Преемник. Речения-31

Кот Базилио 2
Вопрос о приемнике Моше чрезвычайно важен для понимания всей истории еврейского народа, понимания успехов Израиля и всех его неудач, тех бедствий, которые обрушились на этот народ, и жажды и надежды его на избавление.

Для связности и целостности повествования о приемнике мне пришлось повторить рассказ о некоторые событиях, которые уже известны моему читателю. Надеюсь это не испортит общее впечатление от поднимаемой темы и не вызовет у читателя сожаления о потраченном на чтение времени.

История о приемнике вождя еврейского народа удивительна необычайно и столь же неожиданна. Может быть, и не самая удивительная из всего Пятикнижия, но, вне всякого сомнения, одна из лидеров по этому показателю.

Шестого адара 2488 года от сотворения мира Бог сказал Моше: «Вот, приблизились дни твои к смерти. Призови Йегошуа – станьте в Шатре Откровения, и Я дам ему повеления» (Втор. 31:14).
    
Моше, естественно, и скорее всего не раз задумывался о человеке, который смог бы заменить его и возглавить еврейский народ. Он уже немолод. Силы уже не те. Он знает, что не войдет в землю Обетованную. Мирьям уже нет, и Аарона нет. Евреи расположились на границе Эрец Исраэль. Осталось сделать «один» шаг. В общем, время пришло. Кто будет его приемником? И Моше хочется, чтобы был он из его семьи, еще лучше, из его сыновей. Но из скромности, обращаясь к Богу, он начинает издалека:

     – Властелин Вселенной, назначь моего преемника до того, как я умру. Не допусти, чтобы община была подобна стаду без пастуха. Тебе известно, о Всевышний, что характеры у людей очень разные. Некоторые быстро возбуждаются, в то время как другие остаются спокойными и скрытными. Дай им такого лидера, который мог бы руководить всеми ими с должной мудростью, не теряя достоинства, несмотря на то, что его будут провоцировать на это.

     – О Господь, выбери лидера, который всецело посвятит себя решению проблем общины, делая это с готовностью и усердием; выбери лидера, у которого есть великие заслуги и который будет молиться за народ, – продолжает молитву Моше.

     – Мне бы хотелось, чтобы мое место занял один из моих сыновей, – подводит он итог своим чаяниям.

Однако Господь ошарашивает его, заявив ему, что Он давно уже все решил. Приемником Моше на посту лидера народа будет Йегошуа сын Нуна.
    
Первый раз на страницах Торы мы встречаем никому неизвестного Йегошуа в 17 главе книги Шмот (Исход). Откуда он взялся, чей он сын ничего не сказано и непонятно. Евреи перешли Ям Суф и расположились на стоянке в Рефедиме. Народ очень недоволен и ропщет на своего предводителя. Причина проста. Нет воды. Вокруг пустыня.

     «И жаждал там народ воды, и роптал народ на Моисея, говоря: зачем ты вывел нас из Египта, уморить жаждою нас и детей наших и стада наши?».

А тут еще одна беда. Напали амалекитяне.

     «И сказал Моше Йегошуа: выбери нам мужей и выходи на войну с Амалеком. Завтра я стану на вершине холма с посохом Всесильного в руке моей. И сделал Йегошуа, как сказал ему Моше о войне с Амалеком, а Моше и Аарон и Хур взошли на вершину холма. И было – как поднимет Моше руку свою, одолевал Израиль, а когда опускал руку свою, одолевал Амалек. И отяжелели руки Моше, и взяли они камень и подложили под него, и он сел на нем, Аарон же и Хур поддерживали руки его, один с одной, а другой с другой стороны. И были руки его тверды до захода солнца».
    
В конце концов, Йегошуа отбил нападение амалекитян.
    
Второй раз мы встречаем Йегошуа в эпизоде с Золотым Тельцом. Он сопровождал Моше на гору Всесильного и сорок дней, нисходя с места, ожидал возвращения его. А сыном Нуна впервые назван, когда находился вместе с Моше в «Шатре Откровения» (1) после греха с тельцом. Однако имя его было другим. Его тогда звали еще Гошеа. Именем Йегошуа Моше назвал его, когда выбрал разведчиком от колена Эфраима. Было это 28-29 сивана 2449 года. Имя Гошеа означает «был спасен», имя Йегошуа – «Бог спасет». Моше добавил к имени ту самую букву йуд, которую Бог приказал убрать из имени Сарай, и она стала Сара.
    
И еще в одной истории оказывается замешан Йегошуа.
    
Народ часто и много выказывал недовольство своим вождем. И однажды Моше не выдержал и стал роптать. За что, мол, ему такое наказание, и почему это он один должен сносить бремя этого народа.

     «Не могу я один нести весь  народ этот, ибо слишком тяжело это для меня! … Лучше умертви меня, … чтобы не видеть мне бедствия моего!».
    
Проблема озвучена, она серьезна и ее надо как-то решать. Бог предлагает избрать семьдесят старейшин (фактически первый Синедрион). Тянули жребий, а некто Эльдад и Мейдад не явились. Читатель мой должно быть помнит эту историю.

Вот эти два деятеля, на которых вдруг снизошел дух пророчества, и высказались впервые, что преемником Моше окажется Йегошуа бин Нун. Предсказали почти за 40 лет до того, как это случится.

Интересна реакция самого Йегошуа и Моше на полученную информацию. 
   
     – Господин мой, Моше, брось их в темницу! – отреагировал Йегошуа.

     – Уж не ревнуешь ли ты за меня, – иронично ответил ему спокойно воспринявший полученную информацию Моше.
    
Не столь важно поверил ли этому сообщению Йегошуа, но то что не поверил Моше, станет ясно, когда Бог назовет ему приемника, чем вызовет его немалое удивление.

Есть еще одно подтверждение тому, что Моше не очень поверил каким-то пророкам. Он никак не предполагал, что не войдет в Святую Землю. Господь объявил ему об этом в последний год пребывания в пустыне после истории с посохом и скалой.
    
Первого нисана 2487 года евреи пришли в пустыню Цин и разбили лагерь в Кадеше. 10 нисана умерла Мирьям и исчез колодец, который перемещался по пустыне вслед кочующим сыновьям Израиля. Вскоре люди, изнывая от жажды, окружили Моше и Аарона и стали требовать воду.

     – Для чего вы привели общество Господне в эту пустыню, чтобы умереть там нам и скоту нашему? И зачем вы вывели нас из Египта? Чтобы привести нас на это место дурное? (Это) не место посевов и инжира, и винограда, и гранатовых яблок; и воды нет для питья! – кричали они наперебой.
   
Перепуганные вожди укрылись в Шатре Откровения. И тут Господь пришел им на помощь. Он повелел взять посох, выйти к народу и у скалы просить для них воду. Однако Моше что-то не так понял. Подойдя к скале, он саданул по ней посохом, и полилась вода. Богу такие действия очень не понравились.

     – За то, что вы не поверили Мне и не дали явить Мою святость на глазах у сынов Исраэля, – сказал Бог Моше и Аарону, – не введете вы собрание это в  землю, которую Я дал им! (Чис. 20:12).
    
Вот только с этого момента была окончательно решена судьба Моше и Аарона. И, тем не менее, после завоевания земель к востоку от Иордана, после победы над эморейскими царями, и уже после смерти Аарона, Моше вдруг стал надеяться, что Бог смог бы и отменить свое решение в отношении него. Стал он молить Бога:

     «Дай мне перейти и увижу я эту добрую землю, что за Иорданом, прекрасную гору эту и Леванон» (Втор. 3:25).
   
Но Господь остался непреклонным и только разгневался за эту молитву на Моше. Вот может быть тогда Моше и вспомнил пророчество Эльдада и Мейдада. Да и то не факт. Потому как не ожидал, что Господь объявит приемником ему Йегошуа.
    
Шестого адара 2488 года Бог объявит приемником Моше Йегошуа бин Нуна, а 7 адара Моше сына Амрама не станет. Он прожил ровно 120 лет. Где находится его могила неизвестно.
    
С исторической частью более или менее все понятно. Но остался главный и важный вопрос, почему Господь избрал именно Йегошуа. Разве не было других кандидатур среди сыновей Израиля?
    
Естественно были. Вот, например, известный уже нам Пинхас, внук Аарона, или Отниэль, брат Калева. Они превосходили Йегошуа и по учености и по способности постижения мудрости.
    
     – Как же так? – спросит мой внимательный читатель. Ведь сказано же было, что Йегошуа получал столько мана, сколько вся община Израиля (включая Пинхаса и Отниэля).
    
Тому, кто впервые знакомится с устной частью Торы, кажется странным, что рядом могут уживаться мнения не только противоположные, но и взаимоисключающие. Это особенность Устного Закона, и это нормально. Чуть не по каждому поводу существуют среди мудрецов различные точки зрения. Эта удивительная особенность, как ни парадоксально играет положительную роль. У изучающего Закон не отнимают свободы выбора. А свобода выбора, которой обладает человек, есть основополагающий закон мироздания.
    
А почему был избран именно Йегошуа, обычно отвечают, потому что Йегошуа никогда не оставлял Моше. Он поднимался рано утром и оставался до поздней ночи в Доме Учения. Он ставил скамейки и расстилал циновки. Он всегда и везде сопровождал своего учителя.
    
И все же приемником он был назначен по велению Бога. Возможно потому, что Создатель решил ввести принцип разделения властей. «Законодательная часть» власти остается за семейством Моше и Аарона, а «исполнительная часть» передается мелеху (2) – т.е. тому, кто ведет. И вот, по-видимому, Господь решил, что лучшей кандидатуры на эту роль, чем из дома Йосефа быть не может. Вспомним историю с Золотым Тельцом. Роль же «судебной ветви» власти у Сангедрина (3) из 70 старейшин, выбранных Моше с помощью жребия.
    
Только Моше мог совмещать в одном лице сразу все ветви власти. Единственный и неповторимый. Но после его смерти ветви власти необходимо было разделить по тем же самым основаниям, что и в настоящее время.
    
Пинхасу было предназначено первосвященство. Но почему же роль водителя народа не была передана «царскому дому» Йегуды? Тому же Калеву или Отниэлю? Потому что при завоевании Святой Земли нужен был именно бык, но не лев. Йосеф назван в Торе быком (шор), и на знамени у колена Эфраима и Менаше изображен бык. Сочетание букв шин и реш означает «стабильную, совершенную структуру; крепость сложения; сцепленность частей». Шор – это вол – сила и крепость. Шор – это еще и пуп, пуповина, обеспечивающая сцепленность плода с материнским организмом. Молодого быка называют словом пар, составленным из букв пе и реш, в сочетании означающих – «разделение на составные части»(4). Бык (пар) – это то, существо которое разрушает преграды, разбивает их на составные части.

А лев? Он грозен видом и рыком, но существо в сравнении с быком, несколько пассивное. Он, конечно, силен и бесстрашен. Но вряд ли способен к длительному силовому напряжению. У него нет тягловой силы. Лев спит 20 часов в сутки.

Иллюстрация: Гравюра немецкого иллюстратора Библии Юлиуса Шнорр фон Карольсфельда (Julius Schnorr von Carolsfeld  1794 – 1872) «Посвящение Иисуса Навина».


(1) Это, естественно, не Мишкан, который был построен только через год. Хотя Имена и совпадают.
(2) Мелех – царь. Йегошуа, естественно, не был царем в полном смысле этого понятия.
(3) Сангедрин (Синедрион) – собор или совет старейшин, исполнявший роль суда.
(4) Интересно, что имя Эфраим содержит в себе сочетание пе и реш, т.е. быка.