Волшебный мир детства

Морозов Павел
Записки со 2-го Областного благотворительного театрального фестиваля «Волшебный мир сказки» (2014 г.).

                «Все мы родом из детства...»
                Антуан де Сент-Экзюпери

   У всех взрослых детство разное — хорошее или плохое. У всех детей детство одно на всех — это пора широко открытых навстречу миру и жизни глаз, искренняя вера в сказку и распахнутое доверчивое сердце.
    Именно в детстве мир полон острых неизведанных запахов и таинственных звуков. Именно в детстве мы видим мир по-настоящему цветным, радужным и объемным.
Именно в детстве мы верим в существование говорящих Котов и летающих  Козлят,  злых Бармалеев и трогательно-беспомощных Дюймовочек.
   Мир театра, как мне кажется, изначально возник в жизни человека как тяга чуду, как тяга к навсегда утраченному миру детства. Только в театре  взрослые могут на короткое время сбросить с себя маски реалистов и циников, и окунутся в мир чуда, чуда, которое рождается здесь и сейчас в полутемном зале на расстоянии вытянутой руки. Именно в такие моменты в сердца взрослых внезапно возвращается способность трепетать и сжиматься, а глаза вдруг наполняются непрошеными, но такими искренними слезами. 

   Я посмотрел все спектакли фестиваля — такие разные (от восхитительных до спорных), но самым большим впечатлением от фестиваля стали не самые яркие моменты спектаклей или великолепные актерские работы, а глаза маленьких зрителей. Рассказать об этом невозможно, можно только видеть, как закипают детские сердечки от возмущения, когда злые Мыши в очередной раз коварно обманывают Кота Леопольда, как расцветают радостные улыбки, когда Котенок по имени Гав помогает-таки своему другу Щенку вспомнить свое настоящее имя, которое потом летает по зрительному залу в виде двух цветных шариков, как торжествующе плещут детские ладошки, когда Маугли, наконец, становится Человеком и находит свою Маму (этот момент особенно щемящ и трогателен: фестиваль благотворительный и в зале сидят воспитанники детских домов, для них семья не слово, а мечта, мечта до боли особенная). 

   Дети очень искренне не понимают мир взрослых. И в самом деле, они абсолютно логично не понимают, почему Царь-батюшка любит и лелеет двух старших сыновей, бездельников и лоботрясов, а младшего, умного, трудолюбивого и покладистого, постоянно унижает, а потом и вообще отсылает на верную смерть? Мне хотелось бы верить, что русской детской душе никогда не понять, почему американский ребенок смеется над тем, как герои Диснея колотят друг друга чем попало и на чем свет стоит. Именно поэтому, мы вместе с двухлетней дочкой предпочитаем смотреть добрые советские мультики: русский Винни Пух, на мой взгляд, отличается от американских диснеевских родственников, как дельфин от медузы (причем против медуз я особо ничего не имею, но в море предпочел бы встретиться все-таки с дельфинами).

  Одновременно я заметил, что некоторые взрослые, напрочь позабывшие о своем детском прошлом, не менее искренне недоумевают, как дети могут всерьез верить во всю эту чушь: говорящих Лисиц и Зайцев? Как можно быть таким тупым и непрактичным, чтобы строить избушку из коры и веток? Не проще ли сразу из огнеупорного кирпича, а то и пенобетона?  А тут еще и Лиса-недотепа! Ну выгнала Зайца из дому — так будь в нем хозяином! Нашла чего пугаться — несчастного Петуха... Ну и так далее... Думаете, я все это придумал? Увы, не придумал, только записал за одним своим знакомым, который не так давно водил свою дочку на подобный спектакль. Разные они, взрослые... Впрочем, как и дети...
   
   Сказка - это всегда не как в жизни, там многое не по правилам, и дети, в отличие от взрослых, это прекрасно понимают. Им радостно, когда Иван-дурак совсем уж не дурак, когда Кощей не страшный, а смешной, когда Баба Яга совсем не злая, а очень даже милая и симпатичная. А уж то, что между Кощеем и Бабой Ягой может завертеться самый настоящий трепетный любовный роман с веселой свадьбой в финале — так и вовсе взрыв восторженного веселья в детских душах! В такие моменты и сам начинаешь верить, что зло вполне можно победить смехом, хотя бы на скоротечные шестьдесят минут спектакля.
 
  Так хочется верить, что когда-нибудь наступит время только добрых людей и только добрых начинаний, а понятие «зло» навсегда исчезнет из человеческой жизни. Так хочется верить... Особенно в те моменты, когда Королева предает свое материнское сердце и отказывается от дочери, когда дворцовые дети, пусть даже на сцене, обижают и дразнят заколдованную Принцессу. И хотя потом Королева прозревает и и узнает в маленьком чудовище сою прекрасную дочь, некоторые маленькие зрители, особенно из детских домов Ростовской области, воспринимают предательство Мама-Королевы, как личную драму — некоторых из них самих когда-то предали их собственные родители, и хочется верить, что когда они сами станут взрослыми, в их жизни никогда не повторится сюжет предательства по отношению к их будущим детям.

   Вы помните момент, когда перестали верить в существование Деда Мороза? Нет? Я помню. И помню — каким это было для меня потрясением. Даже открытие того, что взрослые беззастенчиво врут меня так не потрясло. Я помню, что в этот момент что-то невидимое и  чуть осязаемое в моем сердце вдруг оборвалось и навсегда исчезло. Может быть в тот момент оборвалась одна из самых крепких ниточек, которые связывали меня с детством. Согласитесь, повзрослеть в пять лет — вещь малоприятная. Возможно, именно поэтому мы с женой каждый год высылали по почте племяннице Танечке огромную посылку от Деда Мороза (с фирменным северным адресом и Новогодними наклейками), в которую помимо подарков было вложено личное Дедморозово письмо с его фотографией, где он подробно рассказывал девочке, как он гордится ее победами и как любит ее. И Танечка регулярно писала Деду Морозу письма с уймой орфографических ошибок, причем она, собственно, не просила подарки, она с ним общалась как с родным дедушкой (своих дедушек она уже не застала). И когда в третьем классе одноклассник гордо заявил посреди урока, что Деда Мороза не существует, Танечка достала из портфеля десяток писем от Деда Мороза и спросила: «А кто же мне эти письма пишет, и присылает посылки с Северного полюса»? Однокласснику крыть было нечем и существование Деда Мороза было реабилитировано в глазах класса еще на несколько ближайших лет.
   Возможно поэтому фраза Мороза Ивановича из сказки о заколдованной Снегурочке: «И теперь я буду не Мороз Иванович, а Дед Мороз!» вызвала у зрителей от 5 до 12 лет такую бурю восторга: вот же от, тот самый, настоящий и сказочный!

   И хотя Добро опять победило Зло, хотя Снегурочку расколдовали, хотя злой тигр Шерхан вновь наказан, было немного грустно -  фестиваль завершился. Восемь театров разъехались по своим площадкам и вернулись к напряженной творческой работе, но маленькие зрители из малообеспеченных семей и из детских домов Ростовской области оставили в своих сердцах частичку чуда и добра, которые в течение восьми дней дарили им взрослые артисты, те самые взрослые, которые ни на минуту не забывают, что все они родом из детства.

Павел Морозов