Сплав по Оне-2005. Часть 2, вода

Къелла
продолжение.
начало здесь: http://www.proza.ru/2014/06/09/628



В первый день сплава прошли совсем немного: буквально несколько километров по реке вниз. Я и Данис сели передними, Марат и Рустем Фаритович – задними. Сгреблись более-менее. Зачалились на правом берегу, где находилась заброшенная пограничная застава и ее баня. Побывали в жилом помещении, превращенном туристами в зимник, полюбовались на тесанный топором пол в избе. Потом растопили баню по-черному, помылись по двое – я с Маратом, Мурзик с Данисом. Так как баня была стационарная, то там даже ведро имелось. Из бани смывать мыло выскакивали в речку, вода была ледяная. Увидели направленный в нашу сторону объектив фотоаппарата и решили что Рустем Фаритович компромат опять снимает, даже прикрылись на всякий случай, а он, как оказалось, снимал ползущий вниз с горы туман, а вовсе не наши голые задницы.

Ниже  заставы  русло  делится  надвое островом, в протоках много камней, на выходе прижим к левому берегу. Идти нужно в  левую, более полноводную, в правой протоке - непроход.

Первым встреченным нами препятствием оказался порог "Калибр ". Проскочили его отлично под правым берегом по крутому косому сливу высотой в метр, в  левой  протоке  на  выходе была гребенка и мощный слив.
После порога «Калибр» мы зачалились и пошли смотреть дальнейшие препятствия с берега. Сфотографировались на огромных каменных плитах, расположенных в русле. С берега дойти до них можно было только перепрыгивая с камня на камень. Марат был в берцах, как умный человек, а мы с Данисом – в кедах со скользкой подошвой. В итоге молодость победила разум и законы физики, и в воду никто не упал, благополучно допрыгав до берега обратно.
Прошли по берегу 200 м, осмотрели " Максим". Ориентиры  начала  порога: с левой стороны скальные выходы высотой до 300 метров, за островом 200 м спокойной воды,  прямо виден  мощный завал из бревен, река поворачивает вправо на 90 градусов за бом, захода на видно.  В завале из бревен, кстати, вырос отменный малинник с дикой малиной, мы облопались ягод. На левом берегу перед порогом  хорошая стоянка и тропа для просмотра. Вся  масса воды собирается в единую струю шириной 7-10 м и резко поворачивает на 90 градусов вправо,  следует  слив  0,8м,  а  за  ним  водопадный  слив с плиты высотой 1,5 м, который образует пенную яму высотой 1,2  м.  Затем струя  обрушивается  на  скальный  бом.  Далее  струя  бьет в два скальных обломка. Через  20  м  после  струя  поворачивает  влево  в хаотическое  нагромождение  камней.  В  центре  порога  имеется S-образный   поворот  струи  между  камнями,  ширина  некоторых проходов очень мала - 2 м. Длина порога около  800  м.

Шли  по основной струе с уходом влево. Встали на ночевку на левом берегу после порога.
     Порог  "Максим  " после впадения  слева р. Арысь сменяет довольно сложная "3-х ступенчатая шивера-порог".

Далее в старых лоциях упоминаются шиверы и номерные препятствия, но в нашем описании, которое скачал в сети Рустем Фаритович, далее шли подряд три порога с названиями «Трон», «Лоток» и «Банный». Шли их без осмотра, так как настолько большой участок реки, утыканный препятствиями, заранее пройти и разведать по берегу было невозможно, а чалиться в промежутках между препятствиями нереально – для выполнения этой операции нужна спокойная вода, а ее нет. Порог «Трон» получил свое название не то из-за большого обливного камня в центре русла, не то из-за черного каменного сооружения на правом берегу – оно и вправду напоминало гигантское кресло. После «Трона» сразу влетели в порог «Лоток» - там струя бьет в большую лежащую на дне каменную плиту, всю покрытую от такого обращения круглыми выемками. Слились по плите ровненько, очень плавно.
Впереди нас ждал порог «Банный». Я спросила, почему он так называется, ребята предположили что это из-за того, что на берегу здесь принято делать походную баню. После прохождения порога вопросов и сомнений насчет названия ни у кого из команды не осталось: дело в том, что порог «Банный» представляет собой по сути одну огромную пенную бочку, к счастью – проносную. Когда, окунувшись по макушки касок в белую пену, мы вышли из порога, то единственными сухими участками у нас оставались квадратики на животе, прикрытые спасжилетами! Даже голова была мокрая – сплавная каска имеет отверстия для легкости, вот в них-то воду и захлестнуло. Мы с Марычем выжали свои банданы и решили, что теперь из-за сухих квадратных «экранов» на животе напоминаем телепузиков.
Далее в описании значился  порог "Косые ворота". За длинной шиверой шел участок спокойной воды, на правом берегу приток и поворот реки влево. Расслабившиеся было после удачного прохождения связки из трех порогов без осмотра мы не придали значения двум торчащим из воды камням, легко пройдя по струе между них. Меж тем, камней оказалось не два, а … четыре. Марыч заорал, перекрывая рев потока: «Это НЕ ТЕ ворота!» А впереди над нами возвышались ТЕ САМЫЕ, которые «Косые»: а за ними мощный слив. В последний момент мы успели с Данисом налечь на весла и разогнать кат, а Мурзик и Марат аккуратно подрулили. Ворота были пройдены технично и красиво, несмотря на дурацкий входной косяк.

После «Косых ворот» есть шиверы, а за ними – порог «Слаломный» или «Слалом» На  входе река разбивается на два рукава, с мелкой водой. Проход по левой протоке. Перед слиянием проток ступень - ступень до  1  м высотой.   Поворот  струи  влево,  на  прямом  участке постоянное лавирование.
Дальше на правом берегу мы увидели огромный бом.  Река  делает легкий поворот налево, затем правый поворот в пределах долины. На правом повороте довольно  сложный  порог  с просмотром по левому берегу. На входе две гряды камней с узкими проходами. Затем "горка "около 1 км с валами более 1 м. В валах встречаются камни. Название этого порога я не помню и в лоциях не нашла.
Следующим по реке через километр спокойной воды  значился порог "Бык". Его нужно обязательно смотреть с берега, так как с воды кажется, что русло реки просто намертво перегорожено камнями. На самом деле проход, кончено, есть, несмотря на огромное количество камней – идти можно по основной струе под берегом.

Дальше шиверы шли одна за другой, нам с Данисом как передним гребцам-«матросам» постоянно приходилось сохранять надлежащую для маневров положительную скорость ката относительно потока, так как между камнями нужно было постоянно лавировать, и в узкие высокие сливы входить ровно по струе.

 Завершающим в этот сплавной день стал прижим  к двум ноздреватым скалам у левого притока. Приток слева, за ним остров. Проход правой протокой.
Мы встали на ночевку перед порогом «Бобслей» по левому берегу на галечной косе у подножия трехглавой горы. Рустем Фаритович озаботился тем, что у нас, кажется, травит баллон. Мы с Маратом поставили скоростной  рекорд по расшнуровке гондолы и вытаскиванию баллона – 8 минут. Затем баллон был вновь надут на берегу и тщательно осмотрен. Здесь мне удалось от души позагорать, лежа кверху пузом на пенке, горный загар липнет к телу мгновенно, не оставляя ожогов. Парни так и не нашли дырку в резине, и уже собирались опустить баллон в воду, чтобы по пузырькам воздуха понять – откуда травит, но тут подошла я и сразу углядела маленький порез в 1 см длиной. На дырку наложили заплатку с резиновым клеем, и оставили сохнуть. Пока мы стояли на берегу и чинили кат, мимо нас на безумно крутом и дорогом катамаране «Octopus» прошла команда москвичей. Несмотря на крутую экипировку, на срез порога ребята выскочили боком, а дальше – просто слились как в канализации. Разочарованные эстетически, мы отправились в лагерь жрать бастурму.

 Наутро нас ждал  порог "Бобслей" ( "Трехступенчатый"). Поподробнее о его ступенях:
     1-я  ступень:  начинается  сливом  с  плиты,  шириной  5-6 метров, высота слива полтора  метра,  слив  косой,  в  сливе  - камень.  Необходимо  после  слива уходить влево, а затем вправо уйти от обломка скалы.  Первая ступень требует точного захода в слив (вот то, на чем ошиблись москвичи!) и затем четкой работы гребцов. Длина ступени 50 метров.
 2-я ступень: серия сливов по центру струи
 3-я  ступень:  проще первой, но с аналогичным сливом между двух камней. Проход 6-7 метров, косой слив высотой 1,5  метра. В сливе острый камень. Длина ступени 100 метров.

 Порог мы прошли аккуратно, но все же были недовольны – тоже не совсем удачно  осуществили заход.  На этом пороге считается, что верхняя часть Оны осталась позади, вода становится спокойной, начинается средняя Она.   Здесь справа впадает река Белая, воды становится больше. Это была очень скучная часть сплава, можно было даже не грести. Ее оживляли только наши с Маратом пикировки, или, например, коллективное валяние на баллоне с сигаретой под девизом: «Левая гондола для курящих, правая – для гребущих».
В среднем течении Оны на ее берегах  есть населенные пункты .   В  4 часах  хода  от  порога  "Бобслей"  на  правом берегу находится поселок Большой Он. В поселке есть магазин, почта (  телеграммы только  по  субботам  ),  две  столовые. Хлеб в магазин завозят только раз в неделю, в  понедельник,  после  обеда  его  купить довольно сложно, так как за несколько минут его разбирают.
 За  поселком Она сливается с притоком - рекой Большой Он и почти удваивает свой расход, становится шире и глубже.
Дальше находится поселок Кубайка. Вдоль реки   от   Большого   Она   до   пос.   Кубайка   идет   трасса Акдовурак-Абакан, по которой мы забрасывались.   Поселок Кубайка расположен на правом берегу реки в шести-семи часах хода от пос. Большой Он. Там есть какой-то пансионат. В Кубайке мы зачалились и пошли в магазин, чтобы купить всякой ерунды: шоколадку, белый хлеб, молоко. Магазин оказался закрыт, и мы приуныли. Но потом на деревенской улице из-за забора Марыча обхрюкал хряк, и веселье грянуло с новой силой: вспомнили встреченного на пешаке кабанчика и определились с видовой принадлежностью нашего друга. 
Через  20  минут  после отплытия от Кубайки слева впадает река Большой Анзас, а еще через час ходу - поселок Малый Анзас. Он нам не понравился – много коров и нет электричества. После этих населенных пунктов река снова становится безлюдной и переходит к своему нижнему течению. В нижнем течении река набирает чудовищную мощь, именно на этом участве находятся знаменитые «Большие Онские пороги» – 2 штуки, из-за которых река имеет 5-ую категорию сложности. Но перед ними немало мощных шивер с бочками, которые идуи одна за другой как бусы на нитке. Шли очень осторожно, чтобы не влететь в «Нижнеонские» – их вообще не планировали идти, а собирались обнести.
После каждой шиверы чалились на берег и шли осматривать препятствие, потом только шли. Такой подход очень выматывал, но зато мы не рисковали свалиться в сложные пороги без просмотра. На  крутом левом повороте  сужение  реки  и  две очень  высокие  скалы. Порог «Джерга 1» расположен под правобережной скалой, прошли его по левому берегу. Далее следовал порог «Джерга-2», было решено его пройти, на разгруженном катамаране, а потом обнести «Большие Онские пороги».

Рюкзаки обнесли по берегу и оставили их на стоянке, расположенной ниже Больших Онских порогов. Пошли «Джергу-2» на облегченном кате. Русло плавно заворачивает вправо, сам порог находится  на прямом участке Длинная  разгонная  гора  со  множеством набирающих мощь сливов и бочек справа заканчивается кульминацией:  сливом не менее 2,5 м с таким же стоячим валом и мощнейшей бочкой. В левой части русла слив  не такой  мощный,  но  требуется  серьезная  лавировка между  камнями, особенно в нижней части  порога, и  есть тенденция к затягиванию  в основную струю. За порогом - длинная мощная шивера,  начинающаяся 1,5-метровым сливом под левым берегом. На  одном из  камней левого  берега - памятник  погибшему воднику. На выходе из «Джерги-2» нас поджидал сюрприз – очень нехорошая тормозящая бочка.

Бочка закусила нос нашего ката, развернула нас спиной по течению, и при этом корма катамарана задралась так, что сидящие сзади с трудом доставали веслами до воды! Мы с Данисом будучи передними и находясь ближе всего к водяному валу,  гребли как ненормальные, пытаясь вытащить зажатый водой нос. Чудом нашей четверке удалось добиться того , чтобы бочка выплюнула нас прочь, и обошлось без оверкиля.  После этого мы зачалились, настроение было отвратительным – каждый считал, что это он виноват в том, что нас поймало бочкой. Я, по-моему, даже всплакнула. Но впереди нас ждал обнос катамарана по берегу, и грусть быстро прошла.
Катамаран вытащили на берег, и взвалили на плечи. Он был ужасно тяжел, но мы так и перли его по берегу в неразобранном виде вдоль реки, пока не дошли до стоянки, где оставили рюкзаки.

Перед Большими Онскими порогами мы повстречали группу из Новокузнецка и решили посмотреть, как те пойдут Большие Онские пороги. Женщина-руководитель похода рассказала нам, что для новокузнечан Она – домашняя тренировочная речка, вроде как для нас, татарстанцев – Юшут. В итоге из наблюдений стало ясно – стоячие большие валы, которые нас напугали – это легкий и весёлый участок прохождения, а вот бочка, в которую мы влетели недавно – и есть самая трудная часть прохождения первого из Больших Онских порогов! То есть мы обнесли интересное и безобидное место, а в самую страшную бочку нечаянно залезли!

Пройдя еще 1-2 мощных шиверы, увидели дальше гладкую воду и  поняли, что  река  вот-вот закончится. Стали появляться местные жители на моторных лодках поднимающиеся вверх по течению. Река стала широкой и спокойной. Здесь экипаж дурачился как мог: танцевали «вальс на двух веслах» - разворачивая вдвоем груженый кат вокруг оси в ритме Штрауса. Сначала баловались только передние гребцы, а потом – и задние подключились.  Дальше передние стали состязаться с задними в слаломном мастерстве – проходить пара на пару в воротца. Если задние вдвоем могут управлять катом легко, так как центр масс приходится посередине линии их расположения, то передним приходится попотеть, чтобы направить кат в узкие воротца без помощи задних. Но справились. Она закончилась, и мы в последний раз хлебнули из-за борта ее гостеприимной водички.

После  впадения  Оны  в Абакан до г. Абазы остается пройти около 30 км, ходового времени около  4  часов.  В лоциях на реке Абакан обозначен «Грозный порог Мончик». Сам порог заметить было трудно – это был маленький перекатик высотой в 40 см. Его появление встретили дружным оскорбительным смехом. Заключительную стоянку на реке устроили под мостом в г. Абакан.

Обратно мы ехали в том же составе: Рустем Фаритович улетел самолетом, а мы втроем поехали на поезде. До отхода поезда оставалось много часов, мы уже успели отзвониться с главпочтамта в Казань и решили посмотреть город. От Абакана я пришла в восторг, несмотря на то, что в городе в этот день из-за аварии не было воды. Видели недалеко от вокзала памятник  воинам-интернационалистам. В одном из редких открытых кафешек, куда мы зашли поесть манты, Данис хватанул на халяву ложку зверской хакасской аджики и сидел выпучив глаза. Забавная сцена произошла также в баре «Атака», в котором было два зала – для некурящих и курящих. В первом из них было светло, студенты жевали свои хот-доги с Кока-колой. Во втором, темном и мрачном, с прикрученной к полу мебелью, надирались одинокие и очень подозрительные личности. И вот в этой-то атмосфере появляются трое ребят в камуфле, в пыльнущих берцах, садятся за стол , закуривают и заказывают… зеленый чаек! Когнитивный диссонанс просто.

Потом мы еще шарахались по Новокузнецку, купили там в игрушечном магазине набор кухонной мебели для Барби, и получили дисконтную карту. Эта дисконтка из Новокузнецка у меня до сих пор лежит в кошельке, напоминая о временах онского сплава и готовности тащить здоровенную коробку с игрушками через полстраны.

/09.06.2014/