18 век. Театр на Брумбергской площади

Финне Ирина
                Я слышу странный шум музыки!
                То слух мой нежит и живит.
                Я разных зрю народов лики!
                То взор мой тешит и дивит.
                Во славе древняя Россия,
                Рим, Индия и Византия
                Являют оку рай отрад!...

              Так описывал конные игры поэт второй половины 18 века В.Петров.

      В 1764 году Семен Брумберг выкупает соседний участок у наследника П.И. Шувалова – сына Андрея Петровича Шувалова. 
   
      Андрей Шувалов был  сенатором, действительным тайным советником, управляющий банками, Санкт-Петербургский губернский предводитель дворянства, большой любитель истории, писатель и переводчик, почетный  член  Академии Художеств. Помимо всего вышеперечисленного, Андрей Петрович был  страстным галломаном.

     «Налейте мне еще шампанского стакан: Я сердцем славянин, желудком галломан!» - писал в свое время Константин Батюшков. 

     Этот фактор сыграл большую роль в дальнейшей театральной истории, т.к.  актерами Брумбергской площади являлись рабочие типографии Академии Художеств.

     Огромные склады занимали место от улицы Якубовича до набережной реки Мойки (территория современного ГУАПа). Незадолго до этого, построенный у Летнего сада на Царицыном лугу  растреллиевский деревянный Оперный дом (ок. Миллионной д.1) пришел в негодность.  А в дворцовый театр, разумеется, не всех пускали - простая публика не могла посещать эти представления. Тогда и пригодилась купеческая предприимчивость:  в наспех построенных деревянных подмостках давали представления «актеры из простонародья: наборщики, подъячие, переплетчики, фабричные и другие мастеровые»  академической типографии.

     Для актеров была сооружена открытая сцена, простые зрители довольствовались штабелями  леса.  Зрители благородных фамилий смотрели спектакль, находясь в каретах собственного выезда, не выходя их колясок.

     В 1765 году на Брумбергской площади выступала труппа, известная как «Всенародный театр», бывала здесь и сама императрица Екатерина Великая. По каким-то причинам, монаршее величество не осталось довольно развитием простонародной театральной школы,  и эти представления через какое-то время быстро прекратились. 

     «Театр – школа народная; она должна быть непременно под моим надзором, я старший учитель в этой школе, и за нравы народа мой первый ответ Богу!» - Екатерина Вторая.

     В 1773 году, издается указ: «…в здешнем городе сделать публичное русское комедиальное зрелище, как оное и прежде было… и для представления оных построить театр и комедиантов нанять…»

     А 5 октября 1883 года на Карусельной площади, по другую сторону реки Мойки был открыт Большой Каменный театр (ныне Мариинский), в котором выступали и М.Ф.Кшесинская с братом,  госпожа  Карсавина и многие другие.

     С особым размахом отмечалось 25-летие Иосифа Кшесинского в  Санкт-Петербургской Консерватории. Дирекция императорских театров разрешила госпоже Литвин, А.М.Давыдову и другим артистам присутствовать на его юбилее. Основное амплуа Иосифа Феликсовича – это  «мимические роли», он принял участие более чем в сорока балетах и операх, и танцевал  с итальянскими  балеринами: Верджинией  Цукки, Карлоттой  Брианца, русскими балеринами: Павловой, Преображенской и др.
 
     История же Брумбергской площади закончилась вместе со смертью владельца, в 1770 году данный участок купил французский купец И.А Поше, который собирался выстроить здесь каменный театр, но также скоропостижно скончался, не успев ничего сделать.   Затем территорию занял Кавалергардский полк, после него – Конногвардейский полк. Но это уже совсем другая история совсем иного здания.