Спасти рядового Райана. 1998 год

Александр Кукояшный
Второй фронт… Второй фронт…

Нормандия. Такой далёкий 1944 год. Семьдесят лет назад. 6 июня… Похоже, что командующие операцией выбрали один из самых укреплённых участков побережья. Неужели на протяжении нескольких тысяч километров побережья не было более уязвимых мест? Но рассуждать о уже произошедшем, это поставить под сомнение поставленную задачу.

Тысячи десантников высадились под шквальный огонь. Разрывает тела. Заляпывает кровью лица выжившим. Укол морфия… кому помогает, а кому уже и не нужен. Разве нужен морфий половине тела? Ноги без головы… голова без ног…
Поневоле думаешь: а для чего ведутся войны? Неужели для того, чтобы определить кто лучший воин? Тот побеждает, кто быстрее уничтожит врага? Или кто, не смотря ни на что, может выжить, чтобы потом… уже в мирной жизни обо всём рассказать потомкам? Чтобы потомки ценили мирную жизнь… Но это будет потом… после…

Враг! Взорвать бункер. Потом выжечь. Потом дальше… дальше… Безжалостный расстрел,  добить противника. Или всё же врага? И безоружного тоже. В плен брать? Зачем? Философия войны: проще потратить один патрон, чем оставить лишний рот при дефиците еды. Потом, после боя, можно и добытыми трофеями друг перед другом похвастать. Победителей не судят.

После боя. Истерика. Плач новобранца. А кто чужую землю в жестяную банку собирает. Для чего? Для памяти что ли? Нет, для того, чтобы знать, где ты смог живым пройти сквозь пекло. Плацдарм взят, враг повержен. Можно и оглянуться… Волны, окрашенные кровью, выталкивают на берег тела погибших. Кто бы мог предположить, что так быстро для многих закончится жизнь? И вспомнят ли потомки, за что пролили кровь их отцы и деды? Задумаются ли?

Америка… Америка! Сможешь ли понять, что Райан не символ? Райан – это цель. Единственно выживший сын из семьи Райанов должен вернуться домой. Один из четверых должен вернуться домой живым. Но разве для войны рожала мать своих сыновей? Наверное поэтому у войны не женское лицо. Что думает мать, получая похоронки, даже не имея возможности предать земле своих сыновей? Лучше не спрашивайте… всё равно не услышите.

Получен приказ: «Спасти рядового Райана». Обсуждению не подлежит. Приказ превыше всего.

Джеймс Райан. Да кто ты такой, чтобы ставить одну твою жизнь против жизней восьмерых таких же американских парней? Они только и отличаются только тем, что у них на этой войне не погибли трое их братьев.

Палит ли летнее солнце, идёт ли проливной дождь, тебе должно быть всё равно, если воюешь. Герои? Нет, обычные люди, взявшие в руки оружие. Доставить любой ценой одного живого против троих уже погибших.

На войне, как на войне. Самое важное говорят перед самой  смертью. Если умирающий просит переписать письмо, то не имеешь право отказать и не выполнить. Переписать письмо чьему-то отцу, о котором ты бы и не знал, если бы не твой брат по оружию.

У войны не женское лицо. Лицо ли? У войны не лицо… оскал. Улыбаться не может. Может только считать. Один… два… ещё один. «Работайте воины! Смелее! Не жалейте врага!» А у врага оказывается такая же кровь, такие же руки и ноги… Что же нас делает врагами? Или кто?  Правители? Или их обещания? Или желание стать победителем над кем-то? Кто такой Райан, чтобы за него убивали лучших, своих же?

Воспоминания о мирной жизни доводят до слёз. Здоровые мужики, ставшие на войне беспощадными убийцами, оказывается могут плакать и не от боли, а от воспоминаний, от воспоминаний о бесконечно далёком, но незабываемом мирном времени.

На войне «человек проявляется человеком». Наверное, это основной посыл не совсем удачной идеи создателей фильма. «Спасти рядового Райана». По ходу фильма американский солдат спасает от расстрела солдата немецкой армии. Во второй раз встретившись с ним, в конце фильма, уже не прощает, а отстреливает, как предавшую собаку. Самого же американца, не привыкшего к боям, щадит другой немецкий солдат, который несколькими мгновениями прервал жизнь противнику. Всё смешивается, да так, что и не оторваться противникам друг от друга.

Никто не задаёт вопрос: «Когда же эта война закончится?» Пока есть чем воевать – воюешь… и даже если нечем, готов грызть землю и проливать и свою, и чужую кровь.

У война не женское лицо.
Кровь… много крови. Те, кто затевает войны, видят ли эти кровавые реки? Война многое списывает. Часто списываются и преступления. Одним из таковых является – самосуд. Потери своих, тех кто ещё минуту назад был жив. После почти каждого боя кто-то да заплачет. Невозможно носить такую боль и она выливается слезами.

«Проклятый Гитлер! Проклятый Гитлер!»
Как же мы понимаем эти слова!

Основной лейтмотив фильма понять несколько сложно. Возможно, это избранная возможность (которую надо воспринимать за честь) для Райана – гарантированная жизнь в условиях войны? Для матери, оставшегося в живых  сына, чтобы она выбрала: жизнь без войны для всех своих сыновей или как вариант для одного, как единственно возможный в условиях военного времени?

И потому воины обречены найти рядового Райна и вести высокопарные разговоры, потому и пытаются найти оправдание своей миссии. И определяют, что единственно приличный поступок это: «Спасти рядового Райана». Любая жизнь должна сохраняться, даже в условиях войны. Но почему только Райан избранный? Почему один из сотен тысяч? Только ли из-за того, чтобы матери было легче пережить смерть остальных сыновей?

Райан найден! Теперь бы действительно его спасти! Разработка плана действий предстоящего боя. Мины-липучки из дырявых носков. Американское ноу-хау. Вот уж действительно, не всё придумывают русские. Когда всё согласовано можно и отдохнуть. Задрать ноги повыше и предаться воспоминаниям. Разнообразить передышку перед боем. Звучит Эдит Пиаф, погружая мужчин в прошлую мирную жизнь. И вот мужчины, ещё пару минут назад готовые к бою с бронетехникой, скатываются к разговору о женщинах. Ну о чём ещё могут говорить мужчины в свободное от войны время? Только о женщинах! О своих и доступных, о желанных и грудастых…
Райан тоже вспоминает… забывается и даже начинает смеяться, но потом приходит в себя от осознания того, что главный герой его рассказа, его старший брат, уже мёртв. Его не вернуть. Старший брат стучит пульсом в висок. Да, это он, брат Джеймса Райана. Джеймса, ещё не спасённого, но уже почти гарантированно выжившего в этой мясорубке.
Подаренная жизнь одному… благодаря смертям троих братьев.
Ну вот и приближающийся шум бронетехники. Все по местам! Бой на удержание позиции. Силы неравны. Перед боем делятся последним… жёванной жвачкой. Ну чисто по-американски.
Освобождаются души от кровоточащих тел. Погибают один за другим воины разных армий, но одни считают себя освободителями, другие - защитниками. Только история их рассудила.
Чужой он всегда чужой. Это ещё раз подтверждает спасение американцем  немецкого солдата. Американец удержал своих однополчан от самосуда, папавшего в плен немца. Но видать урок не впрок: немец опять взялся за оружие и продолжил с остервенением воевать. Это настроение очень хорошо передано. Но на второй раз американец сам устроил самосуд. Чужой он всегда чужой. Враг он всегда враг. Даже безоружный. Даже пытающийся сдаться в плен.
Подоспевшие силы не позволили уничтожить оставшихся в живых.
Ну как ты, Райан? Ничего не хочешь сказать умирающему капитану? А капитан на прощание смог из последних сил, с последним выдохом:
- Райан, ты это заслужил…
Заслужил. Ты понимаешь? Да, Райан, ты заслужил жизнь! Ты заслужил жизнь потому что не стал прятаться, пытаясь выжить. Ты не сбежал от последнего боя. Ты выжил потому что наравне со всеми бился за победу в этом бою. Ты должен жить. Ты должен сохранить этот бой в своей памяти, этот последний бой.
Правая кисть капитана перестала дрожать… навсегда.
Что удивило? После финального сражения почти все бриты и чисты лицом (пару капель крови не в счёт), обмундирование без следов пыли и гари.
Кстати, на привалах и в перерывах между боями, герои картины практически не едят и не пьют. Да и с собой носят только оружие и боеприпасы.

***
Прошли годы. Райану пора подводить итог своей жизни. Непонятно почему только по прошествии более 50 лет (фильм вышел в 1998 году), он решил утвердиться в самооценке, спрашивая об этом у жены:
- Скажи, я прожил достойную жизнь?
- О чём ты?
- Скажи, я достойный человек?
- Да…
Неужели тебя, Райан, всю послевоенную жизнь мучил только этот вопрос? Или тебя мучило то, что ты не сможешь получить ответ? Или тебя мучил не услышанный ответ? Тогда скажи, Райан, зачем тебе мнение других, если капитан тебе всё равно не ответит?
Конец фильма. И на весь экран звёздно-полосатый флаг, как символ… совсем не вписывается с послевоенной политикой этой страны.
***
Только у Спилберга главный герой может не упоминаться в названии самого фильма. Это шутка, если кто не понял.
Знаю, что многие не согласятся со мной, но… В целом фильм неплохой, но...
7 из 10.