Пятая колонна по текстам Библии

Ванечка Сермягин
Для начала зададимся вопросом, - откуда есть пошло выражение «пятая колонна»?
Термин "пятая колонна" возник в октябре 1936 г., когда франкистский генерал Э.Мола заявил по радио, что мятежники ведут наступление на Мадрид четырьмя колоннами, а пятая в решающий момент ударит с тыла. "Пятая колонна" сеяла панику, занималась саботажем, шпионажем и диверсиями.
Понятно, что сегодня пятая по счёту колонна стала метафорой, некой условностью. Можно говорить о «пятой колонне» применительно к гитлеровской  агентуре в Москве, хотя с Запада на Москву шли сотни немецких «колонн-дивизий».
Это вещи дефиниционного порядка. А начали мы с них собственно для того, чтобы как можно более очевидно выявить начала такого явления в одном из ранних текстов мировой культуры, а именно, - «Библии».
Перед тем как разорить город Иерихон, ученик и последователь Моисея Иисус Навин даёт своим соплеменникам два важных указания. Он предупреждает, что золото и серебро, и сосуды медные и железные поверженных жителей города должны пойти не на обогащение отдельных участников штурма, а в казну первосвященников и старост. И второе, истребляя всех жителей Иерихона, воины Навина должны оставить в живых только Раав блудницу, её и всякого, кто у неё в доме; потому что она укрывала посланных, т.е. тех, кого Навин посылал в город в качестве той самой пятой колонны.
И предали заклятию всё, что в городе, и мужей и жен, и молодых и старых, и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом. А двум юношам, высматривавшим землю, Навин говорит: пойдите в дом оной блудницы и выведите оттуда её и всех, которые у неё, так как вы поклялись ей. И пошли юноши, высматривавшие город, в дом женщины и вывели Раав и отца её и мать её, и братьев её, и всех, которые у неё были, и всех родственников её вывели, и поставили их вне стана Израильского. А город и всё, что в нём, сожгли огнём; только серебро и золото и сосуды медные и железные отдали, в сокровищницу дома Господня (Нав. 6:16-24).   
Важно заметить, что по тексту «пятая колонна» совершает не предательство. Но сам Господь Израильский лишь «пЕрЕдаёт» в собственность своего народа то, что принадлежало другому народу. А вот пример, уже из Нового Завета, с Иудой. И тот, оказывается, не предаёт Иисуса, а пЕрЕдаёт Его официальным первосвященникам и старейшинам.
Рассмотренный материал интересен с той точки зрения, что он, пожалуй, единственный  в Библии, где идея «пятой колонны» рассматривается не изнутри самой «пятой колонны», а тех людей, на которых она работает. Все другие материалы демонстрируют «пятую колонну» исключительно изнутри её самой. О тех же, на кого она работает, сообщаться, тем не менее, достаточно очевидно через логику исторических выкладок признанных специалистов по этому периоду.

Самым ранним таким примером является история Авраама. После того как Авраам становится немощным стариком, он покидает Египет и уходит в землю Ханаанскую, куда собственно повелел ему идти когда-то Господь. Находясь же в Египте, Авраам использует  всевозможную магию, чтобы внушить «пугливому» фараону пророческую силу слова своего Бога. При этом активно использует чары своей жены Сарры, дабы за её услуги получить от фараона скот, золото и серебро. Причём задним числом текст пытается оправдать женщину. В 20-ой главе "Бытия" говорится, как к Авимелеху является Господь и говорит ему, что тот понесёт наказание в виде смерти за то, что посмел взять жену другого.
Очевидная в философии экзистенциализма «пограничная ситуация». Помирать не хочется и Авимелех начинает по-мальчишески оправдывать себя перед всевидящим оком Господа, - де он действительно привёл к себе в дом жену другого, но всё было честно, и он с нею не спал.
Разумеется, история Авраама в «Библии» это лишь первый блин (к вопросу, с чего он получился комом), чтобы затем довести до полного совершенства мифологему «пятой колонны».   
По текстам «Библии» видно, - каждый раз, когда начинается мор, голод, евреи идут добывать пропитание в Египет, к фараонам. Но, оказавшись здесь, ведут себя, как «пятая колонна», подрывающая могущество страны. И Моисей, и Иосиф, это случаи, когда представители такой «пятой колонны» оказываются рядом с руководителем страны, т.е., говоря современным языком, внедряются агентами в правительство чужого государства, неосмотрительно давшего им в тяжёлую, лютую годину кусок хлеба с толстым слоем масла. Более того, многим из них удаётся с помощью родственников вывозить за пределы Египта зерно, золото и серебро. Собственно, как это делал Авраам или Иосиф. При этом главным экономическим принципом часто остаётся марксова формула «жена-лошаки-жена» или более поздняя, о которой говорили Ильф и Петров, - жена ночью, лошаки утром и т.д.

ИОСИФ
История Иосифа, это история продажи братьями своего соплеменника в египетский плен.  Проходит время и Иосиф мирится с братьями, прощает им их подлость. Но кто увлекается телевизионными программами Nat Geo Wild о дикой природе могут наблюдать, как сильный лев пожирает антилопу, а нажравшись подпускает к остаткам туши львиц и даже гиен. Примирение наступает только после полного насыщения собственного желудка. Точно так ведут себя сыновья Иакова. После того как вскрыты амбары фараона происходит облагораживание их души до человеческого подобия.
Сопоставление образа Иосифа, с тем что мы находим в переводе папируса Орбини, свидетельствует о том, что составители Библии использовали все мифологические архетипы, чтобы приписать определённые положительные черты своим скандальным  героям. Сегодня мы это воспринимаем как само собой разумеющееся. И понятно,  пропаганда делает своё дело. Если же снять весь этот густой крем с оной идеологической выпечки, то увидим, что Иосиф отказывается удовлетворить похоть жены фараона только потому, что имеет иную ориентацию (читаем историю о надзирателе тюрьмы). 
Интересно и то, как сами фараоны привечают изголодавшихся иноплеменников. «И сказал фараон Иосифу: отец твой и браться твои пришли к тебе. Земля Египетская пред тобою; на лучшем месте земли посели отца твоего и братьев твоих; пусть живут они в земле Гесем» (Быт. 47:5,6)
Когда фараон говорит такие слова Иосифу, он имеет в виду, что евреи будут заниматься земледелием, а не скотоводством. «Ибо мерзость для египтян всякий пастух овец» (Быт. 46:34)
В подтверждение следует вспомнить ссору Кайна и Авеля, один из которых приносит Богу жертвы продуктами земледелия, а другой продуктами животноводство. В этом смысле евреи и египтяне были идеологически антагонистами. Здесь же надо видеть начала разногласий Моисея с фараоном и необходимость для первого выйти за пределы Египта, чтобы в неких «стерильных» условиях, свободных от египетской скверны, вознести молитвы своему Богу и принести Ему жертвы.

Поскольку никаких исторических свидетельств нет, а гадать на филологической кофейной гуще бессмысленно и не перспективно, появились две группы учёных, пытающихся экстраполировать библейские события на историю. Первые предпочитают связывать время пребывания Иосифа в Египте с историческим периодом, когда, начиная со II тысячелетия до н.э., в страну несколькими последовательными волнами начали вторгаться «кровожадные и беспощадные» семиты-гиксосы* из Ханаана и Сирии.
Другие называют конкретно Аменемхета IV.
Арабы считали Иосифа строителем Канал Иосифа ( араб. ;;Бахр-Юсуф). Сам канал был вырыт по приказу фараона Аменемхета IV. Но точно можно сказать одно, что и с гиксосами и с именем последнего фараона связываются периоды упадка Египетской империи.
Впрочем, и на фараонов иногда находило просветление. В одной из глав «Исхода» фараон высказывает опасение, что когда случится война, соединятся они с нашими неприятелями (Исход, I:10)

МОИСЕЙ
Моисей, пожалуй, первый, кому приходит в голову мысль создать своё сильное государство. И ему первому это удаётся. 
В ханаанской земле живут «расплодившиеся» по наущению Бога сородичи Моисея. Теперь задача его совершить Исход из Египта. Последней каплей терпения становится решение фараона принудить живущих в Египте евреев месить глину и заниматься обжигом кирпичей. Кстати. Ещё одна тема для исследования, - не с тех ли пор в евреях развивается особое пристрастие к скрипичному искусству.
Но для нас здесь важно другое. Наконец и до фараонов доходит идея исключительной опасности «пятой колонны» на территории своего государства. И было бы наивным полагать, что в этом случае агентов «пятой колонны» следует схватить и депортировать. Из мировой истории мы знаем, что в этом случае агентов арестовывают, судят и расстреливают.  Фараоны же и тут проявили слабину, ограничившись тем, что вместо этого применили принудительные работы на кирпичных заводах.
О том, как они за это легкомыслие расплачиваются, видно из последующих событий.
«И сказал Господь Моисею: простри руку твою к небу, и будет тьма на земле Египетской, осязаемая тьма. Моисей простер руку свою к небу, и была густая тьма по всей земле Египетской...» (Исх.10.21,22).
«А Я в сию самую ночь пройду по земле Египетской и поражу всякого первенца в земле Египетской, от человека до скота, и над всеми богами Египетскими произведу суд. Я Господь» (Исх. 12.12)
Но до того как дойти до такой крайности, легко предположить (и эти мысли мы находим у того же исследователя В.Келлера) что Моисей и его окружение делают попытку узурпировать власть над Египтом с помощью хитроумных ходов.
Известно, что дочерью фараона была женщина, нашедшая Моисея в корзине и позднее усыновившая мальчика (Исх.2:1–10).
Закономерным является вопрос: был ли в Египте времён 18-й династии правитель, который не имел сыновей-наследников и чья дочь должна была занять трон после его смерти? Под это описание подходит фараон Тутмос I/Аменхотеп I - у него не было сына, и поэтому его дочь, имя которой хорошо известно египтологам, наследовала царский престол. Её звали Нефрура (или Хатшепсут). В ранних записях она, будучи ещё принцессой, фигурирует как Нефрура. Возможно, смена её имён происходит, когда она становится царицей (Хатшепсут).
В Египте были найдены несколько статуй молодой женщины с ребёнком на руках. В надписи на них говорится, что это - Нефрура и Сененмут. Царское украшение на голове ребёнка свидетельствует о том, что он является членом семьи фараона и, следовательно, в контексте данной гипотезы, был престолонаследником.
Нефрура известна как принцесса и дочь фараона Аменхотепа I. Существует возможность, что именно она нашла младенца Моисея в корзине из тростника и усыновила его, сделав наследником египетского престола.
Имя Сененмута также связано с Моисеем: оно означает «брат матери». Происхождение этого оборота речи кроется в мифологии Египта, а точнее в семье богов (воплощением которых по преданию, являлись члены семей фараонов) Осириса, Исиды и Гора. Последний был одновременно инкарнацией отца, который приходился своей жене родным братом. Другими словами, Гор являлся братом своей матери. Несмотря на то, что он родился после смерти своего отца, мать могла передать ему права наследования престола.
Таким образом и Моисей как приёмный сын египетской принцессы, являясь одновременно её «братом», мог стать царём страны.
Что-то этому помешало, хотя нас, как мы уже пометили выше, интересует другая проблема.
Итак, мы наблюдаем: «Во времена голода Египет становился прибежищем для ханаанских кочевников, а часто и единственным их спасением. Когда в их землях начиналась засуха, страна фараонов всегда предоставляла им сочные пастбища.
С другой стороны, легендарное богатство Египта часто становилось соблазном для воровских банд дерзких кочевников, которых интересовали вовсе не пастбища: гораздо больше их заботило, как взломать амбары или ограбить роскошные дворцы».

Но куда проще было бы иметь своего ключника при таких амбарах. Во всяком случае, в этой уникальной роли мы наблюдаем пресловутого Иосифа.
С тех пор, однако, прошло немало времени. Сегодня такие иосифы (в лице Порошенко, Тимошенко и прочих Коломойских) совершенно не нуждаются в фараонах регионального масштаба. Хотя отчитываться за проделанную работу им периодически приходится перед главным фараоном мира Баракой Тутанхамоном.
______________________________________________________
*Небезызвестный Иосиф Флавий, ссылаясь на египетского историка Манефона (умер в III в. до н. э.), отождествляет гиксосов с семействами библейских патриархов и связывает пребывание гиксосов в Египте с библейским повествованием об Иосифе, а изгнание гиксосов из Египта — с библейским Исходом.