Религиозный фактор конформизма

Юрий Шпилькин
 
Конформизм означает отсутствие собственной позиции, беспринципное и некритическое следование любому образцу, обладающему наибольшей силой давления (мнение большинства, признанный авторитет, традиция и объективный взгляд). В социальной философии принято использовать термин конформность — свойство личности, выражающееся в склонности к конформизму (от позднелат. conformis — «подобный», «сообразный»), то есть изменению индивидом установок, мнений, восприятия, поведения и так далее в соответствии с теми, которые господствуют в данном обществе или в данной группе. При этом господствующая позиция не обязательно должна быть выражена явно или даже вообще существовать в реальности. В обыденном понимании означает «приспособленчество». Традиционно выделяют два вида конформизма: Внутренний, связанный с реальным пересмотром человеком своих позиций, взглядов (сравнимый с самоцензурой). Внешний, связанный с избеганием того, чтобы на внешнем, поведенческом уровне противопоставлять себя сообществу. Сегодня поведение людей так называемого цивилизованного мира определяют конформизм и религия.

Влияние религии на конформизм связано с компенсаторной, точнее с утешительной, а также с её мировоззренческой функцией и обрядовой частью: суть её состоит в возможности религии возмещать, компенсировать человеку его зависимость от природных и социальных катаклизмов, удалять ощущения собственного бессилия, тяжёлые переживания личных неудач, обид и тяжести бытия, страх перед смертью. Наглядный пример этому – протестантизм.
В распространении современного конформизма значительную роль играет протестантизм, механизм которого был описан у Эриха Фромма в книге «Бегство от свободы». Автор анализирует как лютеранство и кальвинизм в отличие от католичества дали человеку независимость в вопросах религии. Лютер лишил церковь ее власти и отдал эту власть индивиду, который может надеяться стать угодным богу, если не только признает собственную ничтожность, но и унизит себя до последней степени покорности. То есть предлагалось освободиться полным самоотречением от своей личности со всеми ее недостатками и сомнениями, избавиться от чувства своей ничтожности. Таким образом, Лютер, освобождая людей от власти церкви, заставил их подчиниться гораздо более тиранической власти: власти бога, требующего полного подчинения человека и уничтожения его личности как главного условия его спасения.

«Вера» Лютера состояла в убеждении, что любовь бога дается ценой отказа от собственной воли; это решение имеет много общего с принципом полного подчинения индивида власть имущим. Он восстает против власти церкви, но преклоняется перед властью светских князей и тиранического бога. Более того, это благоговение проявляется в его ненависти и презрения к угнетенным массам, к «черни», посмевшей бунтовать: «И потому каждый, кто может, пусть рубит, колет режет [их], тайно или открыто, помня, что нет ничего столь ядовитого, пагубного и дьявольского, как мятежник. Это все равно, что убить бешенную собаку: если ты не убьешь ее, то она убьет тебя, а вместе с тобою и всю страну».

Эти  слова Лютера явились руководством к действию для современных украинских единомышленников Лютера – баптиста Турчинова и других новоявленных руководителей, которые проводят на востоке Украины военную карательную операцию, которая уже привела к многочисленным жертвам и раненым, для подавления протестов, ставших реакцией на февральский госпереворот, на бандеровские нацлозунги за единую, унитарную против федерации, против русского языка. И в этом их поддерживают протестанты США, лютеране Германии, кальвинисты Швейцарии, Нидерландов, Шотландии.  Протестантизм торжествует и способствует конформизму.