих за всеобщее разоружение – многие из них также сочиняли свою музыку в традициях протестного фолк-рока 1960-х.
И они никуда не ушли.

Эти ребята остаются упрямыми и (обычно) счастливыми радикалами,  в отличие от реакционеров или нигилистов ("радикалы"  от латинского "идущие к корням").   Корни, уходящие глубоко в землю, требуют подпитки - природного компоста и немного навоза; это, так сказать, активизм почвы.   Подобно тому, как компост способствует многолетнему росту дерева, социальный активизм вызывает длительные последствия.

Несмотря на многообещающие и восторженные усилия активистов 1990-х, их результаты оказались весьма скромными и были отодвинуты в сторону корпоративным истеблишментом и полицейским государством. Они отодвигались тогда, они отодвигаются сейчас, но, всё же, всех отодвинуть не удалось.  Два многообещающих движения были раздавлены, но не были забыты.  Движение Окьюпай возникло с большим размахом, споря с бурными 1990-ми,  но полицейскому государству удалось подавить его с помощью некоторой координации и насилия. 

Другим обьектом репрессий было Движение анти-глобализации, достигшем своей  кульминации  30 ноября 1999 г. в  "Битве при Сиэттле",  в результате чего удалось без насилия отменить встречу Всемирной Организации торговли. (Факт разрушения частной собственности в протестах был раздут в корпоративных массмедиа, и стал причиной насилия со стороны полицейских в отношении мирных протестующих).  Движение анти-глобализма остановилось и ослабло после успешных манипуляций режимом Буша.  Атаки 11 сентября 2001 г. также прервали активизм в отношении защиты окружающей среды,  но несмотря на это, несколько движений по-прежнему популярны, например против ГМО-продуктов и ядов Монсанто.

Одна из причин отсутствия прогресса в отношении экологической защиты с момента учреждения Дня Земли - узкая и скромная деятельность главных экологических организаций. Только одна из них «Друзья Земли (Friends of the Earth) поддержала мораторий на строительство новых дорог – чем продемонстрировала слабое руководство других экологических организаций.  Но иногда небольшие радикальные группы влияют на экологический истеблишмент: в субботу Нью-Йорк-Таймс приветствовала активность больших вашингтонских групп по защите климата [см. Читать далее].

Но предполагаемый боевой дух больших НГО – всего лишь мелкие шаги по борьбе с  парниковыми газами.  Слишком мало, слишком поздно.  Но Таймс хочет удержать «объективность» и поэтому цитирует ученого, отрицающего глобальное потепление;  неудивительно, что они с трудом отыскали этот редкой вид в Алабаме.

Но дело не только в очевидном стремлении «продать объективность».  Главный урок неудач 1990-х по привлечению масс к социальным переменам в том, что  в обществе стали преобладать противоположные тенденции.  Консумеризм, рост экономики, "прогресс," спровоцированный страх, и соответствующие мифы по–прежнему рассматриваются как реальные, приемлемые и вечные.  То, что их дни сочтены,  мало кто понимает.  А те, кто понимают, конструктивно готовятся к тому, что отец пикойла Колин Кемпбелл называет  "историческим разрывом".

Рассмотрим  эти конструктивные попытки, не известные потребителям 1990-х и не достаточные для того, чтобы потревожить сонных потребителей и вышестоящих начальников.  Сегодня эти мини-тенденции представляются  актуальными как никогда:

• Разасфальтирование, включая и биологический «асфальт», известный как «газоны»
• Велосипедные прицепы и трейлеры
• Парусный транспорт
• Использование лошадей
• Разведение кур (коз, овец)
•  Разведение пчел
• Максимальная посадка деревьев*
• Органическое земледелие, включая выращивание марихуаны
• Отключение «от сети» в буквальном и переносном смысле
• Некорпоративная торговля (местные рынки, DIY, бартер)
Называйти это Большой десяткой устойчивого мира.

Где они сейчас?  Везде, если присмотреться внимательно -  и временно отложить в сторону заботы об оплате счетов и поддержании статуса-кво.  Большинство потребителей продолжают привычные закупки и не решаются на радикальные перемены.  Тем не менее, безработица, вызванная финансовым мелтдауном в 2008г   привела к росту огородничества, при моральной поддержке Мишель Обамы, разбившей огород около Белого Дома. Люди начинают вспоминать навыки самодостаточности, которыми обладали предки и в которых мы будем нуждаться  в будущем, когда капиталистическая экономика перестанет работать.

Большая десятка приносит радость, позитив, не требует покупки машины, МакДома, шикарного отпуска с перелетом,  минимально использует пластмассы. Некоторые хотят еще большей радикализации;  однако потребители  и фанатики частной собственности встревожены таким "концом света."  Большая десятка открыто бросает вызов рекламной индустрии и институциональной промывке мозгов. Большая десятка воплощена в пермакультуре, экодеревнях, сельскохозяйственных коммунах – игнорируемых мейнстримовской культурой и незамечаемых Fox News et al.  Если Десятка вызывает чувство конца света, это реакция тех, кто не рассчитывает в жизни на перемены  и лишен духа приключений.  Дух приключения основывается на преследовании независимого мышления и принятия решений;  общими  будут – стремление изменить образ жизни, самоизлечиться, и взять будущее в свои руки.  Для этого понадобится честность и  смелость.  В отличие  от  законсервированных бюрократов,  которые отказались от своей мечты.

Во всем мире ширится движение за позитивный образ жизни, с упором на большую гибкость и коллективное проживание [т.н. Движение Transition - ВП]. Все большее число людей озабочены быстро исчезающими запасами нефти, последующими глобальными конфликтами,  плюс ускоренной дестабилизацией климата.  Например движение Транзишн-таунс, сеть активистов,  возникла целиком из инициатив 1990-х гг и мини-движений. Среди истоков современного движения были  Ричард Реджистер (основатель Ecocity Builders), дорожные воины свободной сети Earth First!,  возрождение движения аборигенных культур, с подачи поэта Джона Труделла, энтузиасты и проектировщики домашних энергоустановок (солнечных и других), учителя пермакультуры, такие как Альберт Бейтс, анти-автомобильные активисты и издатели, и растущие ряды органических фермеров, организовавших свой рынок фермеров.  Они по-прежнему с нами, живые и  непримиримые, несмотря на молчание со стороны политиков и массмедиа. При молчаливом сговоре корпоративных массмедиа, радикальные идеи намного реже высвечиваются сегодня, чем в 1990-х. Но может показаться странным, что идеи уже никого не шокируют. "Все доступно," благодаря Интернету, который занял место реального многообразия и запрещенной информации.

«Делать деньги в большом количестве» по-прежнему главный критерий «успеха». Но со времени финансового мельдауна 2008 г. золотые мечты недостижимы для среднего класса. Жаждущие обогатиться по-прежнему живут фантазиями о финансовом изобилии, поджидающем их за углом.  Они не понимают истины: "Не спрашивай, что ты можешь сделать для корпоративной экономики; спрашивай, что подрывает ее и как ее исчезновение поможет сделать мир безопаснее."

Есть две большие проблемы с фальшивой Американской мечтой и с тем, что нужно сделать в первую очередь. Во-первых, военная машина и  Большая Игра (иностранная конкуренция за доминирование в крупном регионе, вокруг Афганистана) ведут нас к катаклизму.  Политика США и международная политика согласуются.  Во-вторых,  сделать выбор более простого образа жизни, без того, чтобы потерять жену или мужа, весьма проблематично; это объясняет, почему ряды трибалистской организации  Earth First! в основном ограничены молодыми людьми.

Сегодня, в 2014 г,  у меня нет ответа, как выключить военную машину или найти миллионам надежный выход  из корпоративной экономики.  В последние годы Culture Change и другие группы призывали к тому, чтобы признать коллапс  экономики в условиях изменившегося климата -  и освободить себя от ложной безопасности.  Идея состоит в радикальном сокращении потребления энергии, а не в ожидании прихода "чистой экономики". Для большинства «зеленых» такая экономика означает по-существу отказ от радикальных перемен и удобное приспособление к малым шажкам (больше переработки, замена ламп накаливания,  покупка органических продуктов и т.п.) – то, чем заняты многие яппи.

Непобедимая логика добровольного отказа от использования энергии и ожидания коллапса бросает вызов малодушным – будь то риск ухода от знакомого стада, или нежелание отказа от хорошего заработка и «преждевременного» ухода от рабской зависимоти от зарплаты.  Существуют также несколько ментальных смирительных рубашек, дающих дополнительные причины отказа от действий. Одна из них  "уверенность"  в климатическом вымирании (включающем и людей), или тотальный экономический коллапс, не подлежащий смягчению --  "поэтому зачем вообще беспокоиться?"  Другой интеллектуальный костыль – это категорическое отрицание возможности коллапса.  Он происходит из-за страха социального хаоса и массового вымирания,  или призрака фашистского полицейского государства.  Страх ведет к неизменной поддержке существующего статуса-кво через выборы демократов, несмотря на то, что их курс ведет к летальному исходу. Благостные надежды на приход лучшего Обамы успокаивают,  для некоторых это удобная позиция, не отпугивающая друзей или спонсоров НГО.  Беда с отрицанием коллапса в том, что он отрицает научный факт: мы уже падаем с экологического обрыва как моторизованные лемминги. Наше время цивилизованных потребителей фактически закончилось; в ближайшие годы глобальный парниковый эффект должен это подтвердить.


США: сатана или Бог

Одре Лорд  сказал в 1984 г, "Не бывает борьбы против чего-то одного, потому что жизнь не ограничивается чем-то одним."
Некоторые люди видят "проблему"  в одном, например в том, что США – это враг народа и планеты №1. (На мой взгляд проблема состоит в неисправимых упущениях, вошедших  в самое нутро и происхождение нации.) Для других, облюбовавших конспираторологию, "проблема"  в "Иллюминати" или "банкирах-Ротшильдах."  Еще для других,  капитализм – единственный бич,  хотя современное общество может разрушить планету идя по некапиталистическому пути. Поиск единого врага напоминает воинственную фракцию иранских революционеров – скорее реакционных, чем радикальных – которые называют США  «Большим сатаной», в то время, как они сами якобы должны представлять Бога (какого Бога, кстати?).  Многим гражданам США это представляется большим абсурдом, т.к. они полагают, что являются не только силой добра, но и богоподобны.  Не отходящие от телевизора американские обыватели считают иранцев (причем, всех) олицетворением отсталости и зла. Обе противоборствующие  группы населения не видят ни своей узости и слабости, ни общечеловеческих интересов на перенаселенной планете.

Тем временем, самая очевидная угроза находятся рядом, перед  входной дверью:  а именно большой, энергозатратный, загрязняющий автомобиль,  у которого нет иной роли кроме разрушения среды в угоду его владельцу.  Эта машина массового уничтожения – ошибочный, трагический путь цивилизации – поддерживается социальной структурой и  культурой. В конце 70-х панк-группа Savage Republic  пела по этому поводу:

Кризис в нашей стране
Вызвали не внешние силы.
Опасность -  внутри.
The crisis of our country
is not caused by external forces.
The danger lies within.

Некоторые активисты с радикальным уклоном вознаграждаются за свою смелость и работу благодаря поддержке со стороны других лиц.  Но такая возможность  такая же редкая, как зубы у цыпленка.  Предлагаю способ, по которому можно удовлетворить стремления активиста: устроить глобальную конференцию по радикальному изменению культуры  с целью построить фонд помощи тем, кто готов радикально изменить образа жизни. На ней же популяризировать Большую Десятку.  Пусть результатом конференции будет Приз Большой десятки, глобальный фонд,  награждающий грантами тех, кто публично придерживается самодостаточного образа жизни.  Поддержка должна оказываться для создания обучающих центров  Ecovillage Training Centers (таких, как The Farm, шт. Тенесси), и Университетов Земли (главные навыки выживания, политически автономные школы  в Чьяпас).  В этом же духе работает фонд «За правильный образ жизни».

Вы готовы предоставить свое заявление с характеристиками?  Тогда вперед!   Деньги вас ждут --  богатые визионеры, шаг вперед!  У вас есть лучшая идея?  Но надеюсь все же, что вы уже следуете Большой Десятке и не смотрите на экран.

* * * * *
* in Global Warming Culture versus the Natural Future for Humanity, and the Real Denialism the calculation is presented showing that all excess carbon can be removed from the atmosphere by tree planting on an intensive planetary scale.

Читать дальше:
The Auto-Free Times magazine, the flagship of the road-fighting movement, has back issues online in the Culture Change Magazine Archives where you can learn about several Big Ten Actions.
Albert Bates' Ecovillage Training Center at The Farm, Tennessee
Richard "The Depaving King" Register's Ecocity Builders
Transition US and the Transition Network
The Sail Transport Network includes the bike/horse connection to and from the docks. Visit STN
The big U.S. Environmental Groups Focus on [incremental] Change by Strengthening Their Political Operations. By Michael Wines, May 31, 2014
The life and activist poetry of Audre Lorde